Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Сегодня поговорим о том, как создать главного героя, как всё предусмотреть в его характере и поведении ещё на первых этапах работы над новым произведением.

От чего отталкиваться?

Когда идёт речь о сотворении героя основная задача писателя смоделировать вымышленного персонажа, обладающего качествами живого человека.

А начинать нужно с системы персонажей, которая базируется на таком важном понятии как тема произведения.

Естественно, все характеры прописываются с учётом литературных архетипов, чтобы они выглядели достаточно интересными в глазах читателя – обладали как положительными качествами, так и недостатками, были противоречивыми, имели потенциал для развития и морального выбора.

Читать больше:

Архетипы литературных персонажей

Что такое система персонажей и как ею пользоваться?

Требования к главному герою

Затем нужно определить, отвечает ли герой определённым требованиям.

Вот те моменты, на которые читатели обращают внимание:

Первое: притягивает ли герой внимание? Кем бы он ни был, он должен удерживать читательское внимание максимальное количество времени! Он обязан осмысленно двигать действие вперёд – совершать какие-то действия, стремясь к цели.

Один из лучших способов заинтересовать – сделать ГГ загадочным, дать читателям тайну. Когда даётся описание героя читатель должен получить сюжетный крючок – понять, что этот персонаж что-то скрывает. Заинтересованность, желание познать героя приводит к отождествлению с ним.

герой-2-2

Что может быть тайной:

  • происхождение героя (когда ни герой, ни читатель ничего не знают об этом; амнезия в этом случае худший литературный приём!);
  • призрак/тайна из прошлого.

Второе: отождествляет ли себя читатель с ГГ? Ошибочно полгать, что это случается по полу, расе, социальному положению, манере одеваться, и т.п.

Есть два ключевых фактора, способствующих отождествлению:

  1. понимание цели, стремлений главного героя, их важности;
  2. понимание мотивов – почему ГГ герой хочет достичь именно этого (чем благороднее мотив, тем лучше).

Третье: есть сопереживание, а не сочувствие? Это очень важный момент.

Сопереживание – понимание другого человека, его мотива и недостатков. Это не просто сочувствие. Поэтому не нужно вызывать жалость, например, за счёт физического недостатка у ГГ.

Лучше всего сочетать в герое психологический (внутренний) и моральный (направленный на окружающих) изъян. Показывать его желание измениться, стремление к моральному росту, перемене в отношении к людям.

Отсюда проистекает четвёртое требование: у героя обязательно обнаруживается не только психологическая, но и моральная нужда!

Эволюция ГГ

Под эволюцией понимают развитие характера героя. Это ключевая вещь в любом качественном произведении, к которой относится внутренний путь, пройденный ГГ от начала к концу книги.

Стандартный способ создания персонажа, при котором на него «нанизываются» определённые черты характера, приводит к тому, что герой слишком быстро меняется.

К примеру, трусливый на протяжении всей истории человек вдруг к финалу решает спасти друга (будто в нём рубильник переключился с положения «трус» в позицию «храбрец»!). Обычно в такое перевоплощение читатель не верит, так как эволюцию ГГ ничего не предвещало.

герой-2

Правильный подход – показать тенденции развития характера, рассматривая героя в динамике. Он постепенно идёт от недостатка к достоинству или окончательному падению/деградации. По ходу истории воззрения ГГ обязательно меняются! И чем больше потенциал для развития характера, тем интереснее книга.

Чтобы измениться, у героя в начале должен быть недостаток. А в самой истории есть как бы два полюса: в начальной точке недостаток, а в конечной – достоинство или падение (показаны поступки ГГ с учётом нового мировоззрения).

Метаморфозы – шесть ключевых типов

В литературе присутствует шесть ключевых типов преображения персонажей. Необязательно жёстко привязывать героя к одному из этих пунктов, потому что бывает бесконечное множество «ответвлений» в плане метаморфоз. Но какие-то ключевые вещи начинающему автору все-таки нужно знать.

Типы преображения:

  1. Из ребёнка в психологическом плане во взрослого по мировоззрению.
  2. Из взрослого в настоящего лидера.
  3. Из эгоиста в социально ответственного человека.
  4. Из лидера в тирана.
  5. Из лидера в пророка.
  6. Просто превращение.

Первый тип: ребёнок/взрослый

Сюда относят хорошо известные в литературе истории взросления.

Причём они часто не имеют никакого отношения к физическому возрасту человека. Речь идёт о том, как неопытный, наивный, глупый, в чём-то незрелый и инфантильный персонаж приходит ко взрослому отношению к жизни. И закрепляет он своё взросление соответствующими поступками.

Пример: история Гекельберри Финна, книга «Над пропастью во ржи».

Второй тип: взрослый/лидер

Такой персонаж заботится только об одном – о поиске своего пути в жизни. Он взрослый, осознанный, степенный, идёт своим путём, понимает, что ему нужно. Герой не наивен и не глуп, его сложно обмануть. По ходу произведения он понимает, что должен помогать в поиске пути другим людям.

Пример: «Гроздья гнева», «Ковчег Шиндлера».

Третий тип: эгоист/социально ответственная личность

Персонаж этого типа похож на предыдущий (взрослый-лидер), с той лишь разницей, что вначале он ценит только самого себя. Но постепенно проникается какими-то идеями, становится внимательнее, добрее к окружающим людям.

Иногда трудно отнести рост ГГ к одному из перечисленных пунктов. Это нормально. Он может переходить между типами преображения поэтапно, либо относиться сразу к нескольким типам.

Четвёртый тип: лидер/тиран

К этому типу относятся истории падения. Персонаж вначале помогает другим людям искать путь в жизни, а потом заставляет идти тем путём, который указывает сам.

Примеры: «Крёстный отец», «Макбет».

Пятый тип: лидер/пророк

По этому типу метаморфозы преображаются герои библейских историй. Вначале ГГ помогает людям искать путь, предназначение. Затем ведёт за собой целые нации, народы, а то и весь мир.

герой-3

Ярчайший пример – пророк Моисей.

Шестой тип: физическое превращение

Такая метаморфоза характерна для фантастики и фэнтези, литературы ужасов, сказок. Персонаж физически превращается во что-то новое: оборотня, вампира, супергероя, насекомое, непонятное существо. Одновременно это и история взросления.

Пример: «Превращение» (Кафка).

Как проработать метаморфозы?

Выстроить преображение ГГ удобнее всего, двигаясь от финального сдвига характера к началу произведения.

  1. То есть, нужно сформулировать, к чему именно должен прийти в конце персонаж. Кем он должен стать? Храбрецом, верующим?
  2. Затем необходимо проработать «обратную сторону медали». Верующий вначале должен сомневаться в Боге либо являться атеистом. А храбрый быть настоящим трусом.
  3. Зная начальную и конечную точку приступают к развитию персонажа – продумывают ключевые точки сюжета (какие-то события), приводящие в результате к постепенному изменению личности героя и его преображению ближе к финалу.

Как это сделать? Постоянно влиять на ключевой недостаток ГГ через сюжет и действия антагониста. Например, трус должен сначала осознать, кто он, потом отказаться от помощи человеку (попробовать безуспешно измениться), страдать от этого и что-то сделать для приобретения храбрости (стать бойцом, пойдя на тренировки), испугаться выступить на ринге, обрести друга, защитить его от нападения бандитов – стать по-настоящему храбрым. То есть, это будет история постепенного взросления.

На практике можно отработать каждую из приведённых схем преображения персонажей, написав небольшой рассказ. Например, показать переход героя от состояния ребёнка к взрослому пониманию жизни, или то, как лидер скатывается в тиранию. Главное, найти то, к чему ГГ должен прийти в итоге и обратную (противоположную) точку – начало в виде недостатка. И давить через этот недостаток для постепенного преображения.

error: