Деталь может быть частной. Её автор использует в определённой сцене. Или же общей — объединяющей всё произведение. Вокруг неё, или чаще вокруг группы деталей, строится повествование (это то, что называют «чеховским ружьём»).
А есть полная противоположность такой техники — «рояль в кустах». О ней и поговорим.
О роялях в кустах
«Рояли в кустах» (РВК) обильно плодятся в романах начинающих авторов. Получается это скорее непроизвольно, чем специально. Автор просто не задумывается, почему вдруг герою удаётся решить проблему таким странным образом, почти не прилагая никаких усилий.
РВК — такая ситуация, когда герой вдруг «совершенно случайно» обретает нужную вещь или навык/помощника/союзника. Например, попав в другой мир наталкивается на статую — древний артефакт, который учит его владению магией (Виталий Зыков, цикл «Дорога домой» — здесь весь сюжет построен на «роялях»!).
Однако у многих именитых авторов «рояль» находит вполне логичное обоснование и превращается в сюжетный ход — «чеховское ружьё».
Так работает Жюль Верн в «Таинственном острове». Это навык, которому должен научиться каждый автор — предсказывать, давать намёки, обосновывать те вещи и моменты, которые кажутся на первый взгляд РВК.
«Оркестр в кустах»
Частный случай «рояля» — «оркестр в кустах». Это тот же самый РВК, но доведённый до крайности.
Герою вдруг приходит на помощь сразу несколько персонажей, обнаруживаются какие-то нужные ему вещи, появляются соответствующие художественные детали. Либо герой постоянно оказывается в нужном месте вовремя. Сам влияет не геополитику. А его «случайные спутники» вдруг сообщают необходимую информацию, предлагают полезные знакомства.
Бывает что герои открывают в себе необычные способности: например, ни разу не держа пистолет в руках, вдруг стреляют как снайпер.
А ещё «рояли» и «оркестры» помогают героям сглаживать совершённые ими промахи и глупости. Находится кто-то или что-то, спасающее от неминуемой гибели!
Как избежать ошибок?
Бывает и так, что РВК используются писателем или сценаристом преднамеренно, как издёвка над таким приёмом (пример «Автостопом по галактике»). Но чаще это просто авторская недоработка и невнимательность к сюжету.
«Роялей в кустах» нужно избегать! Это очевидно.
В идеале автор обязан «залатать» все сюжетные дыры. А превратить РВК в «чеховское ружьё» поможет ответ на простой вопрос — почему? Почему к герою пришла помощь именно сейчас? Почему эта деталь/предмет/персонаж/событие находится здесь, в этой сцене? И так далее.
Иногда буквально одного предложения хватит, чтобы у читателя не возникло ощущения легкого пути для героя! Позже, когда автор воспользуется этой деталью, она не будет выглядеть как «рояль». Даже если упоминалось о ней в начале книги лишь мимоходом.
Необходимо проработать все слабые места, обосновав все странные/непонятные/нелогичные моменты повествования. Особенно, когда дело касается спасения героя и выхода из сложных ситуаций!
Предыдущие статьи:
Частная деталь в художественном произведении
Классификация деталей — что нужно знать автору?
Подробное или беглое описание (широкие мазки)?
Читать дальше:
«Чеховское ружьё» стреляет или как избавиться от «рояля в кустах»?
Кстати, в абсурдных комедиях рояли как раз-таки основа действия, так что там можно их со спокойной душой использовать. У меня есть одна повесть, в которую я специально построила на роялях, и людям нравится, хотя некоторые и не понимают. Впрочем, юмор материя тонкая и сложная, всем не угодишь 🙂
Давайте уже ссылку сюда! Пусть люди читают 🙂 Это же интересно, когда с юмором написано.
Спасибо за отклик!