В продолжение темы о символах, начатой здесь: Власть малого в литературном произведении, поговорим подробнее об их видах и правильном использовании.
Самое простое понимание символа: это предмет, который можно увидеть, «разбросанный» писателем по сюжету.
Что это?
Символ — то, что появляется каждый раз на этапах повествования (обычно 5-7 раз в зависимости от объёмов произведения).
Каждый раз он выглядит немножечко по-новому, что указывает на развитие характера героев. Либо остаётся прежним, но меняется отношение героев к этому предмету.
По своей сути символ — это плотно сконцентрированный смысл, который автор доносит читателю.
Как работает?
Символы работают следующим образом:
1. Есть какое-то чувство, которое необходимо вызвать у читателя.
2. Автор придумывает некий символ, вызывающий это чувство.
3. Затем транслирует его в тексте.
4. После чего тот видоизменяется спустя какое-то время.
5. При повторном появлении его воздействие усиливается (при условии, что символ правильно подобран и правильно работает).
На уровне идеи/замысла символ может отражать какие-то сюжетные ходы, главную тему, общую структуру повествования, или может всё это совмещать.
Предметы-символы в литературе видоизменяются физически по ходу развития действия в большинстве сюжетов.
Очень часто символизм кроется в самом названии произведения («Алая буква», «Вишнёвый сад»). Это может быть не только предмет, но и сюжетный ход, поступок героя («Прощай оружие» — тема здесь дезертирство).
Нужна система!
Когда автор создаёт систему символов, которую собирается вплетать в повествование, в первую очередь он придумывает фразу, объединяющую все главные символы.
Система здесь нужна потому, что персонажей, отражающих взгляд на главную тему минимум четверо, включая главного героя, — то есть, действует система персонажей.
Соответственно, начинать создание символической системы нужно с главной темы. Затем рассматривается вселенная, являющаяся визуальным образом главной темы.
И только после этого можно приступать к системе символов, принимающих форму явлений, физических тел, поступков.
Например, в библейской истории о пророке Моисее — это пылающий и не сгорающий куст, скрижаль с заповедями, эпидемия среди народа.
Символ для героя/персонажа
Символы произрастают из темы и созданного мира произведения, как из некоего зерна.
Например, для фэнтези — это жезл волшебника, магические животные, амулеты; для драмы о музыкантах — музыкальные инструменты; для семейной драмы — фотография или фотоальбом, любимая картина героя, и так далее.
Определившись с системой — что именно может использоваться, необходимо связать героя и конкретный символический предмет. Потому что это отличный способ подчеркнуть характер ГГ.
Можно использовать:
- нечто, подчёркивающее характерную черту ГГ;
- либо полную её противоположность.
Таким образом, автор раскрывает некий аспект личности героя. Эмоция, которую испытывает читатель при первом знакомстве с символом и при последующем наблюдении за его изменением, ассоциируется в дальнейшем с самим героем.
Как сделать правильный выбор — алгоритм?
Необходимо вернуться к системе персонажей, каждый из которых личность в социуме (определяется через взаимодействие с людьми).
Выбирая символический предмет для одного персонажа, нужно подумать о том, какие символы могут быть у других участников этой истории.
Алгоритм следующий:
1. Рассмотреть всю систему персонажей в целом.
2. Определить, можно ли ввести в повествование два противоположных символа, олицетворяющих одного героя? Ведь именно противоречивость делает персонажей интересными для читателей.
3. Затем по мере действия несколько раз повторить символ в ассоциации с персонажем.
4. А каждый последующий раз немного изменять символ при его появлении в повествовании.
Кроме того, сам герой может нести символическое значение, как например, граф Дракула — олицетворение жестокости и кровожадности. Через персонажи-символы легко делать сравнение их характеров и взглядов на главную тему произведения.
Бывают отсылки к мифам (богам), сравнения героев с животными (отражающими какие-то человеческие черты характера), ассоциации с машинами (характерно для фантастики: злой терминатор, например, но чаще человек-машина становится самым человечным из всех персонажей).
Это всё типичные метафоры, шаблоны, хорошо известные многим. Но можно подходить к метафорам нешаблонно.
Например, наделить сильного физически и в принципе хорошего человека каким-то физическим изъяном, а затем показать его потерянность (у Хемингуэя есть символ — мужчина, потерявший мужскую силу, который сильно задевает читателя в эмоциональном плане).
Имена-символы
Имена наиболее часто используются в символическом значении.
Техника здесь следующая: качества персонажа или смыслы, касающиеся его, отражаются через имя (яркие примеры видим в «Мёртвых душах»).
В этой технике не используются имена известных людей! Это будет выглядеть слишком нарочито. Также часто персонажей связывают с именами героев из мифов. Это тоже выглядит шаблонно.
Решить проблему с выбором имени для героя можно, используя имена лиц, известных самому автору. То есть, людей, вызывающих у него определённые эмоции и ассоциации с какими-то приятными или неприятными чертами характера. Но такая ассоциация, конечно, понятна только самому писателю.
Чтобы образ был доступен и понятен всем читателям, лучше поработать над звучанием имен и фамилий. Например, Добронравов — человек с добрым нравом, Шепелявкин — отсылка к дефекту речи и неуверенности.
Неприятное впечатление может произвести обилие шипящих и свистящих звуков, уменьшительно-ласкательное обращение, несоответствие напыщенно и красиво звучащих имён реальным характерам (противопоставление низменности и величия).
Символизм в развитии характера
Самое важное в любом произведении — это развитие характера героя, его изменение.
Герой проходит этапы своего развития, при этом символическая деталь (предмет, действие и даже фраза) показывает, как это происходит.
В «Крёстном отце» Вито Корлеоне произносит в одной из первых сцен фразу про ответную услугу, прямо отсылающую читателей к «Фаусту» — это символ дьявола. Затем Майкл Корлеоне на крестинах племянника отрицается сатаны в момент, когда его подручные физически уничтожают мафиозных боссов-конкурентов. А в конце книги жена Майкла, Кей, ставит в церкви свечу за спасение души мужа. Все 3 символа — отсылка к дьявольской природе преступного мира, к тому, что Майкл его воплощение.
Символизм и главная тема
Символ может отражаться и в главной теме (пример «Алая буква»). На нём строится всё противопоставление. Через него раскрываются характеры персонажей.
При этом сам сюжет может быть очень простым! Секрет успеха здесь кроется в эмоциональном воздействии на читателя.
Символические поступки
Любой поступок персонажа — это часть логической цепочки, образующей сюжет.
Если увязывать поступки героев с символами, можно дать отсылку к мифологии, библейским сюжетам — таким образом автор обогащает смысл поступка. Через него показывается главная тема или характер. Но при этом автору нужно быть очень осмотрительным, чтобы не исказить смыслы первоисточника — посыл должен быть понятен широкому кругу читателей.
Использование в разных жанрах
Системы символов, берущие начало в мифах:
1. Путешествие — жизненный путь.
2. Лабиринт — потеря пути к познанию.
3. Сад — гармония в отношениях с людьми и в душе, единение с природой.
4. Древо — дерево жизни.
5. Животные: конь, птица, змея — этапы на пути к свету или во мрак.
6. Лестница — ступени к прозрению.
7. Подземелье — неизведанные области человеческой души, обитель мёртвых.
8. Вещи-помощники: плащ, меч, лук, щит — предметы, помогающие герою совершить правильный поступок.
Все они прекрасно работают на начитанного читателя, хорошо знакомого с мифологическими образами.
Это так называемый интертекст (соотношение двух текстов: старого и нового) — особое построение литературного повествования, характерное для модернизма и постмодернизма. Когда знающему человеку не нужно ничего дополнительно объяснять. Достаточно просто показать символ. Он сам поймёт, с каким мифом тот соотносится и какое значение имеет. А несведущий человек просто не заметит отсылок к мифологии.
Символизм характерен для литературы ужасов, где всегда есть некое зло — порождение нечисти, противостоящее главному герою. Это отсылка к дьяволу, тёмной стороне личности человека.
В вестернах раскрывается противостояние людей. Те, кто едет покорять дикую природу, символизируют Моисея, стремящегося к земле обетованной. А уже живущие на новой земле противостоят друг другу за идею, как строить новый мир (идёт война запада и юга). Символические образы вестерна: фигура всадника (рыцарская культура), бляха (признак власти), шляпа (белая или чёрная у плохих парней), револьвер или кольт (признак справедливости).