Согласно Розенталю, порядок слов в предложении (порядок членов предложения) может быть свободным. Такое утверждение не совсем правильное. В литературе существует стилистический приём, известный как «инверсия» или обратный порядок. Если можно писать, как душе угодно, зачем тогда выделять в текстах инверсию?
Помните магистра Йоду? «Сомнения в тебе слышу я!» Это и есть та самая инверсия, придающая речи великого джедая особое запоминающееся звучание.
В чём суть?
Ставить слова так, как хочется не всегда уместно. Попробуй понять что-то вроде «богатый я не». А если речь о длинном предложении? Как донести смысл написанного или сказанного, если все члены предложения стоят, как автору вздумается?
Очевидно, что смысловой и грамматический порядок на самом деле гибкий. Он подбирается в зависимости от контекста – предыдущего и последующего предложения.
Грамматика
Любое предложение – это, прежде всего, словосочетания. Слова могут:
- согласовываться между собой, когда зависимое слово пишется перед главным (счастливое время, первые шаги, творческие успехи) – чаще всего согласовываются существительные и прилагательные;
- находиться в управлении, когда от главного слова зависит падеж подчинённого (мнение отца, пишущий заметку, резать бумагу) – в зависимом положении находятся существительные и местоимения;
- примыкать, когда зависимое слово не изменяется (очень маленький, езда верхом, приезжать утром) – примыкают неизменяемые слова и формы (наречия, деепричастия, притяжательные местоимения).
Грамматически правильно, когда подлежащее (предмет речи) находится в предложении перед сказуемым (сообщающем нечто о предмете речи – подлежащем).
Смысл
Грамматическое расположение слов в русском языке не имеет жесткого закрепления. Можно опираться на смысл предложения, а затем выстраивать его структуру.
Это касается:
- деепричастных оборотов (можно разместить в начале, середине или конце предложения);
- частиц;
- вводных слов;
- обращений (в начале или конце предложения);
- авторских комментариев в тексте (могут стоять до или после чужой речи).
Синтаксическое целое
В отдельных случаях смысл требует отступления от грамматического порядка. Всё зависит от того, что именно хочет донести автор. А также от того, что сказано/написано до конкретного предложения или после него.
Для сравнения:
- Все сидели за столом. Официантка принесла кофе. (Здесь сообщается, кто именно принёс кофе).
- Все сидели за столом. Кофе принесла официантка. (Смысл точно такой же – кофе принесла официантка).
- Все сидели за столом. Принесла кофе официантка. (Здесь рассказывается, как именно на столе оказалось кофе).
Инверсия — когда можно поиграть с порядком?
Инверсия уместна в нескольких случаях:
- для изменения смысла написанного/сказанного;
- для авторской стилистики, например, в разговорной речи персонажа, пояснениях от лица автора;
- для акцента на чём-либо (привет магистру Йоде!).
В чём загвоздка для писателя?
Порядок слов сильно влияет на читабельность. В хорошо написанной книге даже самое длинное предложение понятно с первого раза. В чём секрет?
Подлежащее и сказуемое всегда стоят перед дополнительными членами предложения.
Вот пример из Джона Стейнбека:
Док не нуждался в будильнике. Он так давно имел дело с приливами и отливами, что чуял движение воды даже во сне. Док проснулся с первыми лучами, выглянул в окно — отлив уже начался. Выпил горячий кофе, съел три бутерброда и запил все квартой пива.
О глаголах
В прозе часто разделяют подлежащее и сказуемое. И это тоже может стать роковой ошибкой!
Если текст тяжеловесен и сложен для восприятия, не нужно рассказывать читателю о предмете прежде, чем дойдёт очередь до глагола (действия).
Простой пример:
Анастасия в красном сарафане, розовощекая и довольная после визита к крестной на прошлой неделе во вторник, сидела на завалинке и слушала гармониста. Автор решил сообщить, что Анастасия сидит на завалинке, но вместо этого свалил в кучу все подробности о её визите к крестной на прошлой неделе.
Пятнадцать слов разделяют подлежащее и сказуемое – предложение превратилось в тарабарщину (или близкую к ней штуковину!).
Если же вернуть глагол-сказуемое на место, получим удобочитаемое:
Анастасия сидела на завалинке в красном платье и слушала гармониста, розовощекая и довольная после визита к крестной на прошлой неделе во вторник.
Это интересно: Как использовать сильные глаголы
Техника «локомотив»
Любое предложение можно сравнить с поездом. Локомотив в нём (подлежащее и сказуемое) цепляется спереди. Это и будет правильный порядок слов для литературно-художественного текста.
Понятное дело, из правила бывают исключения – экспериментальный подход к делу никто не отменял. Но приём «локомотив» в 99% случаев выручит автора-новичка.