Развитие конфликта в литературе – основная движущая сила сюжета. Конфликты присутствуют в лирических, лиро-эпических, драматических произведениях, эпосе. То есть везде, где есть сюжетная линия.
Почему важны взаимоотношения персонажей?
Ранее мы рассмотрели принципы создания литературно-художественной зарисовки:
Зарисовка, как литературный прием
А сегодня выясним, почему читателям важны взаимоотношения между персонажами.
Во-первых, через литературных героев познают глубинную сущность собственных отношений с окружающими: родными, коллегами, друзьями.
Во-вторых, людям интересно следить за остро развивающейся конфликтной ситуацией.
Что такое конфликт?
Конфликт – это всегда столкновение противоположных взглядов. Он реализуется как в словах, так и в действиях персонажей.
Может быть локальным, то есть имеющим логичное решение в рамках сюжета одной книги. Это традиционное литературное решение, сложившееся исторически с момента возникновения ранней словесности.
Либо устойчивым, не имеющим решения в рамках конкретного сюжета. В литературе такой тип конфликтной ситуации возник лишь в конце девятнадцатого века.
Деление на типы
Насчитывается восемь базовых видов конфликтных ситуаций. Это:
- столкновение двух людей;
- противостояние человека и природы;
- борьба с самим собой, своими внутренними противоречиями;
- столкновение героя с обществом;
- борьба с рукотворным механизмом, как в фильмах о терминаторе;
- столкновение с судьбой;
- борьба с чем-то сверхъестественным;
- вызов Богу.
Статика – худший выбор!
Статичные конфликты почти всегда малоинтересны. Когда накал страстей не усиливается, держась приблизительно на одном уровне, взаимоотношения героев больше напоминают потасовку детей в песочнице из-за любимой игрушки.
Чаще всего статичная конфликтная ситуация прослеживается в ссоре или споре. При этом отношения не изменяются. Они стоят на месте. Нет движения, динамики. Застенчивый остается застенчивым, храбрый — храбрым, слабый — слабым.
Если герои любят друг друга одинаково в начале произведения, середине и конце, их отношения вызовут у читателя лишь скуку! А вот если эти же отношения вырастут, например, из ненависти, читатель будет заинтересован, несмотря на банальность и некую шаблонность такого авторского видения.
Практика
Ниже приведен план для создания литературной зарисовки с намеком на развитие взаимоотношений персонажей:
- Придумывается новый персонаж, создается его характер.
- Пишется небольшое письмо-зарисовка вымышленному другу/родственнику/близкому человеку от лица этого персонажа.
- В зарисовке даются не только намеки на взаимоотношения между героями, но и закладывается импульс к их возможному последующему развитию.
Таким простым литературным приемом мы получаем сразу двух персонажей и набросок для их будущего конфликта.