Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Подобрав персонажей для раскрытия главной темы произведения, важно определить, к какому типу будут относиться конфликты. То есть, рассмотреть особенности их развития. Это напрямую влияет на построение сюжетной линии.

О разновидностях конфликта ценностей уже рассказывалось ранее:

Как раскрыть конфликт ценностей и показать нравственный выбор?

Передача главной темы произведения через его структуру

Варианты развития

Согласно работе Лайоса Эгри «Искусство драматургии» по варианту развития конфликты бывают:

  • статичными;
  • скачкообразными;
  • развивающимися.

Статичный

В статичном конфликте накал страстей (эмоций) остаётся примерно на одинаковом уровне от начала до самого конца. Яркий пример: ссора или спор. Например, когда дети ссорятся из-за игрушки — это статичное развитие конфликта.

Самое важное здесь не допустить смены характера у персонажей! Трус останется трусливым, а смельчак смелым.

СК не рекомендуется использовать слишком часто. Также он совершенно не подходит для важных сюжетных конфликтов.

Когда вводить в произведение:

1. Когда нужна динамичность в середине сцены.
2. Когда требуется продемонстрировать недопонимание между главными и не главными персонажами, введёнными в текст в роли статистов.
3. Для яркости диалогов между друзьями, союзниками (немножечко накала страстей здесь не повредит).

Скачкообразный

Скачкообразный вариант развития конфликтной ситуации отличается внезапной вспышкой эмоций. Персонаж неадекватно реагирует на сложившуюся ситуацию или его реакция выглядит неожиданной, резкой.

 

развитие-конфликта-2

Такой вариант неуместен, если резкая смена эмоционального состояния персонажа не оправдана ничем, в том числе сложившейся ситуацией. Также он не используется для ключевого конфликта!

Если же характеры героев произведения предполагают такое поведение (они вспыльчивы, своенравны, легко возбудимы), можно использовать скачкообразный конфликт.

Обычно это наблюдается в мелодрамах. Герои то бьют в гневе тарелки, то объясняются друг другу в любви.

То есть, основные области литературного использования — это:

1. Демонстрация любовных взаимоотношений.
2. Изображение конфликта в любом жанре, но при условии задействования персонажей с неустойчивой психикой.

Развивающийся

Этот вид конфликта характерен для хороших драматических произведений, где противостояние героев нарастает постепенно.

Почему такой вариант лучший, в том числе внутри диалогов:

1. Герои раскрываются максимально полно, так как на каждом новом витке противостояния их действия изменяются (можно проследить характер).
2. Эмоциональное состояние персонажей меняется плавно, перетекая из одной эмоции в следующую по нарастающей: от досады к раздражению, от раздражения к злобе, от злобы к ярости, от ярости к бешенству. Всё здесь логически обосновано!
3. Изменения персонажа хорошо видны. Поэтому в кульминации характер будет раскрыт полностью — персонаж предстанет перед читателем таким, какой он есть на самом деле.

То есть, при статичном конф-те герои просто отстаивают свою точку зрения, при скачкообразном — демонстрируют какую-то эмоцию/или эмоции, а при развивающемся — показывают весь характер целиком.

Что на практике?

Развивающийся конфликт отлично подходит для основного противостояния между главным героем и антагонистом! Автор может показать и сдвиг характера у ГГ, и как в целом меняются другие персонажи.

Второстепенные конф-ты могут быть как статичными (например, спор с союзниками по теме произведения), так и скачкообразными (например, в любовных отношениях).

Их же можно изменить на развивающиеся! От этого произведение в целом только выиграет.

Например, можно показать, как союзник постепенно принимает точку зрения ГГ (от непонимания и неприятия приходит к согласию). Или любовный конфликт, находящийся во второстепенной сюжетной линии, постепенно выводится от недопонимания партнёров к полному согласию и любви.

Как выбрать подходящий вариант?

Чтобы определиться, куда будут развиваться конфликтные ситуации в произведении, необходимо ответить всего на три вопроса:

1. Какие варианты подходят, учитывая жанр и сюжет?
2. Что включает в себя медленное развитие конф-та?
3. Как при этом со стороны выглядят другие конф-ты?

В заключение

На практике работа писателя выглядит так:

1. Делается набросок конф-та (кто, почему в нём участвует и с какой целью).
2. Определяется вариант развития (статичный, скачкообразный, развивающийся).
3. Показывается развитие, если конфликтная ситуация относится к медленно развивающемуся типу.
4. Если же выбран статичный или скачкообразный вариант, показывается в чём именно заключается конфликт.

На этой основе выстраивается весь дальнейший сюжет! Всё очень просто.

error: