Зачем автору нужны социальные сети? Если вы напишете самый интересный роман и начнете предлагать его разным издательствам, что получится? Ответ: ничего! Потому что автора никто не знает, а издательства рекламный бюджет на неизвестных писателей не закладывают.
Книга, изданная тиражом в 2 000 экземпляров, попадёт в братскую могилу под названием «общий каталог». Там никто и никогда новичка не узнает.
Как исправить ситуацию? До релиза книги (примерно за два-три месяца) необходимо собрать целевую аудиторию. Для этого на страницах автора в социальных сетях должна сформироваться фанбаза — собраться те люди, которые ждут выхода книги.
Когда делается релиз у писателя будет хотя бы сотня заинтересованных лиц. Он направит их на сторонний ресурс: самиздат или книжный он-лайн магазин. Система этих сайтов автоматически выделит книгу как бестселлер, так как она отслеживает все покупки или прочтения (если писатель молодой и с первым романом, он дает почитать безвозмездно).
Это работает на любом ресурсе, будь то Автор.тудей, Литнет, Литрес или Амазон! То есть, схема рассматриваемая ниже, универсальна для всех. Любой умный автор должен начинать именно со сбора целевой аудитории.
Ценность соцсетей
Итак, для чего нужны социальные сети? Для очень полезных вещей:
- формирования фанбазы;
- знакомства читателей с проектом;
- настройки рекламы;
- обустройства площадки для объявлений (релизов, скидок);
- прямого общения с читателями (они сами расскажут, какие сюжеты, герои им нравятся, а что раздражает).
Зачем нужно такое общение? Чтобы не бегать по всем издательствам и всему интернету в попытке пристроить книгу, написанную исходя из собственных представлений о прекрасном. Так делают новички!
Опытные авторы поступают по-другому. Они сначала узнают, чего же хотят люди и совмещают с этим свои творческие порывы. Потому что иначе никому ничего не продашь.
Вывод здесь один: заводить социальные сети надо!
Какие бывают социальные сети для писателя?
Это самые популярные ресурсы: Фейсбук, Вконтакте, Телеграм, Инстаграм, каналы на Ютуб. Некоторые осваивают даже Тик Ток.
Инстаграм
Инстаграм позволяет завести как личную, так и бизнес-страницу.
Бизнес-профиль немного теряет в органических показах — система «крутит» такую страничку реже, чем личную. Но зато у автора появляется возможность сделать рекламу.
Вконтакте
Вконтакте также даёт возможность создать личную страницу и профиль для бизнеса. Причем рекламироваться можно как с личного аккаунта, так и с бизнес профиля (паблика), что очень удобно.
Бизнес-страницу здесь вполне логично посвятить исключительно книге, а на личной публиковать только то, что касается автора и его деятельности.
Фейсбук
В этой социальной сети всё работает, как Вконтакте. Но Фейсбук серьёзно понижает бизнес-страницы в выдаче. Поэтому у автора может собраться до миллиона подписчиков, но тех кто видит бизнес-страницу будет очень мало. Это мы видим на примере любого крупного бренда — под записями у них не очень много лайков и расшариваний.
Так для чего люди создают здесь свои страницы? Всё очень просто. Фейсбук позволяет настроить рекламу на подписчиков. То есть, в день релиза можно «бомбить» рекламой подписанных лиц и людей, поставивших страничке «нравится».
Что нужно знать о рекламе?
Все считают, что реклама — это недоступно для обывателя. Неправда! Сколько есть денег, столько и вкладывается. Всё равно будет польза — появятся подписчики или продажи. В любом случае реклама служит развитию проекта. И даже в случае полного провала автор получит бесценный опыт. Потому что в случае с рекламой либо тебе кто-то помогает, либо ты учишься на собственных ошибках. По-другому не бывает.
Раскрутка делается двумя способами:
- с помощью денег;
- бесплатно, но с затратой времени (например, на общение с людьми в блогах, на создание обзоров книг, фильмов в своём жанре — и получение комментариев, лайков).
Зачем подписчикам авторские страницы?
Если проект в соцсети оформлен хорошо (видно, что в него вложена душа, время, силы), а на странице правильно и чётко указан жанр (через обложку, тексты, фото), люди охотно подписываются!
Также важно, чтобы писатель давал полезности — развлекал, рассказывал что-то интересное на регулярной основе. Например, можно рекомендовать книги своего жанра, ведь подписавшиеся на страницу люди любят читать. Либо рассказывать байки о себе, жизни. Давать отзывы на фильмы, которые можно посмотреть.
И, сюрприз-сюрприз! Подписчиков интересует даже обычная жизнь автора. Но здесь важно понимать, что писать об этом нужно именно как автор художественной прозы, а не рядовой пользователь соцсети. То есть, интересно, с передачей эмоций, характерных для вашего жанра, — с меланхолией или юмором, вызывая страх или улыбку. Главное не делать перепосты чужих записей!
Также людям интересно знать, на какой стадии находится проект, как идёт работа, какие у автора затруднения. Можно показать что-то из черновиков или собранных материалов для этой книги.
О группах и пабликах
Желательно иметь в социальных сетях не только страницы, с которых даётся реклама, но и группы. Потому что группы находятся в приоритете для показа.
Но нужно понимать, что создать группу малоизвестному автору, заведшему страницу имени себя, невозможно. Никто в такую группу не придет.
Зато если книга уже выпущена, есть фанбаза, с бизнес-страницы людей легко пригласить в свою группу. В ней обсуждается не только творчество автора, но и жанр в целом. Создаётся соответствующая эмоциональная атмосфера, заводятся знакомства и появляются люди, искренне поддерживающие этого писателя.
Кого привлекать на страницы?
Во-первых, автору не нужны все, увидит страницу его книги, так как любой продукт заточен под конкретную аудиторию. Например, жанр фэнтези охотнее покупают женщины в возрасте 35+ (согласно отчетным документам издательств). Ещё пример. Творчество Александра Полярного заточено на девушек от 12 до 18 лет. Взрослым такая романтика уже неинтересна.
Исходя из отзывов на сайтах, можно судить о читателях, их возрасте, поле, образовании. То есть, подбирая жанр для работы, автор ориентируется именно на среднестатистического читателя из своей ЦА.
Соответственно, лучшие подписчики в соцсетях те, кто любит и покупает ваш жанр, кто интересуется поднятой в книге темой (например, любовь, психология отношений, личностный рост), кого привлекает энергетика автора (настроение его книг).
Как это использовать? Оформлять страницы так, чтобы жанр, тема, настроение (энергетика) чётко транслировались для потенциального читателя. В результате останутся те, кому интересно творчество автора.
Как оформить страницу?
Важные моменты для авторской страницы в социальных сетях:
- солидное фото (не на фоне ковра или салатов);
- прямым текстом указан род занятий — писатель;
- показано, что автор пишет книгу;
- чётко прописан жанр (словами и картинкой);
- чётко указан поджанр (например, любовное фэнтези);
- указан этап работы (в процессе, завершен, дата релиза);
- рассказано, где можно купить или почитать.
На заметку! Люди, видящие автора впервые, ничего покупать не будут. Они должны сначала что-то прочесть. Если понравится первый роман, второй, третий, четвёртый охотно купят. Потому что для читателя книга становится ценной только после того, как он с ней ознакомился, осознал ощущение эмоционального накала и сказал «хочу ещё».
Реже бывает, что аудитория созревает в процессе написания. Автор выкладывает первую книгу поглавно, например на Литнете, и уже к 10-15 главе ему готовы платить за продолжение.
Свою аудиторию автор собирает в течение длительного времени. Нужно набраться терпения! Шаг за шагом — и всё получится, как надо.
Где брать картинки?
Странички нужно как-то иллюстрировать. И это настоящая головная боль для большинства писателей.
Где брать картинки:
- Заказывать (это профессиональное оформление, но очень дорогое — иногда за обложку выкладывают по 200-300 долларов!).
- Научиться рисовать, например, раскрашивать коллажи.
- Делать качественные коллажи (волосы с одного источника, губы с другого, овал лица с третьего — долго, но оно того стоит).
Как не уронить статус?
Всё, что разрушает образ писателя и понижает его статус, со страницы в социальной сети удаляется! Писатель для обывателя необычный человек. Не стоит спорить с бытующим мнением. Имеется в виду, что не нужно общаться с писательской страницы на отвлечённые темы. Для этого есть личный аккаунт, причём его лучше закрыть от посторонних.
На странице важно рассказать, чем привлекательна книга. Подсмотреть сильные стороны можно у авторов своего жанра. Для этого находятся отзывы и узнаётся, что именно хвалят читатели. Потом на бумаге выписываются достоинства собственного произведения. Например: сильная героиня, удивительные существа, продуманный мир (проработана религия, политика, социальные связи), есть драма, экшен, напряжение. Всё это дается одной записью в социальной сети, которую закрепляют вверху страницы.
Далее отдельными постами пишется история проекта. Информация об авторе даётся в контексте книги (без лишней информации).
На эксперименты по оформлению страницы уходит несколько месяцев, чтобы понять, что именно нравится и находит отклик у подписчиков. Здесь самое главное не бояться ошибок. Постепенно писатель находит и себя, и свою энергетику, стиль.
Как создается писательский антураж?
Через эстетику. Автор должен продумать, в какой эстетике будет проект. И исходя из своих реалий подбирать картинки (на стоках, рисовать самостоятельно, заказывать у художника).
Главное определиться, что именно будет транслироваться. Какие цвета будут использоваться? Что будет изображено? Какие эмоции должен испытывать читатель? Например, ночь, тайна, одиночество, романтика, юность, сказка.
Для продвинутых пользователей делаются ссылки на дополнительные ресурсы, чат-боты, магазин. Но первостепенная задача — создать красоту, чтобы пришедший человек решил для себя, хочет ли он здесь остаться?
Обязательно даётся информация об авторе — кто он (нужно рассказать здесь же, либо дать ссылку на сайт с информацией), чем занимается прямо сейчас, но без подробного углубления в биографию. Важно, чтобы информация соответствовала энергетике проекта. Не важно, сколько книг написано, получены ли премии! Важна душевная связь с читателем.
Чего не должно быть на странице?
На странице в социальной сети не должно быть:
- того, что понижает автора в статусе (бытовуха);
- спорных тем — политики, религии, вакцинации, эпидемии, войны.
Если же книга адресована узкой аудитории, затрагивается больная тема. Автор «воюет» с тем, что раздражает/мешает его аудитории, не идя на компромиссы. Яркий пример популярная нынче гей-тематика.
Пошаговый план для писателя
Итак, еще раз, что нужно сделать:
- Создать доску настроения в Пинтерест из картинок, отражающих настроение книги, вдохновляющих автора.
- Прописать для себя, какую энергетику будет транслировать страница в любой социальной сети.
- Перечислить достоинства произведения с точки зрения читателя.
- Определить для себя, что требуется от читателя — покупка книги, её прочтение, подписка.
- Ещё раз напомнить себе, что получится в итоге после выполнения всех шагов.
Советы
- Первое. В названии страницы должно фигурировать не только имя автора, но и его жанр. Например, любовное фэнтези Наталии Лебедевой.
- Второе. Аватар — это лицо автора или лицо его персонажа, если писатель не готов себя показывать широкой аудитории.
- Третье. Обложка (шапка) страницы должна транслировать энергетику проекта, информацию о нём и призыв к действию (когда и где выйдет).
- Четвёртое. Не забываем о кратком описании книги под названием страницы — о чём она? Например, о похождении героя-великана в стране лилипутов.
- Пятое. Нужен закреплённый пост — то, что люди увидят в первую очередь. Здесь размещается самая главная информация по проекту (о чём книга, когда выходит, её достоинства) и обязательно предлагается целевое действие (кнопка для перехода в магазин или на самиздат, либо кнопка подписки).