Символы в художественной литературе всегда носят иносказательный характер. Используются они для образного претворения действительности – для объединения физической картинки и метафизического (скрытого) смысла, что позволяет передать читателю систему идей или представлений о мире.
Например, лотос – знак божества у индусов, хлеб-соль – признак гостеприимства, лилия – образ чистоты и невинности, весы – говорят о справедливости суда, скипетр – атрибут монаршей власти, крест – указывает на христианство, и так далее.
Что дает символизм?
Символы – это всегда власть знаков. Писатель выбирает слово или вещь, обозначающую некую сущность, а затем много раз использует её в книге по мере развития действия. Symbolon (греч.) — опознавательная примета, условный язык.
Символический образ как маленькая загадка, тайный язык, чья магия глубоко погребена под поверхностью литературного текста. Служит он, прежде всего, для эмоционального взаимодействия с читателями, помогая задать интригу.
Как использовать?
Самый простой способ использования символов – это связать их с чем-то, а затем многократно повторить в тексте. Выбрав чувство, его увязывают с символическим образом, который должен вызывать определённые эмоции у читателя. После чего повторяют с небольшими вариациями.
Алгоритм выглядит следующим образом: от чувства к символу – от него к трансляции читателю – от трансляции к небольшому видоизменению – от видоизменения к усиленной трансляции.
Символы всегда действуют глубоко, воздействуя на подсознание. Как камень, падая в воду, образует круги, так и символы, каждый раз появляясь в тексте, задевают эмоции читателя, приводя к всё большему эмоциональному отклику.
Здесь важно помнить: символ отражает основные сюжетные ходы на уровне идеи или замысла. Например, долгое путешествие показано в самом названии поэмы – «Одиссея», а печенье «Мадлен», упоминаемое в романах «Поиск утраченного времени», — это погружение героя в воспоминания.
Подбор символов дело индивидуальное, зависящее от особенностей произведения. Поэтому здесь не может быть единой для всех писателей формулы. Проще всего, конечно, отталкиваться от цели героя (не путать с идеей!).
Читать:
Типы символических образов
Символические образы могут:
- А) опираться на культурную традицию (например, можно использовать библейские образы, мифологию, социальные образы).
- Б) создаваться индивидуально, не опираясь на культурную традицию, как это принято у писателей-символистов (например, выделяя прекрасное, безобразное, трагическое, комическое значение).
Важные моменты
То, что представляет собой символ и то, что он символизирует должно существовать в реальности. Например, одинокое дерево может указывать на одиночество героя, тающее золотое облако на недолговечность счастья, и так далее. Для сравнения, в аллегории один из компонентов часто является плодом авторской фантазии.
Также нельзя забывать, что тропы (аллегории и метафоры) имеют одно значение. А у символического образа значений может быть несколько. Например, осень – это и мудрость, и новый этап в жизни, и увядание. Весна – это и начало нового пути, и пробуждение любви, и расцвет жизни. То есть, символ почти никогда не привязывается к одному предмету или явлению, отражая что-то вечное, нематериальное, легко ускользающее от сознания.
В роли символического знака может выступать не только предмет, но и:
- сам герой, его имя;
- его поступки;
- какие-то события;
- место, где разворачиваются действия.
Основные правила использования на практике:
1.Многократное появление в романе, особенно если идёт речь о предмете.
2.Некое видоизменение при каждом появлении, которое отражает изменения в характере самого героя.
Продолжение: