Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Сделать яркое и запоминающееся описание достаточно сложная задача для автора-новичка. Этим приемом часто злоупотребляют, вываливая на читателя десятки никому не нужных деталей объёмом текста на целую страницу. Либо скупятся на словесное изображение места действия, природы, персонажей. Оба варианта — крайности, которых лучше избегать.

Описание в литературе отлично работает, если применяется правильно. Как это делается поговорим ниже. Также рассмотрим три простые техники, которые удобно и уместно применять на практике.

Зачем нужно описывать?

У любого начинающего писателя возникает вопрос — зачем вообще нужны описания? Можно ли их урезать или вовсе отказаться от такого литературного приема, если он «утяжеляет» текст и гипотетически раздражает читателя?

Да, многое зависит от авторской стилистики и поставленных целей, но совсем отказываться от описаний нельзя! Делаются они не ради самого процесса — словесной прорисовки некоей картинки.

Основная цель — погружение читателя в вымышленный мир, когда он с головой уходит в историю, забывая обо всём вокруг. Когда уже не важны идущие мимо люди, не отвлекают посторонние звуки, внимание не концентрируется на перелистываемых страницах — когда реальный мир как бы разрушен и больше не существует. Важна лишь книга в руках.

Конечная задача любого писателя — вызвать эстетические эмоции через полное погружение в историю. А без описания герои «висят в вакууме».

Техника описания важна в разных случаях:

  • требуется показать место действия;
  • или вдруг понадобилось продемонстрировать какие-то важные изменения в ранее показанном месте действия;
  • нужно ненавязчиво познакомить читателя с действующими лицами истории;
  • ввести его в курс дела (что здесь творится, в конце концов?);
  • передать ощущения или настроение героя.

Где разместить описательный фрагмент?

Одна из грубейших ошибок — дать описание в середине сцены/главы, когда читатель уже нарисовал себе в голове определенную картинку.

Например, автор указал, что герой вошел в подъезд, поднялся по лестнице в квартиру, зашел в неё и переместился на кухню к маме. Читатель представляет себе картинку в соответствии со своим жизненным опытом. Автор начинает передавать диалог героя с мамой и вдруг в повествование вклинивается «ярко-красный диван, стоящий возле окна». Магия погружения тут же развеивается! Откуда на кухне диван? Почему о нем не сказали сразу, ведь это очень яркая деталь?

В 90% случаев описания находятся в первой трети главы или сцены. Они могут быть как короткими, так и длинными. Здесь всё зависит от жанра, целевой аудитории, стилистики и мастерства автора.

Описательный фрагмент более уместен в начале по двум причинам:

1. Дополнительная информация, данная автором, не позволяет читателю представить что-то своё.
2. Происходит полное погружение в историю (не возникает когнитивный диссонанс, когда автор вдруг неумело корректирует сцену в ее середине).

Три основных техники

Словесно отобразить какой-то предмет, явление, место или персонажа можно разными способами. Самые распространенные и относительно простые приёмы — это:

1. Сравнить.
2. Визуализировать.
3. Дать ёмкую/яркую деталь.

Сравнение

Сравнение позволяет легче представить что-то через ассоциацию/ассоциативные связи.

Здесь уместно напомнить о тропе. Троп — слово, употребленное в переносном значении (например, метафора, перифраз, эпитет, литота, олицетворение).

Но сравнение, если можно так выразиться, в чистом виде отличается от любого тропа. Оно имеет две части:

1я часть — называется предмет или явление;

вставляется связующее слово (как, как будто, словно);

2-я часть — дается сравнение с чем-то хорошо известным большинству читателей.

Вот примеры сравнений из литературы:

Лед словно тающий сахар лежит.

Из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы.

Проблема сравнений

Основная проблема сравнений у новичков — шаблонность. Например, сказать «белый как снег» или «губы как роза» равно употреблению избитого в литературе шаблона.

Как победить шаблон? Через технику, известную как «список».

Автор берет чистый лист бумаги. Записывает на нем первое пришедшее на ум сравнение, ниже второе, третье. Обычно в первых строках наша память выдает шаблоны, над которыми не нужно думать. А дальше включается активная мозговая деятельность — сравнения становятся всё более свежими, оригинальными.

Чем дальше, тем сильнее уход от избитых шаблонов. В конце списка обычно находится самое оригинальное, красивое и точное сравнение. Его и берут в готовый текст.

Визуализация — рассказать или показать?

На всех писательских курсах и во всех учебниках, посвященных писательскому мастерству советуют не рассказывать читателю что-то, а показывать это или визуализировать.

Суждения автора не имеют особого значения и ценности, если не создана нужная картинка в воображении читателя. Оценочные суждения и голословные описания не работают! Вдруг автор ошибается? Читатель инстинктивно ищет подтверждение навязанному мнению и... не находит.

Нужен не скупой рассказ, а описания с эмоциями, физическим/психическим состоянием героя, его действиями.

Вот простой пример.

Автор написал: На улице очень холодно.

Насколько холодно? И действительно ли холодно?

Исправляем: Прохожие укрывали покрасневшие лица за широкими шарфами, окна первых этажей спрятались за сугробами, воздух поскрипывал, словно старый паркет.

Такая картинка не вызывает никаких сомнений или дополнительных вопросов!

О ёмкой детали

Легче обратиться к воображению читателя, чем увязнуть в ненужных подробностях. Так «разрушаются стены» реальности.

Как это делается на практике? В его представление о чем-то, описанном в книге, добавляется деталь от автора. Лучше всего поиграть с цветом. Тогда деталь получится по-настоящему цепляющей. Ну и обо всех остальных чувствах кроме зрения тоже не стоит забывать.

Читать больше: Самая известная стилистическая техника для описаний: 5 чувств

Яркое описание — это, прежде всего, ёмкая деталь.

А создается она по очень простой формуле:

  • если описывается стандартная для большинства ситуация или хорошо известное явление, место, предмет — автор даёт минимум описаний;
  • если показывается нечто необычное, несвойственное всем — требуется подробное описание с яркими деталями, чтобы не возникало вакуума в голове читателя.

Главное соблюсти золотую середину: показать то, что легко представить плюс необычный предмет или явление. Это и есть та самая яркая или ёмкая деталь.

В заключение

Выводы из всего сказанного следующие:

1. Описания нужны в обязательном порядке.
2. Они должны размещаться в начале (первой трети) сцены или главы.
3. Сравнения при этом подбираются самые оригинальные и уникальные.
4. Чувства, явления, предметы показываются! Не нужно ни о чем просто рассказывать.
5. Применение деталей — обязательное условие. Избыток хорошо всем известных подробностей никому не нужен.

И самое главное. Хочешь научиться хорошо писать? Пиши! Любые умения оттачиваются в процессе работы над собственными книгами. Никакая теория без практики не сделает из начинающего автора настоящего писателя.

error: