Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Литературные жанры делятся на группы по самым разным критериям. Определение жанра гласит, что это группа произведений, объединённых по совокупности содержательных свойств.

Классификация

Если говорить о форме, можно выделить:

  • новеллу;
  • оду;
  • опус;
  • очерк;
  • поэму;
  • повесть;
  • пьесу;
  • рассказ;
  • роман;
  • скетч;
  • эпопею;
  • эпос;
  • эссе.

По содержанию:

  • комедию (водевиль, фарс, интермедию, скетч, пародию, комедию положений, комедию характеров);
  • трагедию;
  • драму;
  • ужасы.

По родам:

  • эпические (басня, аполог, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея);
  • лирические (ода, послание, элегия, эпиграмма);
  • лиро-эпические (стансы, баллада, поэма);
  • драматические (драма, трагедия, комедия).

Но если копнуть чуть глубже, в современную прозу, можно обнаружить выделившееся в отдельные группы:

  • магический реализм;
  • фантастику (научную, киберпанк, социальную, любовную, детективную, постапокалиптическую, магическую, авантюрную);
  • фэнтези (городское, техно, про попаданцев);
  • любовные истории;
  • детективы;
  • триллеры.

Важно понимать, что объем формулировок здесь может быть просто нескончаемым!

Поэтому необходимо сосредоточиться лишь на пяти самых популярных нереалистичных жанрах (реализм как был, так и есть в отдельной группе):

  • детектив;
  • фантастика;
  • фэнтези;
  • магический реализм;
  • ужасы.

Отличия жанров

Произведения разных жанров отличаются:

  • по структуре;
  • миру;
  • жанровым канонам.

Что создает общие элементы, по которым легко распознать жанр?

жанры-2

Прежде всего, это система персонажей. Если мы видим любовные отношения, это любовный роман. Если на страницах встречают правители и незаконнорожденный принц, это (быстрее всего) фэнтези. Если мы видим космического путешественника, мы находимся в фантастике. Есть устойчивые персонажи и в детективе — это преступник, сыщик, напарник, подозреваемые, свидетели.

В популярных жанрах системы персонажей прочно укоренились в сознании читателей. Не увидев ожидаемый набор действующих лиц (ролей) читающий будет минимум раздосадован.

Сюжетные ходы и конфликты. Например, мистический детектив содержит мировой заговор (это популярный сюжетный ход, эксплуатируемый раз за разом). А любовный роман не обходится без треугольника. То есть, любой жанр определяют либо сюжетные ходы, либо набор конфликтов.

Киберпанк — высокое техническое развитие, глубокое социальное расслоение (нищета в трущобах).

Детектив — убийство, расследование, разоблачение преступника в финале.

Сеттинг (набор визуальных образов) — ключевая вещь, по которой различают все фантастические жанры! Если мы видим на первой странице эльфов, драконов, таверну с гномами — это фэнтези. Если появляются биороботы, искусственный интеллект, есть виртуальная реальность, хакеры, влиятельные корпорации — это элементы киберпанка. Если есть характерные городские пейзажи, стилизованные под XIX век, паровые машины (дирижабли, паровозы), оружие времён промышленной революции (револьверы, винтовки, артиллерийские орудия), контрастное социальное расслоение (аристократы, рабочие в кепках) — это стимпанк.

Символы. Например, в жанре ужасов стандартный набор символов — это вторжение зла в жизнь человеческого общества, наличие живого и мёртвого, иррационального и разумного, борьба со злом (света и тьмы). Символ света — крест. А символ зла разные животные, чаще те, что присутствовали в дохристианском мире и имели рога. В вестерне мы видим белые и чёрные шляпы, значок шерифа, револьверы, изгородь вокруг дома как символ защиты. Детектив — это всегда орудие убийства, лупа, жетон детектива.

То есть, очень важно видеть, что несмотря на разнородность сюжета, персонажей, есть вещи по которым объединяют жанровые произведения. Это система персонажей, сюжетные ходы и конфликты, сеттинг, символы.

Чтобы изучить и грамотно проработать тот жанр, в котором пишет автор, ему необходимо обозначить четыре перечисленных выше пункта. Если писатель чего-то не знает, скорее всего, он не разбирается пока что в своём жанре.

Что объединяет жанры?

В основе любого жанра всегда есть человеческий характер (персонаж). Есть конфликт, без которого нет литературы! Обязательно присутствует внятный сюжет с очевидной структурой — завязкой, развитием, кульминацией. Обнаруживается авторский стиль.

Формула любого произведения: идея умноженная на персонаж через конфликт создающий сюжет, умноженный на стиль.

Как выбрать жанр для работы?

Когда мы осваиваем какой-либо вид спорта, сначала учим основы, а потом начинаем усиленно тренироваться. И понимаем, что в чем-то конкретном мы хороши. Этот навык развиваем с помощью тренера.

То же самое в изобразительном искусстве. Новичок осваивает разные техники, а после выбирает то, что нравится. И только в писательстве новички позволяют себе выбрать один жанр и работать только в нём! В результате появляется множество авторов, пишущих не в том жанре, в котором у них получается лучше всего (из-за банального незнания остальных жанров). Эта зашоренность мешает экспериментировать с сюжетом, персонажами. Получается очередная поделка.

Важно освоить жанры, чтобы понять, какие фишки и приёмы там используются. И только после этого в свой жанр можно привнести что-то новое и интересное.

 

error: