Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Работа со сценой начинается с малого, с поиска причины и следствия. Как причину, так и следствие можно разложить на составляющие – части единого целого. Но это лишь половина дела! Задача автора сделать сцену красочной и запоминающейся, удержать читательский интерес.

Универсальная структура

Универсальная структура выглядит следующим образом: причина (цель, конфликт, катастрофа), следствие (реакция, дилемма, решение).

Обо всём этом подробно написано в предыдущих заметках:

Расширенная структура сцены – шесть этапов

Как структурировать сцены в литературно-художественном произведении?

Сегодня сделаем больше – определимся, как плавно двигаться с каждым новым абзацем от первоначальной цели к назревающему конфликту, затем к катастрофе. И как перейти к реакции героя, возникновению перед ним дилеммы, ведущей к принятию важного решения.

Секрет прост. Если правильно чередовать раздражитель и реакцию, сцена получится цельной и логичной.

Как говорит Дуайт Суэйн – автор «Приёмов издающегося писателя», писать такими связками нелегко. Технику приходится отрабатывать в течение нескольких глав пока она станет отточенной до автоматизма. Зато после этого правильно выстроенные связки раздражитель-реакция сделают вашу книгу по-настоящему запоминающейся.

О раздражителях

Раздражитель – то в сцене, что заставляет героя реагировать и действовать. Он может что-то услышать, увидеть, почувствовать, обонять.

Пример:

Взбесившийся слон бросился на охотника.

Важные моменты:

  1. Событие показывается объективно и немного отстранёно, как будто происходящее записывается на видеокамеру.
  2. Раздражитель не должен подаваться писателем с точки зрения героя книги (фокального персонажа).

О реакции

Реакция – то, как именно реагирует на происходящее герой. Его видение, эмоции, действие.

Пример:

Страх липкой волной прошёлся по спине. Макс непроизвольно вздрогнул, а затем вскинул карабин и выстрелил в несущегося навстречу слона-убийцу. «Сдохни, тварь!»

Важные моменты:

  1. Реакция передается субъективно, так как происходящее видится читателю глазами героя. Это внутреннее состояние персонажа.
  2. Важно не перепутать последовательность реакций, чтобы сцена выглядела достоверной.

Продумайте ситуацию. Примерьте происходящее на себя. Как бы отреагировали вы, а опытный охотник?

В приведённом примере последовательность реакций и эмоций следующая:

Мгновенное возникновение страха. Как правило в секунды опасности чувства просыпаются первыми. Происходит выброс адреналина.

Дальше включаются рефлексы – охотник вскидывает карабин. Такая реакция происходит на уровне инстинктов. Человек боится за свою жизнь и пытается спастись, не думая, что и как он делает.

И только потом следуют рациональные действия: прицеливание, нажатие курка. Рациональные действие следствие мыслительного процесса. Вслед инстинктам приходит осознание происходящего, герой успевает всё обдумать, принять правильное решение. Действия завершаются мыслями вслух. Реплика здесь звучит как выражение внутренних переживаний.

Важные моменты:

  1. Из реакции можно вырезать одну или даже две составляющие.
  2. Если какие-то составляющие реакции героя удаляются писателем, важно выставить оставшиеся в правильном порядке!

Что подразумевается под правильным порядком в реакции?

Правильный порядок при описании реакции героя следующий:

  • Если описывается чувство, оно обязательно идёт вначале.
  • Если приводится рефлекс, он не должен стоять в тексте до описания чувств героя. Нет чувств? Что же, тогда первым будет рефлекс.
  • Если сцена заканчивается рациональным действием, оно не может находиться до описания чувства и рефлексов. Рациональная реакция всегда в конце! Это аксиома.

Цепочки из связок раздражитель-реакция

За первой связкой раздражитель-реакция обязательно следует вторая, третья, и так далее.

Писать всю книгу в таком духе, как уже говорилось, сложно. Если приходит боязнь нарушить это правило – наступает писательская блокировка, нужно написать главу в обычном стиле. Отпустите творческий процесс на волю! Чуть позже вы отредактируете текст, а сейчас наслаждайтесь полётом фантазии.

Творчество – созидательный процесс. Если он огорчает, творить невозможно. А вот редактура – абсолютная противоположность. Это всегда деструктивное действие, требующее от автора некоторых усилий. Приступайте к редактуре отдохнувшим, когда текст немного «отстоится» в ящике стола или на компьютере. Когда «резать» его будет не так жалко, как в начале.

Как проверять последовательность?

В редактируемом тексте последовательность проверяется так:

  1. Есть ли раздражитель в сцене? Что именно «видит камера»?
  2. Как реагирует персонаж книги?
  3. Какой новый раздражитель возник?
  4. Что теперь делает персонаж?
  5. Есть ли верная последовательность в реакциях? Сначала чувство, потом рефлекс и только после этого рациональная реакция и речь?

Алгоритм написания сцены

Ещё один небольшой план подскажет, как написать сцену с нуля:

  1. Делим сцену на причину и следствие (почему и что именно происходит?).
  2. Проверяем причину на наличие цели, конфликта и катастрофы (к чему стремится герой, что ему мешает, почему невозможно достичь цели сейчас?).
  3. Определяем, как описано следствие. Есть ли в нём реакция, дилемма и решение (как персонаж реагирует на препятствие, как он ищет выход из ситуации – обдумывает варианты решения, к чему приходит в результате?).
  4. Если текст невозможно отнести ни к причине, ни к следствию, его нужно переписать заново!
  5. Проверяем каждый из элементов «цепочки» на присутствие связки раздражитель-реакция. Если связок нет, создаём их.
  6. Анализируем каждый раздражитель на объективность (есть ли у происходящего внешние причины?).
  7. Удостоверяемся, что каждая реакция субъективна — идёт изнутри героя (всё обусловлено внутренними причинами, состоянием героя). Расставляем, если нужно, реакции в правильном порядке (чувства, рефлексы, рациональное действие, речь).
  8. В конце поправляем грамматику, шлифуем стиль и убираем пунктуационные ошибки.
  9. Повторяем весь алгоритм нужное количество раз до завершения работы над книгой.

Как видите, всё дело в практике. Главное, следить за причинно-следственными связями и не нарушать внутренней логики текста. Именно так пишутся отличные сцены, производящие неизгладимое впечатление на читателей.

error: