В завершение темы диалогов хочется отметить, что ещё одна распространённая ошибка – беспамятство у героев.
Автор берётся за роман и вдруг понимает, что ему нужно донести до читателя уйму информации. Это и особенности мира, и его история, и тёмное прошлое персонажей. Да мало ли, что требуется срочно рассказать!
Бедный писатель нервно стучит пальцами по столу, грызёт ногти, и его осеняет: «А напишу-ка я развёрнутую беседу героя… с вот этим милым человеком…»
Как нужно писать диалоги, чтобы они не выглядели нелепо? Об этом ниже.
Абсурдно выглядящее «беспамятство»
А выглядит написанное чаще всего так. В бар/кафе/курилку заходят два персонажа и начинают пересказывать друг другу историю своего же мира.
— Слушай, ты помнишь двести лет назад у Белого корня, что на левом берегу Тартиса, произошло решающее сражение между ведьмами и технократией Валлиса?
— О, да! Тогда ещё правила королева Зэна, мать Эгарда Великого, которая послала на помощь технократам армию на красных драконах.
— Да-да, а в следующем году на Белый корень напали тролли…
Что почувствует внимательный читатель, прочтя такой диалог? Что его держат за дурака. Ведь взрослые люди, жители одного и того же города/страны/планеты не станут пересказывать исторические события, собравшись выпить по кружке эля или выкурить по трубке.
В лучшем случае читатель примет персонажей произведения за душевнобольных. И будет прав!
Поставьте себя на место героев. Вы идёте в некое заведение отдохнуть, немного посудачить о жизни, повеселиться, может быть, хорошенько выпить. И вместо этого вдруг начинаете обсуждать подробности Великой войны.
Любой адекватный читатель поймет – персонажи рассказывают истории не друг другу, а обращаются именно к нему. Это выглядит фальшиво. Такой диалог выбивает читателя из повествования, мешает верить происходящему. А значит, он навсегда закроет книгу.
Больше об этом читайте здесь:
Что делать?
Проще всего найти веский повод для беседы персонажей о хорошо известных в их мире событиях. Пусть у героя появится достойная причина расспрашивать о прошлом, если этих расспросов автору никак не удаётся избежать.
Например, герой действительно потерял память (у парня амнезия). Или несколько лет сидел в тюрьме/был на другом материке/чужой планете. Жил, в конце концов, отшельником в заброшенной горной деревушке.
Правильно обыгранные и грамотно показанные в тексте причины расспросов со стороны одного из персонажей добавят реализма истории, помогут читателю окунуться в неё с головой.
Скрытое «беспамятство»
Но всё-таки абсурдным беспамятством у героев, как в примере выше, грешат совсем начинающие писатели. У авторов с небольшой практикой появляется другой недочёт – «скрытое беспамятство персонажей». Иногда его даже заметить сложно, не то что исправить в процессе работы.
Вот яркий пример. Девушка встречает парня на вокзале:
— Стасик, привет! Два года почти не виделись! Как ты?
На первый взгляд безобидная реплика. Но читатель чувствует дискомфорт. Одна фраза явно выбивается из общего строя диалога!
Для чего девушка напоминает парню, сколько они не виделись? Неужели он не в курсе? Или она обращается к читателям этой книги?
Может быть, читатель не сразу поймёт, в чём же дело. Но на подсознательном уровне он для себя отметит – да, что-то здесь не так.
Как исправить?
Перед тем, как написать фразу, автор должен ответить себе на два вопроса:
- Станут ли герои действительно говорить об этом друг другу?
- Не выглядит ли сказанное, как скрытое обращение к читателю?
В приведенном диалоге нужно просто показать, что герои общаются между собой.
Стаса встречали на вокзале. Они не виделись с Ольгой два года. Едва заметив его, она рванулась вперёд:
— Стасик, привет! Как ты?
— Соскучился, Оль! — Стас крепко обнял подбежавшую невесту.
И всё. Больше нет никакого дискомфорта.
Применение на практике
Например, есть такой диалог:
Кирилл и Алексей сидели за барной стойкой. Играла громкая музыка. Пахло сигаретами.
— Помнишь, мы в прошлом году попали под обстрел? — спросил Кирилл.
— Да, — ответил Алексей.
— Жаль, тебя тогда ранили…
— Тебе тоже досталось.
— Долбаные чинуши, — зло бросил Кирилл. – Оставили пацанов умирать.
— Канцлер всему виной.
Помолчали.
— Ладно, хватит о грустном, — вздохнул Алексей. — Как у тебя с Ольгой? Вы же уже два года встречаетесь.
— Всё отлично, братишка.
В такой диалог нужно добавить действия. А ещё дать героям веский повод завести разговор об обстреле.
Кирилл и Алексей сидели за барной стойкой. Над барменом висела широкая плазма. Диктор тихо рассказывал, как ровно год назад под обстрел попали местные солдаты.
— Помнишь? — спросил Кирилл, кивнув в сторону экрана.
— Да, — Алексей опустил глаза. Шрам на ноге зачесался, как будто тоже вспомнив о том дне.
— Долбаные чинуши, — Кирилл ударил тяжёлым кулаком по стойке. — Если бы не тот приказ…
— Приказ канцлера, — процедил Алексей, презрительно поморщившись.
Помолчали.
— Ладно, хватит о грустном, — сказал Алексей. — Как у тебя с Ольгой? Вы же уже два года встречаетесь.
— Всё отлично, братишка.
Если прочесть внимательно, в глаза бросается часть диалога, касающаяся отношений с Ольгой. Она выглядит фальшиво из-за конкретизации – «уже два года встречаетесь», а также уклончивого ответа Кирилла.
Кирилл и Алексей сидели за барной стойкой. Над барменом висела широкая плазма. Диктор тихо рассказывал, как ровно год назад под обстрел попали местные солдаты.
— Помнишь? — спросил Кирилл, кивнув в сторону экрана.
— Да, — Алексей опустил глаза. Шрам на ноге зачесался, как будто тоже вспомнив о том дне.
— Долбаные чинуши, — Кирилл ударил тяжёлым кулаком по стойке. — Если бы не тот приказ…
— Приказ канцлера, — процедил Алексей, презрительно поморщившись.
Помолчали. Попросили выключить телевизор.
— Ладно, хватит о грустном, — Алексей хлопнул друга по плечу. — Как у тебя с Ольгой?
— Скоро годовщина, два года вместе. Не знаю даже, что подарить.
Теперь весь диалог выглядит лучше, чем его начальная версия. Почему? Проработаны и описаны причины, по которым герои говорят ту или иную фразу.
В заключение
Правила для писателя:
- Первое. Создавать веские поводы для разговора о прошлом.
- Второе. Следить, чтобы персонажи общались между собой, а не обращались к читателю.