Литературные жанры делятся на группы по самым разным критериям. Определение жанра гласит, что это группа произведений, объединённых по совокупности содержательных свойств.
Классификация
Если говорить о форме, можно выделить:
- новеллу;
- оду;
- опус;
- очерк;
- поэму;
- повесть;
- пьесу;
- рассказ;
- роман;
- скетч;
- эпопею;
- эпос;
- эссе.
По содержанию:
- комедию (водевиль, фарс, интермедию, скетч, пародию, комедию положений, комедию характеров);
- трагедию;
- драму;
- ужасы.
По родам:
- эпические (басня, аполог, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея);
- лирические (ода, послание, элегия, эпиграмма);
- лиро-эпические (стансы, баллада, поэма);
- драматические (драма, трагедия, комедия).
Но если копнуть чуть глубже, в современную прозу, можно обнаружить выделившееся в отдельные группы:
- магический реализм;
- фантастику (научную, киберпанк, социальную, любовную, детективную, постапокалиптическую, магическую, авантюрную);
- фэнтези (городское, техно, про попаданцев);
- любовные истории;
- детективы;
- триллеры.
Важно понимать, что объем формулировок здесь может быть просто нескончаемым!
Поэтому необходимо сосредоточиться лишь на пяти самых популярных нереалистичных жанрах (реализм как был, так и есть в отдельной группе):
- детектив;
- фантастика;
- фэнтези;
- магический реализм;
- ужасы.
Отличия жанров
Произведения разных жанров отличаются:
- по структуре;
- миру;
- жанровым канонам.
Что создает общие элементы, по которым легко распознать жанр?
Прежде всего, это система персонажей. Если мы видим любовные отношения, это любовный роман. Если на страницах встречают правители и незаконнорожденный принц, это (быстрее всего) фэнтези. Если мы видим космического путешественника, мы находимся в фантастике. Есть устойчивые персонажи и в детективе — это преступник, сыщик, напарник, подозреваемые, свидетели.
В популярных жанрах системы персонажей прочно укоренились в сознании читателей. Не увидев ожидаемый набор действующих лиц (ролей) читающий будет минимум раздосадован.
Сюжетные ходы и конфликты. Например, мистический детектив содержит мировой заговор (это популярный сюжетный ход, эксплуатируемый раз за разом). А любовный роман не обходится без треугольника. То есть, любой жанр определяют либо сюжетные ходы, либо набор конфликтов.
Киберпанк — высокое техническое развитие, глубокое социальное расслоение (нищета в трущобах).
Детектив — убийство, расследование, разоблачение преступника в финале.
Сеттинг (набор визуальных образов) — ключевая вещь, по которой различают все фантастические жанры! Если мы видим на первой странице эльфов, драконов, таверну с гномами — это фэнтези. Если появляются биороботы, искусственный интеллект, есть виртуальная реальность, хакеры, влиятельные корпорации — это элементы киберпанка. Если есть характерные городские пейзажи, стилизованные под XIX век, паровые машины (дирижабли, паровозы), оружие времён промышленной революции (револьверы, винтовки, артиллерийские орудия), контрастное социальное расслоение (аристократы, рабочие в кепках) — это стимпанк.
Символы. Например, в жанре ужасов стандартный набор символов — это вторжение зла в жизнь человеческого общества, наличие живого и мёртвого, иррационального и разумного, борьба со злом (света и тьмы). Символ света — крест. А символ зла разные животные, чаще те, что присутствовали в дохристианском мире и имели рога. В вестерне мы видим белые и чёрные шляпы, значок шерифа, револьверы, изгородь вокруг дома как символ защиты. Детектив — это всегда орудие убийства, лупа, жетон детектива.
То есть, очень важно видеть, что несмотря на разнородность сюжета, персонажей, есть вещи по которым объединяют жанровые произведения. Это система персонажей, сюжетные ходы и конфликты, сеттинг, символы.
Чтобы изучить и грамотно проработать тот жанр, в котором пишет автор, ему необходимо обозначить четыре перечисленных выше пункта. Если писатель чего-то не знает, скорее всего, он не разбирается пока что в своём жанре.
Что объединяет жанры?
В основе любого жанра всегда есть человеческий характер (персонаж). Есть конфликт, без которого нет литературы! Обязательно присутствует внятный сюжет с очевидной структурой — завязкой, развитием, кульминацией. Обнаруживается авторский стиль.
Формула любого произведения: идея умноженная на персонаж через конфликт создающий сюжет, умноженный на стиль.
Как выбрать жанр для работы?
Когда мы осваиваем какой-либо вид спорта, сначала учим основы, а потом начинаем усиленно тренироваться. И понимаем, что в чем-то конкретном мы хороши. Этот навык развиваем с помощью тренера.
То же самое в изобразительном искусстве. Новичок осваивает разные техники, а после выбирает то, что нравится. И только в писательстве новички позволяют себе выбрать один жанр и работать только в нём! В результате появляется множество авторов, пишущих не в том жанре, в котором у них получается лучше всего (из-за банального незнания остальных жанров). Эта зашоренность мешает экспериментировать с сюжетом, персонажами. Получается очередная поделка.