Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Стили текста

Стилей всего пять:

  1. Официально-деловой. Это стиль делопроизводства и чиновников. Он тяжеловесный и трудный в понимании, в нём много повторений.
  2. Научный. Это стиль монографий, научной литературы, отчетов, исследований.
  3. Публицистический. Этот стиль близок к художественному, но он предназначен для донесения основной мысли. Здесь есть эмоциональность и иногда побуждение к действию.
  4. Разговорный. Это устная речь из жизни.
  5. Художественный. Этот стиль может сочетать в себе все стили! Его задача создать некую картинку, сцену, где герои говорят по-разному.

Художественный и авторский стиль

Авторский стиль входит в само понятие художественности. Но при этом автор не может писать как попало, ссылаясь на особенности своего стиля. Все равно придётся дорабатывать текст!

Использовать художественные образы (метафоры, сравнения, яркие определения), обращаться ко всем каналам восприятия читателей, обязательно редактировать и дорабатывать рукопись. Исключение – экспериментальные тексты.

Авторский стиль – это интонации автора, его особенности. Однако текст обязательно приводят к общепринятым нормам.

О каналах восприятия

У читателя задействованы все каналы восприятия, но обычно один из них является ведущим!

Каналы восприятия:

  • Визуальный (среди мужчин это порядка 50% читателей, среди женщин – около 30%). Люди воспринимают информацию через зрение, образы.
  • Аудиальный (женщины – 60%, мужчины – 20%). Это восприятие через слух.
  • Кинестетический (женщины – 9%, мужчины – 6%). Восприятие через ощущения.
  • Дискретный /дигитальный (женщины – 1%, мужчины – 14%). Это восприятие блоками, схемами, упорядочение информации в систему.

В книге обязательно нужно затрагивать три первых канала! Дать увидеть, услышать и почувствовать (в том числе эмоции) героя, окружающий его мир.

Качество текста

Основные признаки качественного текста:

  1. Образность и ясность изложения.
  2. Соответствие литературным нормам языка. Это правило не касается прямой речи персонажей!
  3. Соответствие задачам, поставленным самим автором. Важно показать жизнь персонажей, особенности мира.

Авторский стиль – что это?

Прежде всего, это лексика. Активный словарный запас. Автору необходимо его регулярно пополнять!

Вторая важная вещь – темп/ритм. Не только у стихотворений есть своя музыка. В прозе чередуют разную длину предложений. Короткие ускоряют действие, длинные замедляют. С длинными предложениями текст более гладкий. А одинаковая длина делает текст очень скучным, утомляющим.

Третий момент – экспрессия, её уровень. У каждого автора она своя. Тут главное не перестараться с восклицательными знаками и многоточиями.

Также у любого автора в тексте обязательно лидирует его канал восприятия. Визуал описывает то, что видно глазами, аудиал обращается к звукам, и так далее.

Ошибки стиля

Самые распространенные стилистические ошибки:

Переизбыток глагола «был, быть, было» при написании от третьего лица (он, она). Переизбыток местоимения «я» при написания от первого лица (моё, я, мне).                                                                                                                 

Плохое звучание текста при чтении вслух. Несколько слов подряд начинаются с одной буквы (гласной или согласной) или одного слога. Пример: пошел попросить о помощи. Выход из этого проверка чтением вслух.

Речевая избыточность (лишние уточнения или цветистые определения, их переизбыток). Например, до пяти прилагательных в одном  предложении.

Пунктуационные ошибки. Особенно, если запятые меняют смысл предложения.

Здесь важно понимать, что главное для любого автора – практика. Чем больше он пишет и редактирует, тем лучше авторский стиль. Ошибки и шероховатости есть у всех и особенно у начинающих! Это нормально. Главное – желание улучшить текст, работа над стилем.

Ошибки в диалогах:

Они слишком правильные, книжные. Люди так не говорят в реальном мире. Это неестественно.

Проблемы с атрибуцией (он сказал, она заметила, и т. п.). Её нет или, наоборот, слишком много. В коротком диалоге атрибуция бывает лишней. А в длинном её может не хватать. Читатель запутается. Лучший выход – добавить действие персонажей прямо в атрибуцию.

Ещё одна проблема – диалог в вакууме. Как правило, он длинный и в это время ничего не происходит. В диалог необходимо вписать действия и эмоции персонажей через атрибуцию.

Несоответствие состоянию героев или обстановке. Например, во время боя невозможно говорить длинными фразами.

Проблемы с орфографией. Решение проблемы простое – редактура и правильное оформление диалога.

Как редактировать тексты?

Основная проблема здесь «замыленность глаза». Автор просто не видит большинство ошибок.

Что поможет:

  • Чтение вслух.
  • Смена текстового редактора. Текст выглядит чужим, его легче редактировать.
  • Запись текста с дальнейшим прослушиванием аудио.
  • Редактировать/просматривать абзацы/часть текста с конца. Не всегда удобно, но как способ редактирования можно попробовать.

Главное не впасть в перфекционизм! Особенно на этапе написания черновика. В приоритете должно быть само создание текста.

Выработка стиля

Основная стратегия выработки стиля:

  1. Свободное письмо – фрирайтинг. Пишется всё, что приходит в голову. Не нужно писать идеально с первого раза!
  2. Потом тексту дают отлежаться перед редактированием. В идеале месяц, два. Или хотя бы неделю.
  3. Первое редактирование включает поиск словесного мусора, отслеживание художественных особенностей (ироничности, например), темпа и ритма, лексики (грамотности). Разобраться с орфографией и пунктуацией хорошо помогает справочник Розенталя.
  4. После нескольких циклов написания и редактирования, можно заняться экспериментами: использовать новые художественные приёмы, расширять словарный запас за счёт словарей (полезно подбирать синонимы), менять ритм текста.

На заметку: Есть электронный словарь синонимов от Metromir. Скачав эту программу, тоже можно расширить словарный запас.

error: