Нечто мистическое сопровождает человека с момента его появления на земле. Это и сакральная религиозная практика, подразумевающая единение с Богом или множеством богов, нематериальных сущностей, духов. И вера в потусторонние силы, способные общаться с людьми, связываться с ними, влияя на жизнь или смерть.
Мы пишем мистику, взывая к древнейшим человеческим страхам и надеждам. Мы читаем мистику, гоняясь за специфическими эмоциями и переживаниями. Мистика занимает на наших читательских полках не последние места. Она так же популярна сегодня, как любовные романы и детективы.
О жанре
Как литературный жанр мистическая проза возникла в первой четверти 19 века, но несмотря на солидный возраст до сих пор пользуется популярностью у широкого круга читателей.
Идеальный во всех смыслах образец жанра — «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Многие классики также пробовали себя в мистической прозе (рассказ «Бобок» у Достоевского, «Таинственные повести» у Тургенева», повести Грина, и, конечно, произведения незабываемого Гоголя).
Специфические особенности
Мистическую прозу можно легко спутать с другими родственными жанрами: магическим реализмом, фэнтези или литературой ужасов (хоррором).
Что нужно знать, чтобы не ошибиться, создавая мистическую историю?
- Во-первых, не терять связь с реальным миром. Именно в нём происходят события любой мистической книги.
- Во-вторых, показывать чудо — нечто сверхъестественное, непривычное и неуместное с логической точки зрения.
- В-третьих, не давать объяснения странным событиям. Это всегда тайна, лежащая за пределами человеческого понимания.
- В-четвёртых, в истории должен присутствовать потусторонний мир — некая параллельная реальность (мир духов, загробный мир). Существа из него проникают в нашу реальность либо герои попадают туда, где находиться человеку непривычно, странно и опасно.
- В-пятых, этот потусторонний мир в обязательном порядке оказывает влияние на героев. Им страшно, они дезориентированы.
- В-шестых, нужно умело нагнетать страх, давая ощущение сверхъестественной тайны, намекая на нее (не всегда потусторонние силы действуют явно). Качественный саспенс — половина успеха!
Отличия от ужасов, фэнтези, магического реализма
Сравнивая родственные жанры и чистую мистику, можно отметить следующее:
В ужасах (хорроре) страх не всегда основан на сверхъестественном. Маньяк с бензопилой наперевес тоже страшно, но ничего потустороннего здесь нет. А вот призрак, неспособный воздействовать на героя физически, но пугающий его до смерти — это классическая мистика.
В фэнтези магия и сверхъестественное — часть мира, придуманного автором. Все эти элементы имеют какое-то логическое объяснение. Например, в мистической истории демон — это аномалия, это страх и ужас. В фэнтези — просто одна из рас, возможно и неприятная внешне.
В магическом реализме реальный мир трансформируется под воздействием чего-то необычного, потустороннего, и герой вынужден подстроиться под эти изменения (как в произведениях Маркеса). В мистической истории реальный мир остаётся неизменным. Трансформируется лишь герой, причем чаще психологически.
Мистические элементы
Как в фантастике существуют жанровые элементы и допущения, так и мистика базируется на характерных признаках, имеет характерные черты.
Читать: О фантастических допущениях
Это:
- артефакт(-ты), найденные героем случайно или полученные в наследство;
- сверхъестественные способности у персонажей;
- присутствие или намёк на близость потусторонних сил;
- атмосфера страха, иногда проистекающая из вполне реальных вещей и событий (случайного скрипа двери, потухшей лампочки, зловещего завывания ветра);
- явное наличие двух миров — реального и ирреального (потустороннего), проявляющегося в нелогичных, странных событиях и явлениях;
- атмосфера тайны, ничем не объяснимой загадки, — всё рассчитано исключительно на веру читателей.
Главное — предвкушение страшного события. Без него испугать читателя не удастся. Мистическое явление, описанное прямо, — просто антураж. А вот ощущение опасности, от которой невозможно защититься обычными способами или сбежать, по-настоящему холодит кровь.
Как создать мистическую атмосферу?
Основной писательский инструмент в этом жанре — яркие и точные описания, делающие упор на какую-то жуткую деталь (например, хлопающие сами по себе ставни, зловещий собачий вой, след крови на столе, и так далее).
Причем страшные моменты чередуются с повседневными, почерпнутыми из «реальной жизни» персонажей. Они разговаривают, даже иногда шутят, что-то делают, куда-то ходят.
Самое главное здесь — дозированная подача информации. От переизбытка мистических деталей читатели быстро устают, а книга надоедает. Настоящее мастерство — это баланс между банальными событиями, диалогами и острой «приправой» из сцен, базирующихся исключительно на чём-то сверхъестественном.
Что на практике?
Итак, для мистики (как страшной истории) понадобится:
- странный случай из жизни автора или его знакомых;
- или мистическое событие, имевшее место в чьей-то реальной жизни (можно взять на форумах);
- а также герой, который ввяжется в странную историю.
На что ещё обратить внимание?
Важные на мой взгляд моменты:
Первое — учи матчасть! Не пиши о том, в чём совсем не разбираешься. Действие ведь происходит в реальном мире. Поэтому автору в помощь энциклопедии, интернет и в особо сложных случаях консультанты.
Второе — долой штампы! Не нужно создавать очередного Дракулу или Эдварда Каллена. Даже на всех до дыр заштампованных вампиров существует свежий авторский взгляд... если этого хорошенько захотеть.
Третье — нагнетай, нагнетай и ещё раз нагнетай! В мистике не работает «страшная рожа монстра, вдруг высунувшаяся из-за угла». Мрачную атмосферу нагнетают постепенно, доводя читателя до ужаса отдельными деталями и предчувствиями беды.
Четвёртое — долой мясо, то есть расчленёнку. Мистическое повествование — это не ужасы, как уже было отмечено выше. Здесь страх возникает на уровне подсознания и доводит читателя вместе с героем до полной обречённости, отчаяния.
Пятое — не сливай концовку, в смысле не пиши шаблоны и банальности, которые все читали или видели в кино! Рецепта, как достойно завершить мистический рассказ/повесть/роман, естественно, нет. Тут всё зависит от идеи и её оригинальной реализации автором.
Идея
Чаще всего в виде идей приходят герои или персонажи, реже – миры и их легенды, события или явления.
Основной вопрос здесь — о чём история? На чём основан сюжет?
Если идея пришла из образа героя, выясните три вещи:
- что в герое необычного;
- с чем сверхъестественным он столкнётся;
- чем такая встреча для него закончится.
Точно такие же вопросы необходимо задать, если идея пришла из некоего явления, легенды, распространённого страха:
- что в ней/в нём особенного;
- как это особенное влияет на героев и мир истории;
- что в результате получается.
Атмосфера
Ощущение другого мира — невидимого, но существующего рядом, создают яркие детали и подробности:
- вещие сны;
- необъяснимые происшествия;
- странные совпадения;
- тяжёлые предчувствия;
- древние обряды (например, все знают, что гадания небезопасны);
- поверья и местные легенды;
- семейные предания.
Страхи и фобии
Особенность человеческой психики такова, что все мы страшимся неизвестности, собственной беззащитности и уязвимости.
Есть и базовые страхи, знакомые многим:
- высоты;
- темноты;
- пауков и крупных насекомых;
- хищных животных;
- огня;
- бурной воды;
- умерших людей и животных.
А также специфические фобии: боязнь замкнутого пространства, клоунов, кукол, зеркал.
Ответьте на следующие вопросы:
- Чего именно и почему боится главный герой?
- В чём этот страх выражается?
- Как подстёгивают страх уже придуманные ранее элементы истории (сны, легенды, предчувствия, предания, и т.п.)?
В заключение
Так как действие происходит в реальном мире, важно не терять логику повествования. Однако приветствуются неожиданные сюжетные повороты и нестандартная развязка.