Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Многие пособия по писательскому мастерству (книги, семинары, курсы) рекомендуют сначала найти интересного персонажа, вокруг которого потом будет строиться «кольцо» из других персонажей – антагониста, союзников, героев второго плана. То есть, на характер главного героя насаживаются все второстепенные персонажи.

На самом деле это одна из самых больших ошибок, которую может допустить писатель. Потому что такой подход неорганичный по своей сути. Все равно что новорождённому подбирать родителей, друзей и недругов в соответствии с тем, как он выглядит в первые минуты своей жизни.

Правильный подход – это единая система персонажей в произведении, которую писатель рассматривает ещё на этапе планирования.

Как построить систему?

Система персонажей в романе строится, исходя из главной идеи (темы, главного высказывания произведения), что выглядит вполне органично.

Например, главная тема – религия, поиск Бога. Писатель отталкивается от этой темы и выбирает персонажей, которые по-разному смотрят на веру: атеиста, глубоко верующего, сомневающегося и безразличного к религии человека. Каждый из персонажей транслирует заданную тему, но по-своему. Это и есть органичная система!

Не нужно сначала придумывать главного героя, а затем всё строить вокруг него.

Сначала выбирается тема. Затем три, четыре, пять или больше персонажей (четыре лучше подходит для составления четырёхсторонней оппозиции). Каждому из действующих лиц даётся своя точка зрения на главную тему произведения.

система-персонажей-2

Читать:

Как создать четырёхсторонний конфликт?

Это и есть единая система, включающая ключевых персонажей. Дальше автор решает, с кем из них ему интереснее работать? В ком больше потенциал для развития?

В приведённом выше примере потенциал больше у человека, сомневающегося в существовании Бога. В нём легче всего проследить сдвиг характера (от сомнений к вере или, наоборот, к атеизму) и дать в конце моральный выбор. Это и будет главный герой. Исходя из этого сразу проявляются принципы антагонизма. Ему противостоит как верующий, так и атеист. А союзником может стать лицо с индифферентными взглядами на религию.

А если «плясать» от главного героя искусственно, выбирая его без учёта темы, всё будет выстраиваться автором интуитивно и ситуативно – чаще плохо, как показывает практика.

Алгоритм построения системы:

  1. Рассмотреть систему из персонажей.
  2. Придать каждому из них индивидуальность.
  3. От системы перейти к ГГ и проработать его.
  4. Прояснить образ противника.
  5. Использовать всех персонажей для разворачивания конфликта.

О сюжетных функциях

А начинать проработку системы нужно с понятия «сюжетные функции».

У каждого персонажа в сюжете/произведении помимо характера, взгляда на главную тему есть чёткая и понятная функция. То есть, как именно он будет помогать сюжетной махине выстраиваться в логичную схему.

Таких функций шесть (по другим источникам четыре: антагонист, союзник, главный герой, любовник):

  1. Герой.
  2. Противник.
  3. Союзник.
  4. Мнимый союзник.
  5. Мнимый противник.
  6. Герой второго плана.

Проблема главного героя (ГГ) всегда находится в центре внимания. Пытаясь решить её, исправить свои недостатки, он двигает сюжет вперёд.

Идеальная схема выглядит так:

  • У ГГ есть какая-то цель, стремление к ней, мотив.
  • Но слабости и недостатки мешают ему к этой цели прийти.

Противник – человек, больше других препятствующий ГГ идти к поставленной цели. Он может быть неявным. Или действующим из лучших побуждений.

На заметку: не нужно делать так, чтобы противник просто мешал! Идеальный вариант противостояния – это одинаковые с ГГ устремления. То есть, конфликт интересов, постоянный, напряжённый и непрекращающийся.

Взаимоотношения героя и антагониста всегда выводятся на первый уровень в сюжете.

Основное заблуждение в этой сюжетной линии – явная ненависть главного персонажа к противнику. Хотя это встречается в классической литературе, нужно отметить, что у классиков в начале произведения ГГ не испытывает ненависти, как и антагонист. Их взаимоотношения (и взаимная неприязнь) развиваются постепенно, по мере нарастания конфликта. Антагонист «давит» на основной недостаток ГГ.

Иногда в одном персонаже сочетается и союзник, и противник.

Союзник – тот, кто помогает главному персонажу. Обычно он имеет те же ценности и взгляды, но гипертрофированные или подчёркивающие недостатки ГГ (здесь бывает по-разному). У него есть собственные интересы, но цель с ГГ примерно одна и та же. Это важный момент.

Мнимый союзник – персонаж, который пытается показаться другом, но на самом деле противостоит ГГ. Его присутствие придаёт конфликту напряжённости. И самое главное – это приводит к интересным сюжетным поворотам. Узнать, что друг ГГ на всём протяжении романа на самом деле был врагом для читателя большая неожиданность.

Мнимый союзник всегда находится между ГГ и антагонистом (чаще всего работает на антагониста). Но контактируя с ГГ он постепенно проникается к нему сочувствием, что приводит в конце к сложному моральному выбору: встать на сторону героя или выбрать противника. Это будет ещё один сдвиг характера в произведении помимо трансформации характера главного героя, что позитивно воспринимается читателями.

Мнимый противник – лицо, сражающееся против, но на деле пытающее помочь ГГ. Это более сложная типология, чем мнимый союзник. Он всегда находится в открытой конфронтации. Однако действует на благо ГГ.

Герой второго плана – не одно и то же, что ГГ второй сюжетной линии! Это персонаж, прописанный на методе сравнения с ГГ (у них схожие жизненные ситуации, цели, взгляды на проблему). Его функция – выделить ключевые особенности ГГ за счет сравнения двух сюжетных линий, углубить характер героя.

Несколько героев

Если есть несколько параллельных сюжетных линий, например, две (что встречается чаще всего) для них выстраивается своя система образов персонажей, со своими антагонистом и ГГ, союзниками.

В рамках каждой сюжетной линии в начале мы видим только одного героя. Эти линии могут пересекаться, а герои взаимодействовать. В этом случае бывает трудно выделить, кто из них действительно главный. Затем линии вновь расходятся и ГГ снова действуют поодиночке, в рамках своей сюжетной линии, то есть, в произведении присутствует сразу два ГГ.

Несколько сюжетных линий вводится в произведение для того, чтобы обсудить не одну проблему, а две или три. Например, в одной линии обсуждаются общественные устои, насколько они моральны или аморальны. А в другой речи об обществе вообще не идёт, но зато показана жизнь отдельных людей или семей с их проблемами, взглядами, желаниями.

error: