Сцена в литературе — это в первую очередь действие фокального персонажа. Используя описания, диалоги и действия автор превращает замысел в повествование, которое читатель воспринимает как нечто происходящее с ним лично.
Каждая сцена — мини-история, содержащая ключевые элементы: завязку, развитие и развязку.
Характер героя важнее всего!
Статьи по теме:
Как структурировать сцены в литературном произведении?
Работа с сюжетом — как создать правильный сценический узор?
Самое первое, что нужно понять: как каждая конкретная сцена соотносится с развитием характера героя?
Ключевые вопросы:
1. Как сц. соотносится с развитием характера персонажа (влияет напрямую, способствует развитию, влияет косвенно)?
2. Какие проблемы здесь решаются? Чего хочет герой/персонаж/антагонист?
3. Каков результат/выход из ситуации?
4. Желание какого персонажа определяет развитие сц.?
5. Удаётся ли ему исполнить это желание?
6. Какой конфликт возникает? Что мешает исполнению желания?
7. Какой сюжетный крючок использован в конце?
Все перечисленные аспекты нужно проработать обязательно!
На заметку: внутри сцены нельзя «переключаться» — убирать причинно-следственную связь.
В каждую сц. входит персонаж с определённой целью/желанием. В конце он должен достичь цели. Например, пойти на рынок за арбузом — в конце купить арбуз (либо не купить, если возникло препятствие/конфликт).
Читать:
Типы сцен в литературе
Есть несколько типов сцен:
1. Открывающая.
2. Стандартная (описанная выше, в первом пункте статьи).
3. Диалог (может быть частью стандартной сц.). К нему также относится сцена с подтекстом.
4. Закрывающая.
С подтекстом
Сцена с подтекстом отличается тем, что герои не говорят в ней, чего же они хотят на самом деле.
Что здесь важно?
- 1. Общепринятое понятие о подтексте не всегда верно!
- 2. Подтекст не всегда лучшее решения для структурирования.
Подтекст помогает герою, если ему: больно, плохо, он боится, стесняется сказать правду. Но при этом нужно помнить, что подтекст не позволит создать сцену с максимальным напряжением конфликта.
Условия создания подтекста:
1. Скрытые, но понятные читателю желания, присутствующие у большинства персонажей.
2. Скрытый план для реализации. Говорят одно, но хотят другого.
Если эти условия соблюдены, сц. автоматически приобретает подтекст. Приём используется чаще всего в любовных линиях, общении героя с начальством, шпионских сюжетах, детективах.
Сцены через диалоги
Различают три основных разновидности:
Первая: Сюжетный диалог.
Диалог — приём, часто понимаемый авторами неправильно, как инструмент для развития сюжета. На самом деле инструментом для его развития должна становиться структура. И диалог на это оказывает лишь посредственное влияние.
Ещё одна ошибка — воспринимать диалог, как разговор в реальной жизни. В литературе — это ненастоящий диалог! Это тщательно продуманные фразы, напоминающие живую речь. Подбираются они очень аккуратно, с учётом речевых особенностей конкретного персонажа.
Кратко: сюжетный диалог — это развитие действия через слова персонажа. Беседа о том, что герои делают.
Стандартное построение:
1. Персонаж №1, создающий сцену, заявляет о своём желании.
2. Персонаж №2 выступает против осуществления этого желания.
3. Персонаж №1 отвечает на возражения, используя прямой или скрытый план для получения желаемого.
4. По мере развития диалог становится всё острее.
5. А завершается он финальной репликой, выражающей принятое решение или злость (отображает согласился или не согласился персонаж №2).
Вторая: Диалог о ценностях (морали). Это разговор об этическом конфликте, правильности или неправильности поступков — принципах, моральных ценностях.
Построение:
1. Персонаж №1 задаёт действие, предлагая некий план.
2. А персонаж №2 с ним спорит, потому что эти действия могут кому-то навредить. Прямое морализаторство здесь недопустимо!
3. Каждый из спорщиков нападает и защищается, пытаясь отстоять свою позицию.
4. Всё завершается ненавязчивым показом читателю, что правильно, а что нет. Вывод он сделает сам!
Третья: Ключевые слова/фразы. То, что повторяется на протяжении всего произведения, связанное с символами, главной темой. Используется для придания выразительности всему повествованию.
В «Крестном отце» это «Ничего личного, только бизнес!» В «Звёздных войнах» — «Да пребудет с тобой Сила!» В «Атлант расправил плечи» — «Кто такой Джон Голд?»
Это составная часть диалога, выступающая символом. Каждый раз она передаётся немножечко по-другому, что указывает на изменение характера героя.
Первая (открывающая) сцена
Открывающая сц. должна содержать основу для развития всех последующих событий.
Важно показать читателю концепцию того, что будет написано: о чём, как именно. Обычно по первой сц. складывается впечатление о всём произведении.
Читателя здесь нужно заинтересовать и чем-то зацепить. Должно произойти нечто характерное для жанра, появиться характерные персонажи.
Первое предложение
Те же принципы работают в первых предложениях (первом фрагменте текста), но в сжатом виде!
В начале размещается введение в историю. Здесь нужно отразить главную тему произведения — о чём будет идти речь. Этот отрывок текста должен быть насыщенным, чтобы зацепить читателей.
На примере «Гордость и предубеждение» (показана вселенная произведения, сатирический жанр, главные герои, тематика, сюжетный крючок — новый сосед):
От первого лица
Если повествование ведётся от первого лица, возникает проблема, с чего начать рассказ о себе? И что в него нужно включить?
Очень важно показать, что будет определённая манера повествования. Затронуть главную тему и базовые ценности, вокруг которых будут строиться характеры героев и, собственно, сама история.
Пример из «Над пропастью во ржи»:
Основные использованные здесь приёмы:
1. Повествование от первого лица.
2. Автор удивляет (в приведённом примере рассказчик явно настроен против читателя).
3. Есть отсылка к историям взросления (упоминание Копперфильда).
4. Путаное изложение, сбивчивый стиль (указание на юный возраст рассказчика).
5. Заявление темы произведения.
Главное: Чтобы уместить в один абзац тематику, мир, ключевой конфликт, завязку сюжета, нужно всё это очень ясно и чётко видеть самому автору!
Финальная (последняя) сцена
Самыми важными в произведении являются несколько последних страниц.
Финальная сцена — законченный, полностью завершённый итоговый пункт истории.
Иногда в ней можно увидеть ещё один сюжетный поворот, какое-то открытие, но чаще всего последняя сц. с развитием сюжета вообще никак не связана! Это отражение всей истории в миниатюре.
Автор ещё раз обращается к самым главным темам, затронутым в произведении. А читатель понимает, что вся история, развитие характеров, как раз и отражает это главное высказывание.
В финальной сцене читатель убеждается, о чём история и получает для себя некое прозрение. В «Ромео и Джульетте» — это примирение семей.
Чтобы написать настолько же хорошую финальную сцену, необходимо помнить, что главное высказывание должно быть и обязательно оказывать влияние на читателя.
Пример: «Фиеста» Эрнест Хемингуэй: о человеке, живущем без цели (об импотенте).
Ещё пример: «Великий Гэтсби» Фрэнсис Скотт Фицджеральд: размышление о том, во что превратилась Америка — в общество потребления. Символ здесь — зелёный маяк. А главный герой был одержим ложным желанием, достижением ускользающей цели.
В «Анне Карениной» финальная сцена занимает несколько страниц! Но она решает те же самые задачи — сосредотачивает внимание читателя на главной теме.