Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Знать, как писать диалог нужно всем без исключения молодым авторам. Потому что это действительно слабое место у многих, кто берётся за литературное творчество.

Беседы персонажей современных книг часто изобилуют никому не нужными подробностями, словесным украшательством, смехотворными уточнениями, отступлениями от темы, вычурным слогом, нелогичностью и затянутостью.

Как этого избежать? Во-первых, всегда помнить: краткость — сестра таланта. А во-вторых, оценивать необходимость того или иного диалога в вашем тексте.

Когда диалог хорош?

У качественного и, главное, уместного диалога 8 признаков:

он соответствует жанру и сцене;
он отражает суть персонажа;
он разъясняет взаимоотношения героев;
он нагнетает напряжение;
он обязательно показывает эмоции;
он служит целям героя;
он звучит реалистично и естественно;
он двигает сюжет/действие вперёд.

Соответствие сюжету и сцене

Для каждого жанра характерен свой темп повествования. И диалоги выбираются соответствующие.

Если это ужасы или триллер, герои говорят короткими предложениями, сжато подают информацию — им некогда украшать речь причастными оборотами и множеством прилагательных, они напуганы, они всегда спешат. А в исторической эпопее, наоборот, речь героев будет медленной, местами пафосной или возвышенной, изобилующей длинными предложениями.

Что касается сцен, важно понимать, о чём будет написано. Если о битве или драке, то о длинном диалоге не может быть и речи. Герои максимум перебросятся нелицеприятными репликами. Динамичность сцены не позволяет пускаться в философские рассуждения о жизни и смысле бытия! Другое дело дружеская вечеринка с бокалом вина у камина. Тут самое время для долгой беседы по душам.

Соответствие сути персонажа

Суть персонажа — это его отношение к жизни, его система ценностей.

Беседа прекрасный способ показать, чем живёт персонаж, чего он хочет, почему ему важна именно эта цель, а не другая. Диалог отлично демонстрирует черты характера, мотивы, потаённые страхи и желания.

Непрофессионально со стороны автора говорить о герое, что он трус. Лучше написать небольшую сцену с диалогом, из которой станет очевидна трусливая сущность персонажа.

Как прояснить взаимоотношения героев?

Чтобы показать взаимоотношения героев, достаточно написать правильные диалоги для разных ситуаций.

Вот герой нежно общается с любимой дочерью. А здесь пресмыкается перед боссом в ущерб собственной гордости. Потом он насмехается над тем же начальником, беседуя с лучшим другом.

Какой это персонаж? Из диалогов очевидно — двуличный, достаточно трусливый, хотя и хороший отец.

Как усилить напряжение?

Нагнетают напряжение двумя способами:

1.через напоминание читателю, что же стоит на кону;
2.и через предвосхищение будущих событий.

Всё это легко делается через диалоги. Автор напоминает, к чему стремится герой. Предвосхищает события и описывает возможные последствия, тем самым добавляя в повествование чуточку остроты.

Как отразить эмоции?

Работая с эмоциями персонажей необходимо следовать главному правилу хорошего писателя: всегда показывать, а не рассказывать!

Эмоции необязательно описывать, важно передать нужный эмоциональный заряд, чтобы читателю стало смешно или грустно, он испытал гнев или умиление.

Разговор персонажей просто обязан вызывать хоть какой-то эмоциональный отклик у читателя!

Соответствие целям героя

В хороших сценах персонажи добиваются поставленной цели через какие-то действия. Диалог — тоже действие. Герой может убеждать, требовать, предупреждать, провоцировать собеседника.

Сразу определитесь с целью героя в конкретной сцене. И только после этого приступайте к написанию диалога. Диалог — средство для достижения поставленной цели. Чего хочет персонаж и каким образом он это сможет получить от собеседника?

Реалистичность звучания

Беседа персонажей в книге не может звучать, как плохая театральная постановка!

Прочтите написанное вслух. Убедитесь, нет ли в тексте наигранности, лишних междометий, вводных слов, навязчивых повторов. Все ли говорят в соответствии своему социальному статусу, полу, воспитанию, времени?

Конечно же, речевые особенности должны присутствовать. Но при этом они не могут портить текст. Обязательно прочитывайте все диалоги вслух! Желательно по ролям, с помощью родных или друзей, чтобы отсечь всё лишнее.

Читать: Как использовать речевые особенности при создании персонажей?

Как двигать действие?

Основная задача автора как рассказчика — двигать историю вперёд. А чтобы она двигалась, герой должен иметь цель. Поэтому каждая сцена передаёт только необходимую для развития сюжета информацию.

То есть, в хорошей сцене персонаж обязательно к чему-то стремится, а не просто болтает о погоде с первым встречным! Это автору незабвенного Шерлока Холмса платили за слова (отсюда и затянутые диалоги). А современный писатель должен быть лаконичным.

Атрибуция

Ещё одно важное правило: избегайте лишних авторских комментариев. Если понятно, кто именно говорит из контекста, можно смело опускать все пояснения.

Также убираются все лишние уточнения и наречия, дублирующие смысл глагола (например, всхлипнула плаксиво — всхлипнула).

Обязательно удаляются одинаковые атрибутивные глаголы (например: сказал-сказала-сказали) и шаблоны, служащие для пояснения характера героя или ситуации (душераздирающе закричала, зловеще ухмыльнулся, задохнулся от возмущения, злорадно оскалился, презрительно скривился, и т. п.).

Характеры, эмоции необходимо показывать не через атрибуцию и приклеенные героям ярлыки, а через их поступки и слова.

Практическое применение

На практике необязательно прибегать ко всем восьми пунктам, описанным выше.

Есть обязательные моменты:

соответствие жанру и сцене;
естественность;
движение сюжета вперёд или демонстрация характера героя.

А есть дополнительные:

соответствие цели героя;
демонстрация эмоций;
показ взаимоотношений;
нагнетание напряжения.

Все восемь пунктов дадут в итоге блистательный диалог, как у классиков. При использовании трёх обязательных тоже получим вполне естественный и уместный разговор героев.

Всегда переписывайте диалоги, если они звучат неестественно, не показывают характеры, не двигают историю вперёд и не подходят жанру/содержанию конкретной сцены.

error: