Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Нечто мистическое сопровождает человека с момента его появления на земле. Это и сакральная религиозная практика, подразумевающая единение с Богом или множеством богов, нематериальных сущностей, духов. И вера в потусторонние силы, способные общаться с людьми, связываться с ними, влияя на жизнь или смерть.

Мы пишем мистику, взывая к древнейшим человеческим страхам и надеждам. Мы читаем мистику, гоняясь за специфическими эмоциями и переживаниями. Мистика занимает на наших читательских полках не последние места. Она так же популярна сегодня, как любовные романы и детективы.

О жанре

Как литературный жанр мистическая проза возникла в первой четверти 19 века, но несмотря на солидный возраст до сих пор пользуется популярностью у широкого круга читателей.

Идеальный во всех смыслах образец жанра — «Мастер и Маргарита» Булгакова.

Многие классики также пробовали себя в мистической прозе (рассказ «Бобок» у Достоевского, «Таинственные повести» у Тургенева», повести Грина, и, конечно, произведения незабываемого Гоголя).

Специфические особенности

Мистическую прозу можно легко спутать с другими родственными жанрами: магическим реализмом, фэнтези или литературой ужасов (хоррором).

Что нужно знать, чтобы не ошибиться, создавая мистическую историю?

  • Во-первых, не терять связь с реальным миром. Именно в нём происходят события любой мистической книги.
  • Во-вторых, показывать чудо — нечто сверхъестественное, непривычное и неуместное с логической точки зрения.
  • В-третьих, не давать объяснения странным событиям. Это всегда тайна, лежащая за пределами человеческого понимания.
  • В-четвёртых, в истории должен присутствовать потусторонний мир — некая параллельная реальность (мир духов, загробный мир). Существа из него проникают в нашу реальность либо герои попадают туда, где находиться человеку непривычно, странно и опасно.
  • В-пятых, этот потусторонний мир в обязательном порядке оказывает влияние на героев. Им страшно, они дезориентированы.
  • В-шестых, нужно умело нагнетать страх, давая ощущение сверхъестественной тайны, намекая на нее (не всегда потусторонние силы действуют явно). Качественный саспенс — половина успеха!

Отличия от ужасов, фэнтези, магического реализма

Сравнивая родственные жанры и чистую мистику, можно отметить следующее:

В ужасах (хорроре) страх не всегда основан на сверхъестественном. Маньяк с бензопилой наперевес тоже страшно, но ничего потустороннего здесь нет. А вот призрак, неспособный воздействовать на героя физически, но пугающий его до смерти — это классическая мистика.

В фэнтези магия и сверхъестественное — часть мира, придуманного автором. Все эти элементы имеют какое-то логическое объяснение. Например, в мистической истории демон — это аномалия, это страх и ужас. В фэнтези — просто одна из рас, возможно и неприятная внешне.

В магическом реализме реальный мир трансформируется под воздействием чего-то необычного, потустороннего, и герой вынужден подстроиться под эти изменения (как в произведениях Маркеса). В мистической истории реальный мир остаётся неизменным. Трансформируется лишь герой, причем чаще психологически.

Мистические элементы

Как в фантастике существуют жанровые элементы и допущения, так и мистика базируется на характерных признаках, имеет характерные черты.

Читать: О фантастических допущениях

Это:

  • артефакт(-ты), найденные героем случайно или полученные в наследство;
  • сверхъестественные способности у персонажей;
  • присутствие или намёк на близость потусторонних сил;
  • атмосфера страха, иногда проистекающая из вполне реальных вещей и событий (случайного скрипа двери, потухшей лампочки, зловещего завывания ветра);
  • явное наличие двух миров — реального и ирреального (потустороннего), проявляющегося в нелогичных, странных событиях и явлениях;
  • атмосфера тайны, ничем не объяснимой загадки, — всё рассчитано исключительно на веру читателей.

Главное — предвкушение страшного события. Без него испугать читателя не удастся. Мистическое явление, описанное прямо, — просто антураж. А вот ощущение опасности, от которой невозможно защититься обычными способами или сбежать, по-настоящему холодит кровь.

Как создать мистическую атмосферу?

Основной писательский инструмент в этом жанре — яркие и точные описания, делающие упор на какую-то жуткую деталь (например, хлопающие сами по себе ставни, зловещий собачий вой, след крови на столе, и так далее).

Причем страшные моменты чередуются с повседневными, почерпнутыми из «реальной жизни» персонажей. Они разговаривают, даже иногда шутят, что-то делают, куда-то ходят.

Самое главное здесь — дозированная подача информации. От переизбытка мистических деталей читатели быстро устают, а книга надоедает. Настоящее мастерство — это баланс между банальными событиями, диалогами и острой «приправой» из сцен, базирующихся исключительно на чём-то сверхъестественном.

Что на практике?

Итак, для мистики (как страшной истории) понадобится:

  • странный случай из жизни автора или его знакомых;
  • или мистическое событие, имевшее место в чьей-то реальной жизни (можно взять на форумах);
  • а также герой, который ввяжется в странную историю.

На что ещё обратить внимание?

Важные на мой взгляд моменты:

Первое — учи матчасть! Не пиши о том, в чём совсем не разбираешься. Действие ведь происходит в реальном мире. Поэтому автору в помощь энциклопедии, интернет и в особо сложных случаях консультанты.

Второе — долой штампы! Не нужно создавать очередного Дракулу или Эдварда Каллена. Даже на всех до дыр заштампованных вампиров существует свежий авторский взгляд... если этого хорошенько захотеть.

Третье — нагнетай, нагнетай и ещё раз нагнетай! В мистике не работает «страшная рожа монстра, вдруг высунувшаяся из-за угла». Мрачную атмосферу нагнетают постепенно, доводя читателя до ужаса отдельными деталями и предчувствиями беды.

Четвёртое — долой мясо, то есть расчленёнку. Мистическое повествование — это не ужасы, как уже было отмечено выше. Здесь страх возникает на уровне подсознания и доводит читателя вместе с героем до полной обречённости, отчаяния.

Пятое — не сливай концовку, в смысле не пиши шаблоны и банальности, которые все читали или видели в кино! Рецепта, как достойно завершить мистический рассказ/повесть/роман, естественно, нет. Тут всё зависит от идеи и её оригинальной реализации автором.

Идея

Чаще всего в виде идей приходят герои или персонажи, реже – миры и их легенды, события или явления.

Основной вопрос здесь — о чём история? На чём основан сюжет?

Если идея пришла из образа героя, выясните три вещи:

  • что в герое необычного;
  • с чем сверхъестественным он столкнётся;
  • чем такая встреча для него закончится.

Точно такие же вопросы необходимо задать, если идея пришла из некоего явления, легенды, распространённого страха:

  • что в ней/в нём особенного;
  • как это особенное влияет на героев и мир истории;
  • что в результате получается.

Атмосфера

Ощущение другого мира — невидимого, но существующего рядом, создают яркие детали и подробности:

  • вещие сны;
  • необъяснимые происшествия;
  • странные совпадения;
  • тяжёлые предчувствия;
  • древние обряды (например, все знают, что гадания небезопасны);
  • поверья и местные легенды;
  • семейные предания.

Страхи и фобии

Особенность человеческой психики такова, что все мы страшимся неизвестности, собственной беззащитности и уязвимости.

Есть и базовые страхи, знакомые многим:

  • высоты;
  • темноты;
  • пауков и крупных насекомых;
  • хищных животных;
  • огня;
  • бурной воды;
  • умерших людей и животных.

А также специфические фобии: боязнь замкнутого пространства, клоунов, кукол, зеркал.

Ответьте на следующие вопросы:

  • Чего именно и почему боится главный герой?
  • В чём этот страх выражается?
  • Как подстёгивают страх уже придуманные ранее элементы истории (сны, легенды, предчувствия, предания, и т.п.)?

В заключение

Так как действие происходит в реальном мире, важно не терять логику повествования. Однако приветствуются неожиданные сюжетные повороты и нестандартная развязка.

В хорошей истории сверхъестественное настигает читателя каждый раз, когда он этого не ожидает! Он не понимает, что происходит — откуда это явление, как герою от него защититься и где искать помощи. Все загадки и тайны вписаны в контекст реальности, но у них нет никакого логического объяснения.

error: