Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Настоящий конфликт ценностей в произведении это не диалог на тему морали, а в первую очередь спор поступков. В идеале путь героя на каждом этапе всё ярче и ярче отражает главный посыл произведения, а в финале он звучит громогласно.

Читать:

Как раскрыть конфликт ценностей и показать нравственный выбор?

Стандартная схема взаимодействия

схемы-2

Есть герой и антагонист, которые находятся на пути к единой цели (ошибочно задавать им разные цели!). В начале произведения они отстоят далеко друг от друга, но затем постепенно сближаются. В финале происходит схватка.

Что касается главной темы, читатель её не видит в начале книги, так как ещё не понимает, о чём пойдёт речь. Он просто следит за героем и антагонистом. Но чем дальше развиваются события, тем заметнее различие взглядов у этих персонажей.

Да, во многом они могут быть похожи. Но на какую-то конкретную вещь взгляды у них диаметрально противоположные. Есть несходство ценностей, которое максимально проявляется в одной точке — в финальной схватке, где сталкиваются интересы.

Происходит схватка, читатель видит исход противостояния. Затем приходит прозрение (сдвиг характера). А следом автор ещё раз подтверждает главную тему (высказывание) произведения через нравственный выбор героя.

Базовый шаблон драматического произведения:

1. Ценности.
2. Нужда.
3. 1-й дурной поступок.
4. Стремление.
5. Импульс.
6. Дурные поступки.
7. Осуждение.
8. Оправдание.
9. Осуждение со стороны союзника.
10. Одержимость
11. Дурные поступки.
12. Осуждение.
13. Оправдание.
14. Схватка.
15. Последний удар по противнику.
16. Моральное прозрение.
17. Этический выбор.

Стандартный шаблон предполагает следующее. ГГ обладает определённым набором взглядов (ценностей) — имеет характер, как любой живой человек, определяющий его личность.

Он испытывает нужду, чувствует какой-то недостаток (идеальный герой никому не интересен!). Он не злодей, а просто слабый человек, имеющий изъян в какой-то черте характера или непонимающий, как нужно общаться с окружающими людьми. Отсюда вытекает желание измениться.

В начале произведения обязательно показывается, как ГГ совершает неблаговидный поступок, от которого страдают окружающие. Делается это для отображения его главного недостатка.

Дальше у героя возникает цель, ради которой он готов всем пожертвовать. Обычно это происходит после появления антагониста и начала противостояния. Столкновение случается по причине общей цели у обоих персонажей (конфликта интересов).

Затем случается импульс — действие развивается, противники пытаются насолить друг другу.

Почти в самом начале повествования герой совершает первый дурной поступок. Потому что на этом этапе сюжета противник всегда сильнее — он начинает переигрывать ГГ. Тот отчаивается и идёт на кардинальные, не всегда благовидные с точки зрения морали, меры. Обычно герой своими действия вредит окружающим людям.

Следом приходит осуждение со стороны союзника, который видит, что ГГ потерпел первое поражение и ведёт себя недостойным образом из отчаяния. Союзник на это указывает. Об этом же говорит герою и его ближайшее окружение.
В ответ герой начинает оправдываться. Союзник ещё раз осуждает ГГ, подсказывая, что тот действует неприемлемыми методами.

На этом этапе в сюжете случается поворот (например, в детективе у сыщика появляется новая зацепка) — ГГ узнает что-то новое о противнике. Стремление к цели превращается в настоящую одержимость. Это точка усиления мотива. Герой знает, как прийти к цели и готов пойти на всё.

Одержимость приводит к чему-то нехорошему — дурные поступки множатся, ГГ готов поступиться даже своими моральными ценностями.

И снова приходит осуждение со стороны других персонажей, которые пробуют успокоить героя. В ответ ГГ яростно доказывает собственную правоту.

Важно! По мере развития сюжета через совершение героем каких-то поступков автор показывает неправильность мировоззрения этого персонажа. И чем дальше идёт повествование, тем явственнее прорисовываются системы ценностей. Персонажи демонстрирую разные точки зрения на главную тему, раскрывая её полнее (но не через диалоги или морализаторство!).

В результате всё приходит к главной схватке, когда вне зависимости от результата противостояния читатель решает, чьи принципы или ценности были выше (ближе ему лично).

До схватки или во время её ГГ наносит по антагонисту решающий (последний) удар. Причём любым способом, включая бесчестный (здесь всё зависит от темы и структуры произведения).

Сразу после перенесённого испытания у героя случается прозрение — он что-то выясняет про себя, что кардинальным образом меняет его систему ценностей.

Логическое завершение всего — этический выбор, когда ГГ решает для себя, по какой дороге ему идти дальше. Подтверждая этим самым выбором, что он поднялся на уровень выше или деградировал.

Чёткого следования приведённому выше шаблону в литературе нет. Но очень многие современные пьесы строятся именно по нему.

Для писателя важно понимать, что слепое копирование любых схем недопустимо! Но при этом знание базиса помогает творчески доработать произведение, не скатившись в примитивизм.

Читать по теме:

Особенности структуры сюжета в начале произведения

Сюжет: структура в середине произведения

Сюжет: структура в конце произведения

Разновидности конфликта ценностей

1. Первый вариант: плохой противник, хороший ГГ
2. Второй вариант: трагедия.
3. Третий вариант: пафос.
4. Четвёртый вариант: сатира.
5. Пятый вариант: чёрная комедия.

Первый вариант встречается чаще всего! Это самая простая форма взаимодействия ГГ и антагониста. Используется в приключениях, детективах, мелодраме, мифах, боевиках, представляющих простые этические ценности.

схемы-3

Схема построения конфликта:

1. Герой обладает некой слабостью. Но в целом он человек достойный.
2. Противник заметно ущербен, чаще аморален — ведёт себя как злодей.
3. В противостоянии с антагонистом ГГ не поступается моральными ценностями, но при этом может допускать ошибки.
4. Антагонист, наоборот, совершает одну подлость за другой.
5. ГГ выигрывает в силу положительности характера — по принципу «зло должно быть наказано, а добро всегда побеждает».

Трагедийная модель базируется на первой схеме, но с небольшими изменениями. В самом начале у ГГ есть изъян, а в конце его постигает прозрение. Используется в социальных драмах. По этой схеме работали Чехов, Островский, Шекспир.

Схема:

1. Общество в мире произведения переживает какие-то трудные времена.
2. У героя есть серьёзный изъян. И одновременно огромный потенциал.
3. Он вступает в конфликт с сильным и могущественным противником.
4. Желает победить любой ценой и по этой причине совершает ряд неблаговидных поступков.
5. Соперничество «подсвечивает» недостатки ГГ, указывая на его этическую деградацию.
6. Прозрение наступает слишком поздно — гибель ГГ неизбежна.

Здесь важно показать, что у героя был большой потенциал (например, человеколюбие, доброта), который так и не раскрылся. Он сделал что-то не так, но сам несёт ответственность за поступки. Фатальный изъян в его характере (гиперболизированная нравственная черта) помешал жить дальше.

Следующий тип конфликта ценностей — пафос. В нём трагедийного героя заменяет обычный человек. Читателю демонстрируется красота стойкости, самоотверженности. ГГ здесь не опаздывает с прозрением, он на него не способен. Но при этом всегда борется до конца. На этом принципе построено примерно 50% всех классических произведений (отчасти «Вишнёвый сад», «Дон Кихот», «Модам Бовари», и другие).

Схема:

1. У ГГ есть система ценностей, пришедшая в негодность. Она устаревшая или слишком жёсткая.
2. Герой испытывает моральную нужду показать, что он не жертва.
3. Он человек прошлого, его цель недостижима, но ГГ об этом не знает.
4. В качестве противника выступает система — силы, которые сложно понять и увидеть. Но это не открытое зло, а всего лишь бездушная среда обитания (чаще общество).
5. ГГ ради цели совершает неблаговидные поступки, не слушая предостережений со стороны союзников.
6. В результате проигрывает, но читатель видит, что борьба не была честной и равной — система изначально могущественнее.
7. Герой сломлен, обесчещен. Он умирает от отчаяния либо принимает этический выбор покончить собой.
8. Читателя восхищает красивая гибель ГГ, его отказ смириться с поражением. При этом ГГ героя жалеют, как маленького человека, столкнувшегося с глубоко несправедливым миром.

Сатира — высмеивание определённых взглядов, на которые опирается общество. Примеры: «Гордость и предубеждение», «Эмма», «Недоросль», «Принц и нищий».

схемы-4

Схема:

1. Герой живёт в чётко выстроенной социальной системе. Один из персонажей воплощает основные ценности, на которых зиждется общество.
2. ГГ самовлюблён и амбициозен. В его планах забраться на вершину социальной пирамиды.
3. Антагонист испытывает то же самое желание — стать выше, удовлетворив собственные амбиции.
4. Оба соперничая совершают глупые и неблаговидные поступки.
5. В результате схватки обнажается притворство и лицемерие обеих сторон конфликта (при том, что оба персонажа провозглашают высокие идеалы).
6. У героя случается прозрение — он пересматривает взгляды, насаждаемые системой. Иногда прозрение неполное — урок не усвоен.
7. ГГ предпринимает действия, в которых лично он прав. Однако это никак не сказывается на всей общественной системе.
8. В итоге герой создаёт свой собственный мирок, который лучше окружающей действительности, но никак не изменяет мир к лучшему (вступает в брак, находит любовь, дружбу).

Чёрная комедия достаточно редкая схема для разворачивания конфликта ценностей в литературе. Но она часто встречается в сценариях для кино («Карты, деньги, два стола», «Самоубийцы»).

Её схема:

1. Есть некая организация, связывающая нескольких персонажей. Кто-то из них объясняет читателю/зрителю её правила и логику работы.
2. Многие, включая ГГ, преследуют недостойную цель. Причем каждый из персонажей свято верит в собственную непогрешимость, при этом совершая абсурдные поступки.
3. Противники тоже принадлежат системе/организации и желают достичь той же цели, предоставляя самые безумные оправдания собственным действиям.
4. У ГГ есть один союзник, играющий в произведении голос разума. Он говорит, что все поступки ГГ бессмысленны и ведут к катастрофе. Но его никто не слушает. Хаос продолжается.
5. Все действующие лица идут ради достижения цели на любые поступки, включая убийство.
6. Аморальность приводит к саморазрушению и гибели большинства персонажей.
7. Финальная схватка крайне жестока, так как все считают, что они правы. Результат — гибель и безумие.
8. Никого, включая героя, не посещает прозрение. Зато истину прекрасно видит читательская аудитория.
9. Выжившие выходят из схватки искалеченными, но тут же направляются к прежней цели.
10. В оптимистичном варианте чёрной комедии один из уцелевших вдруг «оказывается здоровым» — прозревает в моральном плане. Он в ужасе наблюдает за всеобщим безумием, покидает или пытается изменить систему.

Этическая система — уникальность

Обычно произведение нельзя чётко отнести к одной из приведённых схем. Но в нём всегда есть какие-то преобладающие черты, позволяющие автору понять на первом этапе написания, как проработать конфликт ценностей, на чём его выстраивать:

  • Если цель высмеять общество, выбирается сатира.
  • Если нужно не только высмеять, но на примере одного человека показать, что исцеление и прозрение возможно — подходит чёрная комедия.
  • Если задача показать несправедливость мира, уместен пафос.
  • Если требуется продемонстрировать, как один недостаток разрушает всю жизнь по сути неплохого человека, пишется трагедия.
  • Если необходимо просто показать победу добра над злом, выбирается первый вариант — хороший герой, плохой противник.

Любое художественное произведение — это переплетение нескольких этических систем. Но при этом всё равно понятно, что лежит в основе: пафос, сатира, комедия, трагедия. То есть, одна сюжетная линия может высмеивать общество, являться сатирой. А другая — показывать трагичную гибель героини.

error: