Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Согласно Розенталю, порядок слов в предложении (порядок членов предложения) может быть свободным. Такое утверждение не совсем правильное. В литературе существует стилистический приём, известный как «инверсия» или обратный порядок. Если можно писать, как душе угодно, зачем тогда выделять в текстах инверсию?

Помните магистра Йоду? «Сомнения в тебе слышу я!» Это и есть та самая инверсия, придающая речи великого джедая особое запоминающееся звучание.

В чём суть?

Ставить слова так, как хочется не всегда уместно. Попробуй понять что-то вроде «богатый я не». А если речь о длинном предложении? Как донести смысл написанного или сказанного, если все члены предложения стоят, как автору вздумается?

Очевидно, что смысловой и грамматический порядок на самом деле гибкий. Он подбирается в зависимости от контекста – предыдущего и последующего предложения.

Грамматика

Любое предложение – это, прежде всего, словосочетания. Слова могут:

  • согласовываться между собой, когда зависимое слово пишется перед главным (счастливое время, первые шаги, творческие успехи) – чаще всего согласовываются существительные и прилагательные;
  • находиться в управлении, когда от главного слова зависит падеж подчинённого (мнение отца, пишущий заметку, резать бумагу) – в зависимом положении находятся существительные и местоимения;
  • примыкать, когда зависимое слово не изменяется (очень маленький, езда верхом, приезжать утром) – примыкают неизменяемые слова и формы (наречия, деепричастия, притяжательные местоимения).

Грамматически правильно, когда подлежащее (предмет речи) находится в предложении перед сказуемым (сообщающем нечто о предмете речи – подлежащем).

Смысл

Грамматическое расположение слов в русском языке не имеет жесткого закрепления. Можно опираться на смысл предложения, а затем выстраивать его структуру.

Это касается:

  • деепричастных оборотов (можно разместить в начале, середине или конце предложения);
  • частиц;
  • вводных слов;
  • обращений (в начале или конце предложения);
  • авторских комментариев в тексте (могут стоять до или после чужой речи).

Синтаксическое целое

В отдельных случаях смысл требует отступления от грамматического порядка. Всё зависит от того, что именно хочет донести автор. А также от того, что сказано/написано до конкретного предложения или после него.

Для сравнения:

  • Все сидели за столом. Официантка принесла кофе. (Здесь сообщается, кто именно принёс кофе).
  • Все сидели за столом. Кофе принесла официантка. (Смысл точно такой же – кофе принесла официантка).
  • Все сидели за столом. Принесла кофе официантка. (Здесь рассказывается, как именно на столе оказалось кофе).

Инверсия — когда можно поиграть с порядком?

Инверсия уместна в нескольких случаях:

  • для изменения смысла написанного/сказанного;
  • для авторской стилистики, например, в разговорной речи персонажа, пояснениях от лица автора;
  • для акцента на чём-либо (привет магистру Йоде!).

В чём загвоздка для писателя?

Порядок слов сильно влияет на читабельность. В хорошо написанной книге даже самое длинное предложение понятно с первого раза. В чём секрет?

Подлежащее и сказуемое всегда стоят перед дополнительными членами предложения.

Вот пример из Джона Стейнбека:

Док не нуждался в будильнике. Он так давно имел дело с приливами и отливами, что чуял движение воды даже во сне. Док проснулся с первыми лучами, выглянул в окно — отлив уже начался. Выпил горячий кофе, съел три бутерброда и запил все квартой пива.

О глаголах

В прозе часто разделяют подлежащее и сказуемое. И это тоже может стать роковой ошибкой!

Если текст тяжеловесен и сложен для восприятия, не нужно рассказывать читателю о предмете прежде, чем дойдёт очередь до глагола (действия).

Простой пример:

Анастасия в красном сарафане, розовощекая и довольная после визита к крестной на прошлой неделе во вторник, сидела на завалинке и слушала гармониста. Автор решил сообщить, что Анастасия сидит на завалинке, но вместо этого свалил в кучу все подробности о её визите к крестной на прошлой неделе.

Пятнадцать слов разделяют подлежащее и сказуемое – предложение превратилось в тарабарщину (или близкую к ней штуковину!).

Если же вернуть глагол-сказуемое на место, получим удобочитаемое:

Анастасия сидела на завалинке в красном платье и слушала гармониста, розовощекая и довольная после визита к крестной на прошлой неделе во вторник.

Это интересно: Как использовать сильные глаголы

Техника «локомотив»

Любое предложение можно сравнить с поездом. Локомотив в нём (подлежащее и сказуемое) цепляется спереди.  Это и будет правильный порядок слов для литературно-художественного текста.

Понятное дело, из правила бывают исключения – экспериментальный подход к делу никто не отменял. Но приём «локомотив» в 99% случаев выручит автора-новичка.

При его использовании в тексте даже очень длинное предложение приобретает ясность. Читателю с самого начала понятно, о чём или о ком идёт речь. Все остальные части предложения просто катятся за локомотивом, как вагончики.

error: