Сегодня поговорим о том, как создать главного героя, как всё предусмотреть в его характере и поведении ещё на первых этапах работы над новым произведением.
От чего отталкиваться?
Когда идёт речь о сотворении героя основная задача писателя смоделировать вымышленного персонажа, обладающего качествами живого человека.
А начинать нужно с системы персонажей, которая базируется на таком важном понятии как тема произведения.
Естественно, все характеры прописываются с учётом литературных архетипов, чтобы они выглядели достаточно интересными в глазах читателя – обладали как положительными качествами, так и недостатками, были противоречивыми, имели потенциал для развития и морального выбора.
Читать больше:
Требования к главному герою
Затем нужно определить, отвечает ли герой определённым требованиям.
Вот те моменты, на которые читатели обращают внимание:
Первое: притягивает ли герой внимание? Кем бы он ни был, он должен удерживать читательское внимание максимальное количество времени! Он обязан осмысленно двигать действие вперёд – совершать какие-то действия, стремясь к цели.
Один из лучших способов заинтересовать – сделать ГГ загадочным, дать читателям тайну. Когда даётся описание героя читатель должен получить сюжетный крючок – понять, что этот персонаж что-то скрывает. Заинтересованность, желание познать героя приводит к отождествлению с ним.
Что может быть тайной:
- происхождение героя (когда ни герой, ни читатель ничего не знают об этом; амнезия в этом случае худший литературный приём!);
- призрак/тайна из прошлого.
Второе: отождествляет ли себя читатель с ГГ? Ошибочно полгать, что это случается по полу, расе, социальному положению, манере одеваться, и т.п.
Есть два ключевых фактора, способствующих отождествлению:
- понимание цели, стремлений главного героя, их важности;
- понимание мотивов – почему ГГ герой хочет достичь именно этого (чем благороднее мотив, тем лучше).
Третье: есть сопереживание, а не сочувствие? Это очень важный момент.
Сопереживание – понимание другого человека, его мотива и недостатков. Это не просто сочувствие. Поэтому не нужно вызывать жалость, например, за счёт физического недостатка у ГГ.
Лучше всего сочетать в герое психологический (внутренний) и моральный (направленный на окружающих) изъян. Показывать его желание измениться, стремление к моральному росту, перемене в отношении к людям.
Отсюда проистекает четвёртое требование: у героя обязательно обнаруживается не только психологическая, но и моральная нужда!
Эволюция ГГ
Под эволюцией понимают развитие характера героя. Это ключевая вещь в любом качественном произведении, к которой относится внутренний путь, пройденный ГГ от начала к концу книги.
Стандартный способ создания персонажа, при котором на него «нанизываются» определённые черты характера, приводит к тому, что герой слишком быстро меняется.
К примеру, трусливый на протяжении всей истории человек вдруг к финалу решает спасти друга (будто в нём рубильник переключился с положения «трус» в позицию «храбрец»!). Обычно в такое перевоплощение читатель не верит, так как эволюцию ГГ ничего не предвещало.
Правильный подход – показать тенденции развития характера, рассматривая героя в динамике. Он постепенно идёт от недостатка к достоинству или окончательному падению/деградации. По ходу истории воззрения ГГ обязательно меняются! И чем больше потенциал для развития характера, тем интереснее книга.
Чтобы измениться, у героя в начале должен быть недостаток. А в самой истории есть как бы два полюса: в начальной точке недостаток, а в конечной – достоинство или падение (показаны поступки ГГ с учётом нового мировоззрения).
Метаморфозы – шесть ключевых типов
В литературе присутствует шесть ключевых типов преображения персонажей. Необязательно жёстко привязывать героя к одному из этих пунктов, потому что бывает бесконечное множество «ответвлений» в плане метаморфоз. Но какие-то ключевые вещи начинающему автору все-таки нужно знать.
Типы преображения:
- Из ребёнка в психологическом плане во взрослого по мировоззрению.
- Из взрослого в настоящего лидера.
- Из эгоиста в социально ответственного человека.
- Из лидера в тирана.
- Из лидера в пророка.
- Просто превращение.
Первый тип: ребёнок/взрослый
Сюда относят хорошо известные в литературе истории взросления.
Причём они часто не имеют никакого отношения к физическому возрасту человека. Речь идёт о том, как неопытный, наивный, глупый, в чём-то незрелый и инфантильный персонаж приходит ко взрослому отношению к жизни. И закрепляет он своё взросление соответствующими поступками.
Пример: история Гекельберри Финна, книга «Над пропастью во ржи».
Второй тип: взрослый/лидер
Такой персонаж заботится только об одном – о поиске своего пути в жизни. Он взрослый, осознанный, степенный, идёт своим путём, понимает, что ему нужно. Герой не наивен и не глуп, его сложно обмануть. По ходу произведения он понимает, что должен помогать в поиске пути другим людям.
Пример: «Гроздья гнева», «Ковчег Шиндлера».
Третий тип: эгоист/социально ответственная личность
Персонаж этого типа похож на предыдущий (взрослый-лидер), с той лишь разницей, что вначале он ценит только самого себя. Но постепенно проникается какими-то идеями, становится внимательнее, добрее к окружающим людям.
Иногда трудно отнести рост ГГ к одному из перечисленных пунктов. Это нормально. Он может переходить между типами преображения поэтапно, либо относиться сразу к нескольким типам.
Четвёртый тип: лидер/тиран
К этому типу относятся истории падения. Персонаж вначале помогает другим людям искать путь в жизни, а потом заставляет идти тем путём, который указывает сам.
Примеры: «Крёстный отец», «Макбет».
Пятый тип: лидер/пророк
По этому типу метаморфозы преображаются герои библейских историй. Вначале ГГ помогает людям искать путь, предназначение. Затем ведёт за собой целые нации, народы, а то и весь мир.
Ярчайший пример – пророк Моисей.
Шестой тип: физическое превращение
Такая метаморфоза характерна для фантастики и фэнтези, литературы ужасов, сказок. Персонаж физически превращается во что-то новое: оборотня, вампира, супергероя, насекомое, непонятное существо. Одновременно это и история взросления.
Пример: «Превращение» (Кафка).
Как проработать метаморфозы?
Выстроить преображение ГГ удобнее всего, двигаясь от финального сдвига характера к началу произведения.
- То есть, нужно сформулировать, к чему именно должен прийти в конце персонаж. Кем он должен стать? Храбрецом, верующим?
- Затем необходимо проработать «обратную сторону медали». Верующий вначале должен сомневаться в Боге либо являться атеистом. А храбрый быть настоящим трусом.
- Зная начальную и конечную точку приступают к развитию персонажа – продумывают ключевые точки сюжета (какие-то события), приводящие в результате к постепенному изменению личности героя и его преображению ближе к финалу.
Как это сделать? Постоянно влиять на ключевой недостаток ГГ через сюжет и действия антагониста. Например, трус должен сначала осознать, кто он, потом отказаться от помощи человеку (попробовать безуспешно измениться), страдать от этого и что-то сделать для приобретения храбрости (стать бойцом, пойдя на тренировки), испугаться выступить на ринге, обрести друга, защитить его от нападения бандитов – стать по-настоящему храбрым. То есть, это будет история постепенного взросления.