Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Когда идет речь о создании литературно-художественной зарисовки, автор затрагивает темы, интересные потенциальным читателям. Попутно он прорабатывает важные черты характера персонажей, развивает отношения между ними, закладывая будущую сюжетную линию, ищет внутренние и внешние конфликты.

Но все это не самые лучшие способы! Рассказать о герое проще всего через демонстрацию его характера. Но здесь главное не спутать характер и характеризацию персонажа.

В чем суть?

Один ключевой и сильный поступок может стать ярким определением сущности человека. Он же окажется хорошей и добротной зарисовкой.

Под характеризацией подразумеваются внешние характеристики и качества персонажа. Если бы кто-то наблюдал за ним изо дня в день, получилась бы самая полная характеризация – стали бы ясны особенности поведения, уровень интеллекта, вкусы в одежде, сексуальность, манера речи, и так далее.

А вот истинный характер – это всегда поступки, действие. Герой делает выбор под давлением обстоятельств, тем самым проявляя свою натуру.

Как это выглядит в прозе?

В прозе можно просто констатировать факт – вот этот персонаж скупой, а этот злой. Но этому никто не поверит без подтверждения через действия! То есть, автору одной характеризацией от читателя не отделаться. Констатация факта малоинтересна, а еще она может вызывать сомнения. Вдруг автор ошибается и его герой не такой уж и скупой на самом деле? Или он вовсе не зол, по мнению читателя?

Незыблемое правило любого практикующего литератора звучит так:

Не рассказывай, а показывай!

Пусть скупой персонаж не даст родному брату взаймы даже после продолжительных просьб о помощи. А злой пнет ногой маленького щенка, откажется перевести через дорогу старушку, ударит жену безо всякого повода.

Достаточно показать одну сцену, умещающуюся в формат зарисовки, и все станет ясно. Характер персонажа определяется через его поступки! Кем он будет, если выйти за пределы простой характеризации? Пусть сделает свой выбор перед лицом дилеммы. И чем сильнее давление со стороны внешних обстоятельств, тем в большей степени этот выбор соответствует истинному характеру.

Примечательно, что персонажи могут прятаться в «обертку» — скрывать за характеризацией свою подлинную личность. Совсем как в жизни. Люди укрываются от внешнего мира и других людей, надевая «маски». Это не хорошо и не плохо. Так легче защитить внутреннее «я», но одновременно можно потерять себя за ложными мечтами или идеалами. Чтобы понять, кто ты на самом деле, придется совершить некий поступок.

Точно так же и персонажи книг сбрасывают «маски», преодолевая некие препятствия на пути к поставленной цели. При этом читатель сам видит, какой у них характер.

Как реализовать на практике?

Автор должен:

  • придумать принудительные и безвыходные обстоятельства;
  • погрузить в них своего героя, заставив его рисковать, испытывать психологический или физический дискомфорт;
  • дать ему возможность сделать выбор, показав истинный характер.

На практике это выглядит как одна сцена зарисовки, подходящая для передачи истинной натуры героя.

И не забывайте, что характеризация – просто озвучивание неких черт персонажа, то есть, описательный прием, не вызывающий особого доверия у читателей. А проявление характера – всегда поступок и действие, пробуждающее подлинный интерес и сопереживание.

Целостный, интересный образ получается при описании поведения героя, демонстрации его внутреннего мира, целей, отношения к себе и окружающим, животному миру, природе.

Все статьи по теме:

Зарисовка, как литературный прием

Зарисовка (часть 2) — создаем тайну!

Зарисовка (часть 3): зачем нужно нечто постыдное?

Зарисовка (часть 4): о развитии взаимоотношений героев

Зарисовка (часть 5): о сновидениях

Зарисовка (часть 6): внутренние конфликты героя

error: