Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Ниже будут рассмотрены некие универсальные правила, применяемые для создания живых персонажей. Но здесь важно понимать — когда теория сталкивается с практикой, в приоритете оказывается отдельно взятая история, с которой работает автор. Для неё та или иная техника может не сработать или даже пойти во вред.

В писательстве всегда так. Нужен индивидуальный подход. Истинное мастерство рождается из умения нарушать правила. И это следствие глубокого самопознания, понимания конкретного произведения, его замысла. Литература на 80% субъективна! Любое произведение — это продолжение автора, его душа, выплеснутая в какое-то количество знаков.

Универсальные правила

Если у автора нет особой идеи (допустим, пишет для конкурса в заданном жанре или роман заказан), он просто садится и начинает работать с персонажами.

биография-персонажа-2

Как это сделать? Проработка каждого персонажа включает два уровня:

  • внешний (что его окружает, что он из себя представляет);
  • и внутренний (потребности, мотивы, цели).

Стандартно биография — это некая карточка, которую нужно заполнить. Она включает такие сведения:

  • основные данные;
  • как выглядит герой;
  • политические предпочтения;
  • привычки;
  • привязанности/любовь;
  • установки;
  • социальное положение;
  • собственно биография;
  • психология (внутренний мир).

Определенно польза от биографии имеется, но с неё не нужно начинать! Биографические сведения закрепляют уже сформированный образ персонажа. При составлении такой карточки появляется множество деталей, не создающих ядро образа и не двигающих сюжет. По своей сути все эти вещи вторичны.

На первом же этапе нужен понятный характер с уже сформулированными противоречиями, очевидными желаниями, проблемами, архетипом (достоинства и недостатки). Нужно ядро образа. Только вокруг него можно расписать все биографические детали, включая политические предпочтения и прочее.

Для чего это делается? Чтобы все грани биографии были психологически достоверными. Чтобы внутренний мир не вступал в противоречия с биографическими данными, а внешний вид коррелировал с политическими или религиозными взглядами.

Что упускают?

Чаще всего в вопросах по карточкам (досье) персонажей упускают следующее:

1)Не говорят о мечте персонажа по отдельности от мотива.

Мотивация — это не всё, что есть у героя. Это не всё, к чему он стремится. Мечта — нечто недосягаемое. Мотив — то, к чему можно дойти в итоге, сделав несколько шагов.

Достижение цели согласно мотиву дает возможность показать счастливый конец с надеждой на осуществление мечты героя. Мечта как бы закрепляет мотив. Но если мечта исполнилась, даже недосягаемая цель не расстроит героя. Эти две вещи (мечта и мотив) позволяют тонко играть с эмоциями читателя. Это важно для понимания образа героя.

2)Второй недооцененный момент — это причуда. Необычное, странное или даже дикое в характере (образе) персонажа.

У каждого человека есть странности, которые он привык умалчивать, или о которых не рассказывает всем. Конечно, их может и не быть. Но у персонажа книги причуда важный элемент характера. Например, он вырезает на своем теле неприличные слова (идеально для триллера). Причуда дает персонажу ожить. Делает его особенным, контрастирующим с местным населением.

3)Третий момент — упущение ценности поступка.

Нельзя персонажа просто характеризовать — он трусливый, злой, и тому подобное. Нужно показывать черты его характера через конкретные поступки. А для этого требуются сцены, где показан выбор у персонажа.

Как это делается? Придумывается два-три важных поступка, совершенных героем до событий книги. По ним характер просматривается гораздо ярче, чем по самой точно прописанной биографии.

Что определяется как поступок? Простой пример. Герой в детстве видел, как сгорел его дом. И его характер изменился. На самом деле этот факт ни о чём не говорит, и ни на что не влияет! В описанном событии герой ничего не сделал. Созерцательные сцены ничего не говорят о характере персонажа. Нужны активные действия с его стороны. Нужен выбор! Тот же пример. Горит дом, а герой решает — спасать из огня ребёнка или бежать за пожарными, а может быть трусливо остаться на месте? Если он останется на месте, это всё равно окажется поступком — следствием его выбора.

В заключение

Итак, ещё раз о том, как работать с персонажами. Допустим перед автором чистый лист. Он имеет лишь общее представление о внешности героя. Что делать?

  1. Первое. Придумать три важных поступка из прошлого героя, показать его выбор. Это позволит максимально прочувствовать персонажа, понять, как он развивался.
  2. Второе. Дать ему мечту.
  3. Третье. Придумать странность или причуду.
  4. Четвертое. Нарастить «мясо» — психологические и моральные недостатки, мотивацию и цель, и так далее. Всё это психологически достоверно, так как автор уже увидел своего персонажа через три поступка.

Конечно же, такая проработка образа не отменяет написание краткой биографии. Чем больше информации о персонажах, тем лучше. Главное не погрести образы под множеством ненужных подробностей. Подробность — не одно и то же, что деталь. Это ненужная вещь.

Больше о работе с деталями:

Частная деталь в художественном произведении

Классификация деталей — что нужно знать автору?

Подробное или беглое описание (широкие мазки)?

«Рояль в кустах» — как использовать общие детали в произведении?

«Чеховское ружьё» стреляет или как избавиться от «рояля в кустах»?

Техника искажения привычного (работа с яркими деталями)

error: