Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Стиль – основной элемент речи, присущий любому её виду (разговорному, официально-деловому, научному, публицистическому, художественному). Текст должен отличаться по структуре в зависимости от использованного при написании стиля.

О синтаксических конструкциях (структуре)

В каждом стиле синтаксическая конструкция будет характерной:

  • у научного текста особая терминология, объемные предложения, точные формулировки;
  • в публицистике преобладают отвлеченные слова и понятия (патриотизм, прогресс, свобода слова, и т. п.), формирующие общественное мнение, есть образность, призывы к действию;
  • официально-деловым стилем пишутся документы, законы, инструкции, и так далее — здесь преобладают штампы, языковые клише, канцеляризм (в ущерб читабельности);
  • в разговорной речи используются неполные предложения, экспрессия, повторы, просторечные обороты;
  • а в художественном произведении читатель обнаружит множество метафор и сравнений, оттеночных слов, дополняющих экспрессивно-эмоциональную лексику автора, легких для восприятия предложений.

О правильном применении стиля

Очевидно, что в литературно-художественном произведении автор обязан придерживаться неких правил – давать правильное сочетание стилистических элементов (слов, предложений).

Романы, и в целом литературные тексты, не пишутся никаким другим стилем кроме художественного. Однако это не мешает использовать элементы любого другого стиля, чтобы добиться желаемого эффекта и восприятия текста. Например, учёный (герой книги) может употреблять в диалоге сложные предложения, термины, вводные конструкции. А гопник говорить рваными фразами.

Автору нужно понять, для достижения каких именно целей он делает такие стилистические вкрапления в свой художественный текст. И дальше действовать очень аккуратно, чтобы не выглядеть глупо. Так как стиль очень похож на одёжку, по которой люди встречают книги. Не понравится книга с первых строк, её просто закроют.

Так что такое хороший стиль?

Хороший стиль – не витиеватость фраз, переизбыток словесных «рюшей и оборок», за которыми смысла не видать. Стиль нужен не для того, чтобы запутать читателя.

Наоборот! Это способ быстро передать чувства, эмоции, ощущения. Читатель должен почти мгновенно представить и почувствовать всё то, что автор хочет донести через текст.

Стиль нужен для полного погружения в историю. Когда не важно, что творится вокруг, что пальцы ощущают бумажный листок страницы, что где-то совсем рядом шумят автомобили и гомонит толпа. Остается только новая вселенная – мир, пришедший из текста книги.

Как добиться такой магии стиля? Есть сотни способов. Одной из самых известных стилистических техник, помогающих создавать идеальные описания, является использование всех пяти чувств.

Игра с чувствами читателя

Затрагивать все органы чувств советует Юрий Никитин в своей «Шпаргалке для писателя». О чём речь?

По всему тексту должны быть ненавязчиво разбросаны:

  • цвета и их сочетания (например, рыжая листва, ослепительно-белый снег);
  • запахи (терпкий дымок костра, шоколадный аромат кофе);
  • звуки;
  • вкус;
  • температура воздуха, предметов, тела;
  • тактильные ощущения (например, шероховатые перила, мягкий ковёр, холодная простынь);
  • болевые ощущения.

То есть, писатель умело играет со всеми пятью чувствами: осязанием, вкусом, зрением, слухом, обонянием.

Что такое описание?

Описывать можно всё: внутреннее состояние персонажа, определённое место, явление, событие, человека, животное. Автор даёт признаки предмета, его качества, отдельные детали, делится общим впечатлением.

Цель одна – создать или вызвать у читателя определённый образ.

Этому типу речи в его классическом варианте присуща медлительность и статичность. В тексте преобладают существительные, наречия, прилагательные. Глаголов мало.

Но высшим пилотажем в наши дни считается умение дать описание мимоходом, в действии.

Как именно использовать чувства в описаниях?

Красочное, волнующее, мощное описание получается, если задействовать сразу все пять чувств. Ну, или хотя бы некоторые из них.

Простой пример:

Красные скакалки свистят, разрезая воздух. Слышен стук ботиночек об асфальт. Легкие фланелевые платья развеваются от прыжков, напоминая движения цветастых медуз. Пахнет одуванчиками и пылью. Воздух от жары вибрирует, как шмель. Детский смех звенит, отражается от каруселей, заполняет двор и становится искренним, неподдельным счастьем.

Осязание

Дайте читателю испытать тактильные ощущения: скользкий лёд, колючие ветки кустарника, ворсистую ковровую дорожку.

Пример:

Нет, койка была мягкой, хотя и достаточно узкой. Она чувствовала, что обе кисти касаются краев – дальше была пустота, и ещё явственнее для кожи циркулировал прохладный воздух.

Обоняние

Помните «Парфюмера»? Вот так точно по всему тексту должны быть разбросаны запахи, создающие атмосферу произведения.

Вкус

Это чувство легче всего передать через ощущения героев: соленые губы, горький шоколад. Также оно приемлемо в стандартных описаниях.

Пример:

Влага на губах казалась густой. Но это была влага! Язык сам потянулся к ней, осторожно слизнул. Солёная. Не вкусно.

Слух

К этому чувству воззвать тоже несложно. Главное, не забывать о звуках: журчании ручья, звоне бокалов, шелесте травы.

Пример:

Старинные напольные часы из редкого и неимоверно дорогого красного дерева щелкнули позолоченными стрелками, отмерив еще один час убегающей вдаль осени. В их нутре мягко звякнуло и басовитое «бом», оттолкнувшись от противоположной стены, взмыло под потолок. Не успело растаять, накрытое очередной звуковой волной, слилось с ней и расплылось по всему огромному зданию замка. Не уместилось в закрытом помещении целиком и легонько пролилось сквозь узкие бойницы верхних этажей наружу, в прихваченный осенним морозцем двор.

(«История одной ночи»)

Зрение

Это самое простое чувство. Его чаще других автор задействует в описании. Можно уточнять отдельные детали: облупившуюся краску, ярко-красный галстук, цвет стен. Главное не скатиться в многочисленные подробности.

Пример:

Каюта одного из самых влиятельных представителей Первого Ордена тонула во мраке. Он выползал из каждого угла, нависал с потолка, подкрадывался из-под небрежно накрытой походным одеялом койки и яростно атаковал островок света посередине. Несколько мелких светильников, невыразительных как утренние звёзды, окантовывало здесь массивный квадратный стол из полированного металла.

(«Убить прошлое»)

И ещё:

Вышедший из подвала мальчик зябко поежился, запрокинул голову. Вон мерцает огромная Полярная звезда, единственная, название которой он знает из всей космической россыпи далеких солнц, представших любопытному взору.

(«Невозможное возможно»)

Читать о других техниках: Яркие описания в литературе — 3 самых простых техники

error: