Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Когда Чехов писал пьесы, он чётко указывал, какие именно детали интерьера должны находиться на сцене, и в какой одежде выходят герои. Такие «мелочи» важны и в художественной литературе.

Художественные детали текста можно разделить на два типа:

  • частные (относящиеся к одной сцене);
  • общие (относящиеся ко всему произведению в целом).

Терминология/тезис

Достоевский писал, что «автор должен до мельчайших точностей знать изображаемую им действительность». А Бальзак подчёркивал, что «искусство романиста заключается в правдивости всех деталей».

Писатель обязан присматриваться к окружающей реальности, а затем будто под микроскопом исследовать её характерные черты (вглядываться в жизнь). Автору художественной прозы нужна особая наблюдательность и точность образного мышления.

Деталь имеет смысл и силу по очень простой причине. В бесконечно малом вмещается целое!

Задача автора «заразить» читателя определёнными чувствами и мыслями. Это цель любого искусства, включая литературу. А достигается такая цель через нахождение бесконечно малых моментов, из которых складывается всё произведение.

деталь-2

Причем подробности и детали в тексте это не одно и то же. И они часто не относятся к ядру повествования (к образному целому), оставаясь как бы на периферии произведения.

Подробности воздействуют на читателя во множестве. Это какое-то перечисление предметов, черт характера, и так далее.

А деталь тяготеет к единичности, заменяя собой ряд подробностей. То есть, в одной детали автор может заключить десятки разных подробностей! Через неё можно показать принадлежность героя к той или иной религии, социальной группе, и так далее. В «Обломове» через диван, принявший форму тела героя, фактически раскрыт его характер.

Чехов, как виртуоз деталей, обладал чрезвычайной зоркостью. Например, он до мельчайших подробностей помнил путешествие на пароходе. Вплоть до выражения глаз пароходного ресторатора, отставного жандарма. При этом он одному из коллег по перу писал, что тот «нагромоздил целую гору подробностей, которая загородила собою солнце». В этом же духе классик высказывался нескольким знакомым авторам. То есть, он отлично различал множественность подробности и её кардинальное отличие от детали.

Основной тезис здесь следующий: под деталью понимают какую-то вещественную мелочь, свойство или особенность предмета.

Органы чувств

Первая особенность детали — это апелляция к органам чувств (обогащение изобразительного ряда текста).

Писатель может обращаться к пяти чувствам:

  • к зрению через изображение цвета предмета;
  • к слуху через характеристику звуков;
  • к обонянию через передачу запахов;
  • к осязанию через изображение ощущений у героев от прикосновений к чему-либо;
  • к вкусу через описание вкусовых свойств.

Влияние на каждое из пяти чувств делает повествование ярким и запоминающимся.

Погружение работает оптимально как раз через органы чувств! Разбрасывая мелкие детали, относящиеся к этой области человеческого естества, писатель как будто забрасывает удочку — цепляет читателя, извлекая его из реальности, а затем отпускает в вымышленный мир.

Цвет

В обычной жизни человек обходится названиями двух, трёх десятков цветов. Кто-то навскидку может вспомнить их только десяток. Художники оперируют двумя сотнями, включая разные оттенки. На самом деле многоцветие природы бесконечно!

Когда литература «осваивала» цвета, она обходилась самыми основными «красками». Например, писали, что небо синее (лазурное, голубое, чёрное).

Но в XIX веке, когда искусство устремилось к реализму, описания стали более реалистичными. Писатели следовали за художниками, привнося в тексты совсем другое изображение цветов. Например, заря стала лимонно-зелёной, пурпурно-золотистой. А небо оказалось вообще самых разных оттенков, включая бурый или фиолетовый.

XX век породил новые формы, связанные с эпохой модернизма. В литературе появились «медные небеса, латунная планка рассвета, красный туман».

В современной литературе цвета вообще понятие условное. Цвет экспрессивен. Вода может быть зелёной, чёрной, а глаза — красными. Авторы не столько следуют правдоподобию, сколько выразительности и художественной эффективности. При этом наблюдается некий примитивизм — что угодно может быть какого угодно цвета.

деталь-3

Важно понимать одно: цвет — такая деталь, которая эффективнее всего погружает читателя в вымышленный мир.

Звук

Звуки придают описаниям объём. Через слух к человеку в реальной жизни поступает очень много информации. По этой причине в прозе нельзя не упоминать о звуках.

Практически любое явление, описываемое в тексте, полно звуков. Очень важно дать читателю их услышать!

Если написать, что лес зелёный, картинка станет немного чётче, чем если бы автор упомянул просто лес. А если дополнить это описание звуками, изображение станет ещё и объёмным. В лесу трещат на ветру ветви, шуршит листва, поют птицы — здесь подойдёт любое достаточно стандартное описание.

  • Звук может передаваться простым названием предмета: звук копыт.
  • А может конкретизироваться: стук копыт о мостовую.
  • Его также можно окрасить до такой степени, что произойдет разрыв связи с реальностью. Например, добавив экспрессии и чуточку странности: мёртвый грохот копыт (каждый читатель поймёт это странное описание по-своему).

Запахи

Запахи передают в тексте присутствие неких предметов (запах хвои, мыла, бензина, свежего хлеба).

Важно не забывать, что в реальной жизни люди плохо различают запах. Войдя в комнату, каждый из нас уловит два-три основных аромата, не более!

Этого же количества достаточно, чтобы передать в литературе основную обонятельную гамму. Например, пишут, что вояка пахнет кожаными ремнями и дорожной пылью (хотя мы понимаем — потом он будет пахнуть гораздо больше). Либо, что в порту висит запах апельсинов и нефти (а на самом деле там множество ароматов, включая запах гниющих водорослей, свежей краски).

Автор просто выделяет ключевые запахи для создания общей картины, передачи настроения — для погружения читателя на уровень глубже в мир произведения.

Осязание

Этот орган чувств чаще всего взаимодействует со зрением. Пишется: «гладкая дорога, зыбучие пески, шершавые поручни, мягкое кресло».

Также осязание используется в переносном значении: «тёплый воздух, жёсткая рука», и так далее.

В более узком понимании осязание — это то, что чувствуют руки персонажей.

Вкус

В прозе мало что пробуется на язык! Исключение — описание застолий, приём пищи по утрам, какие-то перекусы.

Но к запахам вкусовые ощущения добавляются постоянно. Запах может быть горький, солёный, терпкий, кислый, сладкий, сытный. Это как раз та самая вкусовая гамма, которую автор должен использовать в произведении!

В заключение

На что нужно делать упор:

1. Самое важное — цвет.
2. Дальше нужно дать несколько звуков.
3. Описать один, два запаха. Большее количество читатель не сможет воспроизвести!
4. Прибавить совсем немного осязания.
5. И ещё отобразить «щепотку» вкусовых ощущений.

Читать дальше:

Классификация деталей — что нужно знать автору?
Подробное или беглое описание (широкие мазки)?
«Рояль в кустах» — как использовать?
«Чеховское ружьё» стреляет или как избавиться от «рояля в кустах»?

error: