Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Структура повествования позволяет автору транслировать главную тему произведения. Нельзя просто показать столкновение героя и антагониста, заставив их вести диспут о моральных аспектах. А вот спор их поступков будет вполне уместен. Главная тема в этом случае естественным образом вплетётся в повествование. И не будет бесконечных реплик о морали, которые выглядят вычурно.

Содержание и структура произведения на самом деле единое целое. И это содержание куда ценнее всех произносимых персонажами слов. Следовательно, главная тема должна раскрыться через поступки героев и события книги, а не через диалоги.

Тема через структуру

Немного справочной информации.

Структура повествования, как понятие, связана:

  • с типом повествования (первое лицо – «я», реже «мы»; второе – «ты»; третье – «он, она, они»; несколько лиц);
  • точкой зрения (положением персонажа или рассказчика в изображаемом мире – внутри или вне его);
  • субъектом речи — носителем речи, рассказывающим историю: всевидящим объективным автором (не названным в тексте – нулевая фокализация), личным субъективным повествователем (говорящим от первого лица – внутренняя фокализация), героем-рассказчиком (высказывающимся от первого лица о героях, их мотивах, и являющимся одновременно персонажем книги – внешняя фокализация).

Как связать тему и повествовательную структуру?

При правильной подаче литературно-художественного материала чем ближе герой подходит к финалу, тем явственнее для читателя слышится главная тема произведения. Как этого достичь?

  • В самом начале книги нужно поставить героя и антагониста друг против друга. Конфликт ещё не разгорелся, но уже ясно видна разница в мировоззрении, системе ценностей. Главная тема скрыта.
  • К середине повествования действие станет напряжённым – структура заметно сузится, а конфликт разгорится. Несходство жизненных ценностей проявится ещё больше. Главная тема ещё не видна до конца, но она звучит громче – читатель постепенно готовится к её осознанию.
  • Точка, в которой сойдутся герой и антагонист, сделает повествовательную структуру максимально узкой. Кульминация приведёт к прозрению и нравственному выбору.

Схватка, прозрение, моральный выбор – те моменты повествовательной структуры, которые лучше всего транслируют главную тему. Схватка наглядно показывает, чьи моральные ценности выше. Прозрение, особенно моральное, ещё чётче прорисовывает тему. А звучит она громче всего в момент морального выбора.

Такое вплетение темы в структуру текста позволяет избежать скучной «проповеди». Основной тезис, доносимый автором до читательской аудитории, тонко увязывается со всеми структурными элементами произведения.

Важно! Можно мастерски вписать тематический конфликт в повествование и поддержать его диалогами, но ошибиться с сюжетом. Повествование выглядит проповедью или напыщенным морализаторством, если есть заметное несоответствие между сюжетом и темой конфликта.

Базовая техника

Вот как выглядит базовая техника для романа, где у героя есть выраженная цель и моральный недостаток (естественно, этот способ не универсальный, но важно осознать и понять инструмент, чтобы дальше было легче проводить собственные эксперименты):

  1. У героя есть базовые ценности и взгляды.
  2. Он причиняет зло людям – показывает моральный недостаток читателю. Герой не обязательно злодей! Просто он слаб или совершает злые поступки по недопониманию.
  3. У него есть моральная нужда – нужно измениться, преодолеть слабость, чтобы развиваться и жить достойно.
  4. Герой совершает первый плохой поступок, от которого страдают люди. Так читатель узнаёт о моральном изъяне персонажа.
  5. Затем возникает цель ради стремления к которой он готов пожертвовать всем.
  6. Стремление к цели приводит к возникновению конфликта – появляется антагонист с иным набором ценностей, но схожими целями.
  7. Дальше показывается импульс – некие действия и поступки со стороны героя и антагониста ради достижения цели. Это двигает действие вперёд.
  8. Герой снова совершает дурные поступки, так как в первой части произведения антагонист его заметно переигрывает, что приводит к отчаянию.
  9. Звучит осуждение со стороны людей, окружающих главного героя. Не все средства хороши!
  10. Герой оправдывается, хотя он ещё далёк от прозрения.
  11. Осуждение высказывает ближайший друг/союзник героя.
  12. Герой не внимает увещеваниям, погружаясь в одержимость – желание достичь желаемого любыми средствами и ценой.
  13. Количество дурных поступков с его стороны растёт.
  14. Также нарастает осуждение со стороны окружения.
  15. Герой яростно оправдывается, доказывает, что он всё равно прав.
  16. По мере развития действия всё больше прорисовывается разница в ценностях и мировоззрении у героя и антагониста. Приближаются моменты, «взрывающие» откровением сознание читателя.
  17. Момент первый: схватка или финальный этап конфликта. В этой точке решается, кто же победит. Вне зависимости от исхода схватки читатель уясняет, чьи ценности выше.
  18. Наносится последний удар по противнику (не важно, честный удар или бесчестный). Повествование выглядит проповедью или напыщенным морализаторством, если есть заметное несоответствие между сюжетом и темой конфликта!
  19. Момент второй: моральное прозрение. Перенесённое испытание заставляет героя, а вместе с ним и сопереживающего читателя, переосмыслить поведение и поступки. Здесь главная тема звучит ярко и убедительно.
  20. Момент третий: этический выбор. Герой решает, какой дорогой ему теперь идти, тем самым подтверждая моральное прозрение.

В отклонении от базовой схемы нет ничего страшного. Важно, чтобы главная тема была отражена через озарение и выбор, даже если это происходит не к концу произведения, а в его середине.

В заключение

Как правильно работать с раскрытием темы? Обязательно транслировать её через структуры произведения!

Приведённая выше базовая техника, даже если она не применяется на практике в полном объёме, поможет связать между собой повествовательную структуру и тему. Это своеобразный тренажёр для писателя.

Алгоритм следующий:

  1. Попрактикуйтесь в применении техники – проиграйте её в голове, даже если не будете использовать на практике.
  2. В чём именно вы отходите от базовой техники?
  3. Почему вы это делаете? Почему можете обойтись без одного или нескольких пунктов приведенной выше структуры?
  4. Соответствует ли каждый использованный пункт поставленной задаче – транслирует ли он главную тему вашей книги?
  5. Тщательно проработайте озарение и моральный выбор! Это действительно очень важно для качества произведения.

error: