Образность литературы — её основная отличительная черта, когда идёт речь о художественном произведении. Этот писательский инструмент направлен на создание ярких описаний.
Придумывать свежие и оригинальные образы задача любого автора, если он намерен писать стильно. Ведь образность художественной литературы – то, что делает её по-настоящему ценной для читателя.
Определение
Итак, образность присуща литературно-художественным текстам. А заключается она в использовании слов в переносном значении: гипербол, сравнений, эпитетов, метафор, и так далее.
Реализовать на практике эту стилевую особенность в наши дни достаточно трудно из-за риска скатиться в шаблоны и клише. Иногда кажется, что всё уже написано до нас великими мастерами, а нам остаётся лишь подражать.
Отсюда все эти выражения вроде «не раскрывать карты», «белый, как снег», «щеки цвета розы», «быстрый, как молния», «голубые, как небо глаза».
В чём проблема?
Проблема заключается в употреблении избитого клише, давно истёртой метафоры, которую знают все и постоянно используют в письменной речи. Отчего образ тут же меркнет, становится неинтересным и банальным.
Джордж Оруэлл писал: «Никогда не используйте метафору, сравнение или другую фигуру речи, которую Вы часто видите в печатном тексте». Такой способ письма – автоматизация процесса, когда мозг не задействован в создании свежего образа.
Лучше написать «быстрее, чем болид», но не использовать избитое «быстрый, как молния».
Техника «список»
Есть прекрасный способ добиться чистоты сравнений. Для этого берётся лист, на котором в столбик перечисляются все, пришедшие на ум метафоры. Примерно в конце этого списка, когда закончится автоматическое перечисление литературных шаблонов и в работу включится мозг, будут самые лучшие и оригинальные образы.
Мы уже говорили о важности уникальных сравнений (Яркие описания в литературе — три самых простых техники)
Их основная проблема – шаблонность. А избавляются от неё как раз при помощи упомянутого выше списка.
Многие талантливые писатели скрупулёзно работают над образностью текстов. О чём они открыто говорят в интервью. Такое отношение к ремеслу по-настоящему вдохновляет! Иногда на поиск точного образа уходит несколько часов или даже дней.
Поэтому совет один: Если вы спешите и нет никакой возможности подумать над сравнением в настоящий момент чуть дольше, запишите клише. Но позже обязательно вернитесь к редактированию и исправьте написанное. Помните, что «первый, кто сравнил щеки молодой девушки с розами, явно был поэтом, а второй – скорее идиотом» (Сальвадор Дали).