Структура повествования позволяет автору транслировать главную тему произведения. Нельзя просто показать столкновение героя и антагониста, заставив их вести диспут о моральных аспектах. А вот спор их поступков будет вполне уместен. Главная тема в этом случае естественным образом вплетётся в повествование. И не будет бесконечных реплик о морали, которые выглядят вычурно.
Содержание и структура произведения на самом деле единое целое. И это содержание куда ценнее всех произносимых персонажами слов. Следовательно, главная тема должна раскрыться через поступки героев и события книги, а не через диалоги.
Тема через структуру
Немного справочной информации.
Структура повествования, как понятие, связана:
- с типом повествования (первое лицо – «я», реже «мы»; второе – «ты»; третье – «он, она, они»; несколько лиц);
- точкой зрения (положением персонажа или рассказчика в изображаемом мире – внутри или вне его);
- субъектом речи — носителем речи, рассказывающим историю: всевидящим объективным автором (не названным в тексте – нулевая фокализация), личным субъективным повествователем (говорящим от первого лица – внутренняя фокализация), героем-рассказчиком (высказывающимся от первого лица о героях, их мотивах, и являющимся одновременно персонажем книги – внешняя фокализация).
Как связать тему и повествовательную структуру?
При правильной подаче литературно-художественного материала чем ближе герой подходит к финалу, тем явственнее для читателя слышится главная тема произведения. Как этого достичь?
- В самом начале книги нужно поставить героя и антагониста друг против друга. Конфликт ещё не разгорелся, но уже ясно видна разница в мировоззрении, системе ценностей. Главная тема скрыта.
- К середине повествования действие станет напряжённым – структура заметно сузится, а конфликт разгорится. Несходство жизненных ценностей проявится ещё больше. Главная тема ещё не видна до конца, но она звучит громче – читатель постепенно готовится к её осознанию.
- Точка, в которой сойдутся герой и антагонист, сделает повествовательную структуру максимально узкой. Кульминация приведёт к прозрению и нравственному выбору.
Схватка, прозрение, моральный выбор – те моменты повествовательной структуры, которые лучше всего транслируют главную тему. Схватка наглядно показывает, чьи моральные ценности выше. Прозрение, особенно моральное, ещё чётче прорисовывает тему. А звучит она громче всего в момент морального выбора.
Такое вплетение темы в структуру текста позволяет избежать скучной «проповеди». Основной тезис, доносимый автором до читательской аудитории, тонко увязывается со всеми структурными элементами произведения.
Важно! Можно мастерски вписать тематический конфликт в повествование и поддержать его диалогами, но ошибиться с сюжетом. Повествование выглядит проповедью или напыщенным морализаторством, если есть заметное несоответствие между сюжетом и темой конфликта.
Базовая техника
Вот как выглядит базовая техника для романа, где у героя есть выраженная цель и моральный недостаток (естественно, этот способ не универсальный, но важно осознать и понять инструмент, чтобы дальше было легче проводить собственные эксперименты):
- У героя есть базовые ценности и взгляды.
- Он причиняет зло людям – показывает моральный недостаток читателю. Герой не обязательно злодей! Просто он слаб или совершает злые поступки по недопониманию.
- У него есть моральная нужда – нужно измениться, преодолеть слабость, чтобы развиваться и жить достойно.
- Герой совершает первый плохой поступок, от которого страдают люди. Так читатель узнаёт о моральном изъяне персонажа.
- Затем возникает цель ради стремления к которой он готов пожертвовать всем.
- Стремление к цели приводит к возникновению конфликта – появляется антагонист с иным набором ценностей, но схожими целями.
- Дальше показывается импульс – некие действия и поступки со стороны героя и антагониста ради достижения цели. Это двигает действие вперёд.
- Герой снова совершает дурные поступки, так как в первой части произведения антагонист его заметно переигрывает, что приводит к отчаянию.
- Звучит осуждение со стороны людей, окружающих главного героя. Не все средства хороши!
- Герой оправдывается, хотя он ещё далёк от прозрения.
- Осуждение высказывает ближайший друг/союзник героя.
- Герой не внимает увещеваниям, погружаясь в одержимость – желание достичь желаемого любыми средствами и ценой.
- Количество дурных поступков с его стороны растёт.
- Также нарастает осуждение со стороны окружения.
- Герой яростно оправдывается, доказывает, что он всё равно прав.
- По мере развития действия всё больше прорисовывается разница в ценностях и мировоззрении у героя и антагониста. Приближаются моменты, «взрывающие» откровением сознание читателя.
- Момент первый: схватка или финальный этап конфликта. В этой точке решается, кто же победит. Вне зависимости от исхода схватки читатель уясняет, чьи ценности выше.
- Наносится последний удар по противнику (не важно, честный удар или бесчестный). Повествование выглядит проповедью или напыщенным морализаторством, если есть заметное несоответствие между сюжетом и темой конфликта!
- Момент второй: моральное прозрение. Перенесённое испытание заставляет героя, а вместе с ним и сопереживающего читателя, переосмыслить поведение и поступки. Здесь главная тема звучит ярко и убедительно.
- Момент третий: этический выбор. Герой решает, какой дорогой ему теперь идти, тем самым подтверждая моральное прозрение.
В отклонении от базовой схемы нет ничего страшного. Важно, чтобы главная тема была отражена через озарение и выбор, даже если это происходит не к концу произведения, а в его середине.
В заключение
Как правильно работать с раскрытием темы? Обязательно транслировать её через структуры произведения!
Приведённая выше базовая техника, даже если она не применяется на практике в полном объёме, поможет связать между собой повествовательную структуру и тему. Это своеобразный тренажёр для писателя.
Алгоритм следующий:
- Попрактикуйтесь в применении техники – проиграйте её в голове, даже если не будете использовать на практике.
- В чём именно вы отходите от базовой техники?
- Почему вы это делаете? Почему можете обойтись без одного или нескольких пунктов приведенной выше структуры?
- Соответствует ли каждый использованный пункт поставленной задаче – транслирует ли он главную тему вашей книги?
- Тщательно проработайте озарение и моральный выбор! Это действительно очень важно для качества произведения.