Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Мы уже писали о простой и понятной структуре сцены. Сегодня поговорим о расширенном варианте этой универсальной «формулы» для писателей.

Основы

Построение сцены базируется на двух категориях:

  • на причине, по которой герой что-то делает;
  • и на следствии – логичном результате этого действия.

Читать:

Как структурировать сцены в литературно-художественном произведении?

Это правило касается всех форм литературно-художественных произведений в прозе: романов, повестей, рассказов. Причинно-следственные связи увлекают читателя и заставляют его сопереживать героям.

Что примечательно, написать «идеальную во всех смыслах сцену» сложно. У каждого писателя и читателя свои вкусы, предпочтения в литературе, представления о прекрасном. Стиль – дело вкуса.

Но сделать каждую сцену логически выверенной можно и нужно.

Причина и следствие – из чего состоят?

Как причину, так и следствие можно поделить на три условных части.

У причины есть:

  • цель;
  • конфликт;
  • катастрофа.

А следствие состоит:

  • из реакции;
  • дилеммы;
  • и решения.

Всего шесть частей единого целого – одной сцены. Именно частей, а не этапов! То есть все перечисленные элементы можно комбинировать по-разному в соответствии с задумкой автора произведения и поставленными им целями.

Определение

Рассмотрим эти элементы-части подробнее.

Цель – то, к чему устремляется герой. Если он появился без понятной читателю цели, такое появление теряет всякий смысл. Зачем он здесь? Что делает? «Бесцельного героя» вообще не стоит вводить в описание. Просто вычеркните его вместе со сценой. Повествование от этого ничего не потеряет.

Конфликт – причина, по которой пишется сцена. Герой сталкивается с препятствием, физическим или же нематериальным (например, с интересами другого персонажа).

Катастрофа – причина, по которой герой не может достичь желаемой цели. Эта недостижимость ощущается при прочтении одной конкретной сцены и не касается всего произведения в целом.

Реакция – эмоциональный ответ персонажа на невозможность достижения цели (на катастрофу). Здесь уместны как внешние проявления – смех, слёзы, крик, так и внутренние – мысленные терзания и страдания.

Дилемма – попытка найти выход из ситуации, перебирая множество вариантов. Что сделает герой? Бросит всё или продолжит борьбу?

Решение – это выбор новой цели. То, что заставит героя действовать вновь.

На что обратить внимание?

Каждая из шести частей здесь следует одна за другой. Но на самом деле это не так важно. Например, препятствие может выступить причиной происходящего. Вызвать как следствие реакцию и столкновение героя с дилеммой – поиском немедленного выхода.

Любые комбинации уместны! Главное, чтобы действо всегда начиналось с причины и в ней всегда присутствовала одна составляющая причины или следствия.

Каждую из сцен можно записать в виде предварительного плана, указав лишь тезисы. Такое описание не даёт понимания о происходящих внутри событиях, но позволяет автору составить комбинацию из разных частей причины (цель, конфликт, катастрофа) и следствия (реакция, дилемма, решение).

Практическое применение

На практике пользуйтесь следующими рекомендациями (они ощутимо облегчат писательскую работу!):

  1. Отталкивайтесь от причины, приступая к каждой новой сцене!
  2. Следите, чтобы присутствовали как причина, так и следствие.
  3. Не забывайте о препятствиях для персонажей.
  4. Заставляйте их делать выбор.
  5. Комбинируйте все шесть составных частей по-своему, добиваясь максимального воздействия на читателей.
  6. Всегда завершайте сюжетным крючком!

В результате каждая сцена получится шире, ярче и интереснее для потенциального читателя.

error: