Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Пробел в повествовании, заметно портящий всю историю, называют сюжетной дырой. Обнаруживается этот недочет очень просто — через вопрос «как»? Герой о чём-то узнал, но непонятно откуда пришла информация. События внезапно потеряли связь при переходе между главами. Что-то произошло безо всяких пояснений и предпосылок. Всё это дыры в повествовании!

Как избавиться от дыры?

Конечно, чрезмерное количество пояснений в тексте тоже плохо. Читатель не идиот, ему не нужно разжёвывать очевидные вещи. Но! Если недосказанность рвёт цельное полотно повествования, это нужно срочно исправлять.

Лучший способ избавиться от сюжетной дыры — составить план произведения ещё до его написания.

Если же развернутый план автору не по силам (нет времени, желания, необходимых навыков), помогут «костыли» — неординарный подход к решению проблемы с дырами.

«Костыли» понадобятся в двух случаях:

  • а)перед героем стоит невыполнимая задача;
  • б)автор затрудняется с определением, почему герой должен совершить тот или иной поступок.
сюжетная-дыра-2

«Костыль» №1 — найти причину!

Столкнувшись с дырой в повествовании, нужно первым делом выяснить, почему это случилось? Почти всегда причина — неразрешимая проблема.

Зачастую персонажи начинают жить собственной жизнью. Уводя сюжет от первоначальной авторской задумки. Это прекрасно, потому что тогда сюжет выглядит живым и реалистичным. Но дыры плодятся в геометрической прогрессии!

Если не знаешь, что будет дальше, персонажи оказываются в ситуациях, из которых невозможно выбраться без опущения некоторых деталей.

Самый простой прием в таком случае — ловко отвлечь. Некоторые не заметят, что никаких объяснений автор не дал. Но есть и такие читатели (и их большинство), которые после подобного авторского финта просто выпадут из сюжета.

Никакими уловками не скрыть большие пробелы в информации! События без объяснений всегда выглядят нереально. И хитростями это не замаскируешь. Единственный выход — определить, почему то или иное событие нереально. А для этого автору понадобится «костыль» №2...

«Костыль» №2 — выявить факты!

Здесь всё просто. Автор садится и выписывает на листочек все факты о сложившейся ситуации. Допустим, персонажи в ловушке. Тогда важно понять, что им мешает выбраться? Почему ловушка такая прочная? Какие у них есть навыки и умения, чтобы преодолеть препятствие? Может быть, стоит обратиться за помощью? Если да, то к кому именно и почему?

Как только все элементы сюжета в этом месте повествования прояснятся, изменяется то, что можно легко исправить (скорректировать без искажения логики повествования).

С тем, что изменить сложно или невозможно придётся работать дальше...

«Костыль» №3 — добавить факты

Самое главное не забывать — автор творец мира. Ему в нём подвластно пространство и время. Он может свободно перемещаться из одной точки повествования в другую, и конечно же одаривать персонажей всеми ресурсами, необходимыми для решения предстоящих проблем.

Залатать сюжетную дыру можно, вернувшись в прошлое до момента возникновения безвыходной ситуации. Добавить новые факты и снова шагнуть вперёд. Любое сюжетное ухищрение, введенное в повествование вовремя, читатели воспримут лучше, чем прореху в сюжете безо всяких объяснений.

Как избавиться от недостатка фактов?

Думать над сюжетом заранее. Видеть всю картину целиком, а не только одну конкретную сцену. Тогда автор в состоянии разбросать по всему тексту подсказки, мелкие детали, факты — зерна будущих решений для каждой проблемы.

Если у героя какая-то странность в поведении, это тоже легко объяснить через небольшую историю из жизни (возможно флешбек из детства). Главное понимать, что по-настоящему безвыходных и нереальных ситуаций в сюжете очень мало, даже если кажется, что вообще невозможно найти какое-либо внятное объяснение!

Но даже для таких особых случаев есть два варианта решения: удалить приличный кусок текста полностью или дать невнятно-уклончивое пояснение.

«Костыль» №4 — ядерный взрыв (удаление)

Если дыра в повествовании никак не латается, можно использовать радикальный метод — убрать проблемную ситуацию из сюжета.

В чем смысл такого действия? Вдумчивый читатель, столкнувшийся с сюжетной прорехой, сразу же фокусируется на самом авторе, его ошибках, теряя доверие к вымышленному миру. Поэтому радикальные меры направлены прежде всего на сохранение читательской аудитории. Ведь её можно потерять, даже грамотно прикрыв дыру. Стоит ли так рисковать, решать только вам.

Вырезанные куски текста переписываются заново с учетом всех фактов, позволяющих истории выглядеть реалистично. По крайней мере варианты решения проблемы должны быть втиснуты хотя бы в предысторию.

Если кромсать текст жалко, подойдет ещё один способ — этакая полумера или «костыль» №5.

«Костыль» №5 — уклончивое объяснение

Если автор решает смириться с сюжетной прорехой, все силы придется бросить на «отвлекающие маневры». Чтобы увести читателя от опасного вопроса «как?», делается две вещи:

  • даётся неопределенное, весьма уклончивое объяснение;
  • а следом идёт захватывающее событие, отвлекающее от допущенной ранее оплошности.

Простой пример. Героиня, обладающая соответствующими навыками и средствами для победы, по авторской задумке должна проиграть. Проще всего пояснить, опустив детали, что «ситуация оказалась сильнее». Еще пример. Герой, не обладающий начальным потенциалом, должен победить. Его везения обуславливают интуицией или банальным везением.

Такой подход к латанию дыры лучше, чем просто молчание. Не давать никаких пояснений очень плохо! Даже самые доброжелательные читатели не вытерпят подобного отношения.

В заключение

Эти пять нехитрых способов помогут избавиться от большинства дыр или удачно их замаскировать. Конечно, самый лучший способ латания — усовершенствовать сюжет, составив подробный план произведения.

Читать по теме:

Построение сюжета — основы

Общие понятия о сюжетной схеме

Планирование сюжета — как связать события?

А выявить недостатки на этапе вычитки помогут критики и бета-ридеры. Иногда авторы настолько придирчивы к деталям, не имеющим ровно никакого значения для читателей, что становятся буквально одержимыми правкой. В этом случае как раз и пригодится вдумчивый критик, который скажет, есть ли дыры в сюжете и нуждаются ли они в серьёзном редактировании.

error: