Есть шесть категорий самых часто встречаемых стилистических ошибок, которые обнаруживаются в работах молодых авторов.

Кроме перечисленных ниже основных стилистических огрехов у новичков также случается:

  • расслоение предложений (информация буквально нагромождена одна на другую и связана в одно целое через множественные «что, как, если»);
  • неудачная конструкция (требуется перефразирование для достижения читабельности);
  • слабая координация (это ошибка длинных предложений — они сконструированы через сложные переходы; иногда непонятно, что к чему относится);
  • неуместное использование слов (например, наречий, дублирующих смысл глаголов);
  • обилие местоимений.
стилистические ошибки-

Содержание:

Ключевые ошибки: притяжательные местоимения

Примеры:

...прервал он тишину своим грубым и низким голосом.

...он сразу узнал голос своей матери.

...я, кажется, привыкла к голосу персонажа жрицы, а теперь своё тело выглядело для меня чужеродным.

Здесь одна из самых распространенных ошибок — проблема с притяжательными местоимениями (своя, моя). Казалось бы все об этом знают, но количество текстов на литературных конкурсах с подобной ошибкой не уменьшается. Иногда это настоящие стилистические монстры вроде «облокотился о перила своим локтем», «кивнул своей головой». Чьей ещё головой можно кивнуть кроме своей? И чем можно облокотиться кроме собственно локтя?

Почему притяжательные местоимения становятся проблемой? Начинающий автор пытается всё максимально пояснить читателю.

Но в 90% случаев притяжательные местоимения не имеют никакого смысла! Это лишние слова, которые тормозят текст и повторяют смыслы содержащиеся в других членах предложения. Именно по притяжательным местоимениям лучше всего определяется работа новичка в художественной литературе.

Что делать? Убирать все лишние местоимения через поиск по документу.

Когда нужны притяжательные местоимения:

  1. Когда автор создает особый ритмический рисунок текста.
  2. Когда такие местоимения вкраплены в речь персонажей как их особенность.

Ключевые ошибки: несогласованность времен

Примеры:

Взгляд в огонь, который притягивает подобно старому магниту. Руки зажали юбку с обеих сторон.

Когда щенки подросли, их разобрали — остался один. Идём на прогулку втроём.

Ощущение несвязного текста здесь возникает из-за глаголов, употреблённых в разных временах. Настоящее смешивается с прошедшим, перескакивая с одного на другое. Отсюда такое странное звучание у приведенных выше цитат.

Разобрали щенков (прошедшее время), идем на прогулку (настоящее).

Принято в одном абзаце следовать выбранному времени. Проще говоря: одно время — один абзац. Контролируйте этот момент в произведении.

Конечно же, как в любом правиле здесь есть исключения. Путаница со временем может быть стилистическим приёмом, например, при передаче внутреннего монолога персонажа как у Достоевского. Но в большинстве случаев перескакивание по временам ничем не обосновано. Оно лишь ухудшает восприятие текста. Происходящее в книге выглядит несколько сумбурным и странным в глазах читателя.

Ключевые ошибки: написание цифрами

Примеры:

Он сказал, что ему не 8 годочков ещё же.

Головы повернулись за спины на 180 градусов.

Это была неприятная старуха лет 70.

Ошибка достаточно редкая, к счастью, но всё же встречаемая. Авторы пишут цифры именно цифрами, а не числительными, что никак не сочетается с художественным текстом. Что ещё хуже, умудряются использовать разные сокращения (и т. д. — и так далее, и т. п. — и тому подобное, т. е. — то есть).

Как исправить? Написать цифры в тексте буквами так, как они произносятся. Например: Это была неприятная старуха лет семидесяти.

Можно указать цифрами год или век. Это, пожалуй, единственное исключение из общего правила.

Ключевые ошибки: злоупотребление слабым глаголом

Примеры:

Вечер был тёплым.

Беседы о выборе мужа были одной из основных женских тем. А тут был исключительный случай.

Это было весело! Когда никого не было дома, мы с Дусей играли.

Здесь есть явное злоупотребление глаголом «был», «было». Такие слабые глаголы не создают яркого визуального образа. Разумеется, из текста не нужно удалять все «былинки»! Делается это всего в двух случаях:

  • 1)если глагол неоднократно повторяется в одном абзаце, на одной странице;
  • 2)если слабый глагол «был» можно заменить на сильный (пример: день был тёплым — день выдался тёплым, мне было два годика — мне исполнилось два годика).

«Былинки» ищутся очень просто — через сочетание клавиш Ctrl+F в Word. Вводится для поиска слово «был» и смотрится, не слишком ли много этого глагола в тексте, везде ли он уместен.

Ключевые ошибки: многословие (плеоназм)

Примеры:

Он сделал ещё несколько шагов по направлению к женщине.

Неожиданно он ударил этой железкой по стене.

Из-под синего платка на голове виднелись крашеные волосы.

Ошибка заключается в лишних словах (дублирующих категориях), использованных для пояснения чего-то уже очевидного из контекста.

Пример: Он сделал ещё несколько шагов по направлению к женщине. Лишнее здесь «по направлению». Из контекста и так понятно, что кто-то движется к женщине.

Ещё примеры: ударил этой железкой — ударил железкой (без «этой»); платка на голове — платка (очевидно, что речь идёт о головном уборе, нет нужды что-то уточнять).

Проблема с многословием встречается часто («большой по размеру» — здесь не требуется уточнение; «красного цвета» — не нужно подчёркивать, что речь идёт именно о цвете; «кислый по вкусу», и так далее). Всё это звучит почти как «вода мокрая, очень мокрая на ощупь водичка», то есть многословно о вполне очевидных и понятных большинству людей вещах.

Как исправить ошибку? Внимательно прочесть написанное, подумать над смысловой нагрузкой, убрать лишние уточнения (дублирующие категории).

На заметку. У многословия есть три формы:

  • тавтология (употребление однокоренных или близких по смыслу слов — спросить вопрос, масло масляное);
  • плеоназм (использование лишних слов, близких по значению или повторяющих смысл — ударил этой палкой);
  • ляпалиссиада (утверждение очевидных фактов, граничащее с абсурдом, — мёртвый труп).

Ключевые ошибки: штампы

Примеры:

Мёртвая тишина расползлась вокруг здания.

После рукопожатий, будто виделись только вчера, Анатолий перехватил инициативу.

Он медленно приходил в себя: тело было словно свинцовое и неподатливое.

«Тишина расползлась» — звучит вполне нормально, а вот «мёртвая тишина» уже штамп или часто употребляемое авторами словосочетание, буквально затёртое до дыр. То же самое касается «виделись только вчера», «тело было свинцовое» (ещё часто любят называть тело ватным).

Во время работы над книгой мозг выдаёт первые доступные варианты сравнений — то, что лежит на поверхности у читающего человека. То, что на сто процентов является штампом и делает любой текст примитивным. При использовании сравнений лучше убрать те, которые видим во многих произведениях. Ведь любое «затёртое до дыр» словосочетание красноречиво свидетельствует об ограниченности воображения у автора.

В заключение

В литературе нет слова «нельзя». Можно всё! Любые правила моментально опровергаются в тот момент, когда автор садится за новое произведение и превращает стилистический недочёт в литературный приём. Но чтобы делать это на уровне мастера нужно хорошо знать правила!

error: