Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Канцелярит – один из главных недостатков письменной речи, от которого избавляются в литературно-художественном тексте. Как стиль он выглядит абстрактно и громоздко, что совершенно неуместно в хорошей книге. Корней Чуковский отнёс слова канцеляриты к языковым особенностям юристов и чиновников.

Определение

Если говорить простым языком, канцелярит – принадлежащий к канцелярии, то есть, стиль уместный для ведения документации.

Считается, что он позволяет бюрократам «напустить туман» — создать видимость бурной деятельности. Зачастую за сложными многословными конструкциями в буквальном смысле ничего не стоит, так как непонятно что же хотел сказать чиновник или юрист в своём тексте.

Нора Галь прямо называет канцеляриты раковой опухолью, разрастающейся в нашей речи с каждым годом. Даже школьники используют эти странные неуклюжие выражения, вроде «испытывать чувство радости», «в процессе работы», «большое количество».

Мы сами распространяем бюрократический стиль речи. Он намертво въелся в нашу «плоть и кровь». Он везде! В быту, в средствах массовой информации, на страницах школьных учебников и даже букварей. И что печальнее всего, он проник в художественную литературу. Мы ежедневно встречаем вкрапления официально-делового стиля – от уже вполне привычных словосочетаний до настоящих словесных монстров.

Вот яркие примеры: в связи с невозможностью выполнения своих обязательств, организация работы по производству продуктов, ведется активная работа под чутким руководством, борьба за повышение чистоты, повышение бдительности, и так далее.

Признаки

Согласно Розенталю, признаки канцелярита:

  • расплывчатость;
  • многословие.

Это могут быть отдельные слова, словосочетания или целые синтаксические конструкции. В задачу редактора входит последовательное устранение канцелярского стиля из учебной, детской, научно-популярной, научной, публицистической и художественной литературы.

Справедливости ради стоит отметить, что официально-деловой стиль сам по себе не является злом. Он обслуживает сферу официальных отношений между гражданами и обществом, различными организациями, сообществами, государствами.

Выделяют три подстиля официально-деловой речи:

  • дипломатический;
  • юридический;
  • и собственно канцелярский (официально-деловой).

Деловая речь – это письменные документы, составленные по жанровым правилам (есть схема размещения реквизитов, используется нейтральная, неэмоциональная стилистика текста, присутствуют клише и штампы – так называемые канцеляризмы, применяется сложная синтаксическая структура предложений – перечисления, причастные и деепричастные обороты, придаточные союзы, именные цепочки с родительным падежом).

Канцелярит — примеры из СМИ и бытовой речи: необходимо проводить лучшую обработку почвы (вместо «обрабатывать почву»), должны произвести запись лекций (вместо «записать лекции»), осуществляют кредитование (вместо «кредитуют»), в процессе вязания я отдыхаю (вместо «когда я вяжу, я отдыхаю»), производим сравнение (вместо «сравниваем»), передвижение в условиях города (вместо «передвижение по городу»), он испытывал чувство радости (вместо «он радовался»), мы ведём борьбу за повышение чистоты улиц (вместо «мы боремся за чистоту улиц»).

Одним словом, из языковых средств выбираются не лучшие, а худшие. Богатство языка заменяется готовыми штампами. Язык не отражает жизнь во всем её многообразии, а омертвляет всё, чего касается.

Как распознать в тексте?

Чтобы вычистить текст от канцелярских «блох», ищут следующие огрехи:

1)Канцелярские штампы или самые распространённые в официально-деловом стиле слова: обстоятельство, факт, задача, момент, проблема, вопрос, путём. Их переизбыток часто ведёт к двойному смыслу, на который автор даже не рассчитывал. Простой пример: Кто воспитывал детей путём бабушек и дедушек (речь здесь о помощи старшего поколения в воспитании внуков, но кто же это поймёт с первого раза?).

2)Ненужное выделение слов обстоятельство, факт, задача, момент, проблема, вопрос, что автоматически переводит их в разряд лишних, утративших первоначальное значение. Пример: Отметить факт отсутствия гласности (проще и понятнее сказать «отметить отсутствие гласности»). Ещё пример: Нужно учитывать то обстоятельство, что Ирина скандальная женщина (проще «нужно учитывать, что Ирина скандальная женщина»).

3)Использование отглагольных существительных. Если это не строгие термины, рекомендуется писать глагольные формы, соотносимые по смыслу. Примеры: в сторону дальнейшего увеличенияувеличить, имеет своей задачей получение более полного представления — дает возможность полнее представить.

4)Сочетание полузнаменательного глагола с отглагольными существительными. Пример: проводить лучшую обработку грунта – лучше обрабатывать грунт, обхват гири производится правой рукой – гирю обхватывают правой рукой.

5)Замена действия (глагола) причастием или деепричастием — такой же грех, как и патологическая тяга к отглагольным существительным! Примеры: по мере приближения момента встречи – чем меньше оставалось времени до встречи, почувствовал сильное ощущение тоски – мне стало тоскливо.

6)Переизбыток существительных (их нанизывание в предложении), находящихся в одном и том же, чаще родительном, падеже. Пример: с целью преодоления расстояния – для преодоления расстояния, не способствовало искоренению недуга – не помогало выздороветь.

7)Сложные синтаксические конструкции с множеством придаточных предложений, когда фраза выглядит путаной, тяжёлой и непонятной с первого раза. Да, Толстой и Достоевский грешили тяжеловесными предложениями размером в абзац, но новичку, нарабатывающему писательское мастерство, такие вольности редакторы не простят.

8)Пассивные обороты, делающие текст сложным для восприятия. Примеры: произведено десять награждений (вместо «награждено десять человек»), мощные прожекторы были направлены вверх (вместо «мощные прожекторы направились вверх»).

Проще говоря, везде, где можно пассивная конструкция (страдательный залог) заменяется на активную (действительный залог), когда прямо указывается производимое действие. В пассивной форме объект лишь испытывает действие, а не производит его. Глаголы в пассивной конструкции находятся в творительном падеже, отвечающем на вопрос: кем? чем?

Для сравнения: Ошибки исправляются учителем – пассивная форма, ошибки исправляет учитель – активная форма. Поля засеиваются фермерами – пассивная форма, поля засеивают фермера – активная форма.

На заметку:

Следует отличать творительный падеж субъекта в пассивной конструкции от других значений:

  • от творительного орудийного: резать ножом, писать карандашом;
  • от творительного обстоятельственного: идти дремучим бором (пространственное обстоятельство).

В заключение

Почти всегда слова из официально-делового стиля лучше заменить разговорными, длинные – короткими, сложные – простыми, абстрактные – конкретными.

Чтобы отразить жизнь во всём её многообразии, экспериментируйте с литературным текстом, отсекая однообразие, скудный словарный запас, стёртость, штампы. И помните – правила для того и существуют, чтобы их нарушали. Но чтобы нарушать с умом, нужно быть настоящим мастером слова.

error: