Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Структура текста произведения подразумевает его деление на три части: начало, середину, конец. Середина – логичный подход/переход к кульминации и финалу. Этот «отрезок» включает в себя структурные элементы, которые можно комбинировать, создавая оригинальный сюжет.

С чего начать читайте здесь: Особенности структуры сюжета в начале произведения

Любой из элементов не является обязательным. Это лишь «детали конструктора», пользоваться которыми нужно с учётом жанра, героев и их мотивации, общей направленности истории. То есть, все элементы структуры важны и встречаются в драматических произведениях, но не все они используются упорядочено, в указанной ниже последовательности.

Что включает в себя середина?

  1. Первое: антагонист и/или ложный союзник.
  2. Второе: озарение и первое решение, приводящее к переменам в мотиве.
  3. Третье: тактика героя.
  4. Четвёртое: тактика антагониста, ответный удар.
  5. Пятое: движение героя к цели.
  6. Шестое: Осуждение героя со стороны союзника.
  7. Седьмое: мнимое поражение.

Первое: ложный союзник/антагонист

Этот персонаж обычно появляется в книгах сразу после главного противника. Однако, если план уничтожения героя готов у злодея ещё до начала истории, будет логичным сначала ввести ложного союзника.

Ложный союзник фигура интересная и неоднозначная. Вначале он притворяется союзником, потом по мере развития сюжета начинает сопереживать герою и… постепенно трансформируется сам. Перед ним возникает настоящая дилемма: чью же сторону выбрать в конце? Поэтому даже если он продолжает действовать сообща с основным антагонистом, он всё равно втайне желает победы главному персонажу.

Ложный союзник привносит в сюжет тайну. Читатели пытаются разобраться, кто кроется за «верхушкой айсберга» — какая опасность на самом деле угрожает герою? А самого союзника долго принимают за друга главного персонажа.

То есть, по мере движения сюжетной линии вперёд возникает новая информация, которая производит эффект «откровения» — о главном противнике становится известно чуть больше, чем до этого момента. Такой сюжетный поворот очень интересен. Так демонстрируется сила противника и раскрывается его личность.

Второе: первое озарение и перемена в мотиве

Открытие всегда связано с появлением у главного персонажа новой информации. Он вынужден изменить направление движения, скорректировать желания и мотив. То есть, это выглядит так: новая информация – откровение – принятие решения – новый мотив.

Качественно продуманные открытия – прямой путь к интересному сюжету!

Что подразумевается под качеством:

  • Новая информация несёт новые сведения о противнике, что увеличивает напряжённость.
  • Новое желание – всего лишь усилившееся или немного изменённое (более развитое) начальное желание. Нельзя ставить абсолютно новые цели! Это будет уже совсем другая история.
  • Открытия идут по нарастающей: каждое последующее оглушительнее для главного персонажа, чем предыдущее. Причем каждое из открытий логично произрастает из предыдущего – сюжет усложняется и ускоряется, плавно стремясь к развязке.

Запомните: сюжетных открытий в книге может быть от 7-10 до нескольких десятков! Забудьте о трёхактной структуре с её двумя-тремя озарениями-якорями. В наши дни сценарии и книги пишутся по другим законам. Чем тоньше построен сюжет, тем лучше. По ходу действия открытия становятся всё более мощными и значимыми, а история буквально летит вперёд на высокой скорости.

Третье: тактика/стратегия

Тактика – некий план действий, которым пользуется главный персонаж книги для достижения поставленной цели и победы над противником.

Самое важное на этом этапе – не дать герою легкой победы. Пусть его первый план провалится, ведь антагонист ещё очень силён. Такой подход избавит сюжет от предсказуемости, а читателей от разочарования.

В идеале горою придется немало попотеть, чтобы разработать новый план с учётом силы основного антагониста и «оружия», которым тот обладает.

На что обратить внимание:

  • Если в истории предусмотрен период обучения для главного героя, его размещают между разработкой основного плана и началом действия.
  • Но обычно герой уже обладает необходимыми навыками и знаниями, требующимися для получения желаемого. А его неудачи объясняются нежеланием разобраться в себе (в том числе признавая собственные слабости) ещё в самом начале истории.

Четвёртое: тактика антагониста (ответный удар)

Антагонист всегда должен иметь план и свои цели! Чем сложнее этот план, и чем удачнее он укрыт от читательского глаза, тем интереснее книга.

Что такое план противника для героя? Это хитрые ловушки и неожиданности, заставляющие задуматься – то есть, получить откровение благодаря новой информации, а затем получить озарение для изменения плана собственных действий и корректировки начального мотива.

Каждый неожиданный шаг противника – открытие для главного персонажа истории.

Пятое: движение вперёд

Движение занимает период истории между проработкой плана и мнимым поражением героя. Это основа сюжета.

Проще говоря, движение – комплекс действий, предпринимаемых главным героем для победы над противником и достижения цели. Мнимое поражение связано с тем, что антагонист ещё слишком силён.

Важные моменты:

  • Главный персонаж обязан корректировать стратегию. Он получает новую информацию, совершает открытие и реагирует на новые обстоятельства.
  • Нельзя повторяться, используя одни и те же приёмы построения сюжетной линии (одни и те же события, действия). В поступках, стратегии героя должно что-то коренным образом меняться, он не может всё время ходить по кругу.

Шестое: осуждение союзника

Как только противник одерживает промежуточную победу, главного персонажа тут же критикует союзник. В результате герой вынужден задуматься о способах достижения цели, своих ценностях.

Союзник играет роль совести, указывая, что герой пожертвовал моральными принципами в угоду достижения цели. Здесь критика воспринимается главным персонажем в штыки. А обличение для него выглядит, как нападение.

Вспомним «Крёстного отца». Кей критикует Майкла после его возвращения из Сицилии за то, что тот стал работать на отца. Девушка указывает Майклу, что он лучше, чем его семья. Герой из-за угрызений совести начинает оправдываться, обещая Кей, что семья вскорости покончит с преступной жизнью.

Седьмое: мнимое поражение

Этот седьмой по счёту этап по своей сути чистый проигрыш антагонисту. Его размещают примерно за треть или четверть до конца истории, то есть ближе к концу книги.

Приём помогает опустить героя на самое дно, придать сюжету большей драматичности: главный персонаж подавлен, ему нужны силы, чтобы подняться и победить. Сможет ли он преодолеть себя и обстоятельства?

Важные моменты:

  • Проигрыш должен выглядеть действительно значительным эпизодом истории. Герой получает оглушительный удар, после которого, казалось бы, невозможно оправиться.
  • Мнимое поражение одно на всю историю! Иначе драматизм ситуации будет разрушен в глазах читателя. А вот многочисленные трудности, небольшие отступления назад – постоянные спутники героя на пути к победе. И это нормально.

В заключение

Схематически все перечисленные приёмы, характерные для середины произведения, выглядят так:

  1. Появляется ложный союзник.
  2. С героем случается первое озарение – он принимает важное решение.
  3. Показывается тактика героя.
  4. Продумывается тактика антагониста.
  5. Описываются действия главного персонажа, должные, по его мнению, привести к победе.
  6. Он сталкивается с явным неодобрением союзников/союзника.
  7. Происходит мнимое поражение героя.

Перечисленные ключевые элементы середины произведения необязательно использовать по порядку (или использовать все без исключения). Возможно, не все они вписываются в общую направленность вашей истории. Экспериментируйте!

error: