Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Ритм предложения – важный фактор для литературно-художественного текста. Почему одни тексты читаются легко, а другие звучат монотонно? За счёт чего можно создать правильный ритм? Обо всём этом ниже.

Почему важен ритм?

Предложения в тексте по аналогии можно сравнить с музыкой. Монотонность быстро утомляет, а разнообразие помогает удерживать внимание читателей.

Правило №1: вариации приветствуются! Это значит, что ритмика (длина) предложений в тексте должна изменяться.

Обычно повествовательное предложение начинается с подлежащего и сказуемого. Если соблюдать это условие всегда, структура текста становится скучной за счёт однообразия.

Выход из ситуации следующий:

  • вначале ставится два-три коротких предложения, чтобы придать динамичности;
  • дальше – несколько длинных (можно для разнообразия разбить одним коротким), но не увлекайтесь сложными параллельными перечислениями.

Что подразумевается под коротким предложением? Это пять-шесть слов, связанных по смыслу. Такая структура хорошо задаёт ритм.

Музыка текста

Каждый автор подбирает для себя структуру, включающую три темпа повествования:

  • короткий (5-6 слов);
  • средний;
  • и длинный.

При их комбинировании возникает ритм. Какой он, определяется опытным путём. Ритмика текста – стилистическая особенность писателя, его визитная карточка.

Передача эмоций

Ритм, как выразительное средство в литературе, существует не просто для украшения. Его первейшая задача – передача эмоций. И только потом – отображение динамики событий.

Этого можно добиться не только чередованием предложений разной длины, но и:

  • чередованием слов;
  • и даже слогов.

Динамика и монотонность

Существует два вида текстовой ритмики:

  1. монотонный текст;
  2. и динамичный (рваный).

Признаки монотонности:

  • используются причастные и деепричастные обороты;
  • есть придаточные предложения;
  • присутствуют второстепенные члены;
  • длина предложений от пяти до двадцати слов (то есть, они бывают как короткими, так и длинными).

Для чего используется монотонность? Для создания медленного, тяжёлого и обволакивающего как кисель текста. Это уместно в рассказах, миниатюрах, эссе. Так авторы передают умиротворённое и спокойное настроение.

Признаки динамичности:

  • чередуются короткие и длинные предложения;
  • в них есть короткие и длинные слова.

Когда уместен рваный ритм? В крупных литературно-художественных формах, когда нужно задать нерв повествования (показать конфликт, экшен, непрекращающееся действие). Это выразительное средство уместно при описании постельных сцен, битв, погони, драк, ссор, то есть для передачи эмоционального возбуждения.

Стоит отметить, что переизбыток динамики так же утомителен для восприятия, как и затянувшаяся монотонность. Поэтому даже в романе или повести должны присутствовать небольшие вкрапления монотонного текста, когда динамичная сцена сменяется покоем (например, описаниями).

Чередование слогов

Как и в стихотворениях, в прозе нужно обращать внимание на чередование ударных и безударных слогов в словах. Оно выстраивается автором интуитивно, в соответствии с его настроением или внутренним состоянием героя.

Чередование слогов хорошо чувствуется, если читать тексты вслух. Можно посчитать ударные слоги, не принимая в расчёт союзы и предлоги – они проглатываются при прочтении. Полученная «математическая формула» как раз и будет тем самым искомым ритмом предложений.

Условно говоря, монотонность – вальс, динамика – рэп + народная песня.

Если уловить нужный ритм не получается интуитивно (не хватает таланта или опыта), этому можно научиться. Как и всему другому в писательском мастерстве. Было бы желание.

Стоп-слова

Ещё один важный момент – наличие в предложениях стоп-слов, которые замедляют повествование. Опытные авторы используют их только в тех случаях, когда невозможно подобрать синонимы или перестроить предложение. Примерно в 90-95% случаев от удаления стоп-слова текст только выигрывает — читать становится легче и смысл написанного при этом не меняется.

Вот то, что «выпалывается» из художественной книги безжалостно:

  • обычно;
  • свой, своя, свои (из контекста и так понятно, о чём или о ком речь);
  • возможно;
  • был, были (читать по теме: Как использовать сильные глаголы);
  • кажется;
  • видимо;
  • должно быть;
  • действительно;
  • похоже;
  • однако;
  • скорее;
  • впрочем;
  • вроде бы.

На заметку: в прямой речи героев стоп-слова вполне допустимы. Они являются их речевой особенностью.

Для поиска стоп-слов в документах Word используется сочетание клавиш ctrl+F. Создавайте звуки, приятные для читательского слуха – пишите не просто слова, а настоящую музыку!

error: