Литературный конфликт мощный инструмент в руках опытного писателя, как основа любого художественного произведения, имеющего выраженную сюжетную линию.
Что это такое?
В прямом значении слова конфликт – это «борьба, бой».
При этом к конфликтам относят любое, даже мирное соприкосновение и противоречие между героями. Ведь в реальной жизни все люди чувствуют, думают, поступают по-разному. Поэтому при их взаимодействии могут возникать конфликтные ситуации, что вполне естественно. И как только автору становятся интересны те или иные взаимоотношения, он принимается их исследовать через литературное отображение.
В классическом понимании – это столкновение света и тьмы, добра и зла, достоинств и пороков, добродетелей и греха. Ярких примеров в литературе множество! Например, «Властелин колец» основан на противостоянии добра и зла.
Классификация
Конфликты в литературе делятся на три вида:
- происходящие внутри персонажа, его мыслей – внутренние;
- случающиеся между двумя персонажами-личностями – межличностные;
- происходящие между персонажем и чем-то не относящимся к личности: потусторонними силами, судьбой, политической системой, природой, жизненными обстоятельствами.
Чаще всего авторы сочетают в одном произведении несколько видов конфликта, чтобы придать истории достоверность, объем и глубину.
Использование в зарисовке
О зарисовках мы уже говорили ранее (им посвящено несколько отдельных статей):
Зарисовка, как литературный прием
В таком литературном отрывке вполне уместен внутренний конфликт персонажа. Созданный текстовый черновик в дальнейшем может стать основой полноценного романа или рассказа.
Внутренний конфликт в литературе – это отображение незримой и сложной борьбы внутри героя, в которой участвует разум, чувства, душа, совесть. Герой чего-то хочет, на его пути вырастают препятствия — он вынужден делать внутренний выбор.
Яркий пример из классики: письмо Татьяны Лариной Евгению Онегину, продиктованное чувством любви и противоречащее понятию дворянской чести.
Особенности
Конфликт внутри героя почти всегда приносит отрицательный опыт. Это обусловлено длительным противостоянием целей, эмоций, желаний, убеждений — то есть, структур внутреннего мира.
Персонаж находится в эмоциональном состоянии, плохо контролирует свое поведение, часто неспособен принять правильное решение. Меняется его отношение к другим людям. Мысленная борьба сопровождается разочарованием, сильным беспокойством и другими далеко не положительными эмоциями. В психологии такое состояние известно, как «когнитивный диссонанс».
Что может быть в зарисовке?
В зарисовке можно отобразить:
- борьбу между противоречащими психологическими убеждениями, желаниями;
- столкновение между чувствами и моральными принципами, религиозными догмами, рабочими обязанностями, социальной идеологией.
Все это показывается тезисно, штрихами, несколькими абзацами. Задача автора — задать внутренний конфликт героя, который станет основой сюжета.
Деструктив и конструктив
Следует отметить, что итог у внутренней борьбы героя может быть разным (все зависит от ее причин и характера).
Позитив (конструктив) – это формирование или приобретение полезных качеств: сильного характера, психической устойчивости, самостоятельности, решимости, самоотверженности. Например, борьба с вредной привычкой требует отказаться от личных желаний в пользу блага других людей.
Негатив (деструктивный итог) – это дальнейшее раздвоение личности, сопровождающееся потерей веры в себя, недовольством жизнью, ощущением собственной неполноценности, жизненным кризисом. В результате человек погружен в стресс, плохо адаптируется к новым ситуациям.
Практика
Чтобы столкнуть в сознании героя две разные системы ценностей, автору необходимо:
- Создать нового персонажа и продумать его характер.
- Прикинуть, какой внутренний конфликт ему подходит.
- Сделать зарисовку, основанную на мыслях героя: его анализе подхода к жизни, своего поведения и поиске правильного поступка/выбора/выхода из ситуации.