Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Литературоведы выделяют несколько классификаций деталей в литературе.

По Сахарному художественная деталь бывает:

  • внутренняя (душевное состояние, которое создаётся посредством детали, либо показывается через поступок, жесты, мимику);
  • и внешняя (описание, образы, предметы).

Техники использования

Другие специалисты различают техники, с помощью которых используются детали:

1)Бытовые детали. Предметы, принадлежащие героям, дают очень чёткое раскрытие характера. Также они выступают в качестве социальной характеристики. Обстановка может противопоставляться характеру персонажа, как-то влиять на него (не его психику, настроение).

А иногда автор специально не раскрывает предметный мир! Например Пушкин преднамеренно не описывал комнату Татьяны Лариной, чтобы добиться поэтизации её личности.

деталь-5

То есть, основные способы использования бытовых д-лей — это:

  • отождествление с героем,
  • противопоставление ему
  • и снижение их количества в тексте согласно авторской задумке.

2)Объединение в систему, как в «Преступлении и наказании» Достоевского. Здесь всё (пейзажи, интерьеры) неуклонно преследует одну цель — оставить впечатление чего-то расстроенного, неправильного, грязного. Что в целом и задаёт нужную атмосферу произведения.

3)Детали расширительного характера дают возможность буквально за счёт одного штриха или предмета передать весь образ персонажа.

4)Противопоставление деталей друг другу, например, через сравнение жилищ или комнат персонажей, как в «Мёртвых душах».

5)Повторение одной дет. или целого ряда сходных, как в произведении «Человек в футляре», где читатель видит много футляров и футлярчиков.

6)Гиперболизация дет. часто используется у Салтыкова-Щедрина. Он делает это мастерски. Вспомним одичавшего помещика, которого не боится даже мышонок!

7)Гротеск применяется в произведениях комической или фантастической направленности.

8)Наделение предметов самостоятельной жизнью. Отличный пример здесь — взаимоотношения Обломова и его халата.

9)Цвета и звуки — использование их в разных комбинациях сообразно задумке автора.

Портрет, предметы, поступки

По Гузалии Клычовой деление следующее:

  • деталь-портрет (описание персонажей буквально одним-двумя штрихами);
  • предметная деталь (описание обстановки — таким способом можно показать всё что угодно, например, рассеянность героя или его аккуратность);
  • деталь-поступок (жесты, неосознанные движения героя);
  • деталь-образ (символ — нечто, как чеховский футляр, пронизывающее всё произведение).

Важно! Каждый раз создавая описание (портрета, жестов героя или обстановки, его окружающей) автор должен соотносить это с определёнными целями: отражать какую-то черту характера, показывать социальную принадлежность, демонстрировать чувства ГГ.

Предыдущая статья:

Частная деталь в художественном произведении

Читать дальше:

Подробное или беглое описание (широкие мазки)?
«Рояль в кустах» — как использовать?
«Чеховское ружьё» стреляет или как избавиться от «рояля в кустах»?

error: