Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Любое художественное произведение в литературе всегда опирается на чётко продуманную цель. Без неё хорошую задумку не реализуешь даже если автор уже увидел очертания будущей истории и частично продумал сюжет.

Основные понятия

Мы уже разобрались, что основа качественной художественной книги – продуманный до мелочей сюжет.

Об этом подробнее здесь: Хороший сюжет для книги – с чего начать?

Зная мотивы главного героя, можно создать опорные точки сюжета или ключевые события истории. Очертания будущего произведения станут чётче, но что дальше? А дальше самое время определиться, к чему ведёт история и какой посыл нужно вложить в ту или иную сцену.

Как и в деле с поиском мотивации для героя, цель можно задать одним предложением, что позволит не написать лишнего и при этом передать авторскую идею, вложенную в текст.

Когда задумывается произведение, писатель оперирует тремя понятиями: тема, идея и смысл.

Обширное понятие тема задаёт лишь общее направление литературно-художественной истории. Грубо говоря это какой-то хорошо всем знакомый шаблон. И количество этих шаблонов-сюжетов в мировой литературе ограничено. Например, «война», «любовь», «смерть».

Читать: Сколько основных сюжетов в мировой литературе?

А понятие идеи и смысла слишком абстрактно, хотя без него не обходится ни одна книга. У каждой сюжетной линии может быть своя идея и смысл. Поэтому на глобальном уровне из идеи или смысла сложно вывести единую цель всего произведения, которую можно уместить в одно предложение.

Цель нечто иное. Это ответ на вопросы, к чему стремится произведение и почему именно заданная цель важна. Это одно чёткое предложение, позволяющее контролировать всю историю от начала до конца! Очевидно, его формулировка крайне важна для успешного написания книги. Можно даже сказать, что цель гораздо важнее замысла. Цель – это основа основ, костяк. Стержень, на котором всё держится.

Как задать цель?

Цель художественного произведения — это констатация того, что произойдет с главными героями в результате ключевого конфликта. Это не вкладываемая автором мысль, ни смысл, ни идея! Это простое указание факта.

Например, измена приводит к самоубийству. Это цель для «Анны Карениной».

То есть, чтобы определиться с целью нужно знать ответы на два базовых вопроса:

  1. Что именно является конфликтом? (в чём его суть?)
  2. К чему это приведёт в итоге?

Но это вовсе не означает, что автор должен до последнего предложения представлять себе финальную сцену! Он просто знает, в каком направлении движется вся история. И уже под заданную цель выстраивает сюжетную линию, а за ней и все значимые сцены. Он в курсе, одержит герой победу или проиграет.

Как не допустить ошибку?

При постановке цели для художественного произведения нельзя оперировать абстрактными понятиями. Например, страх или спокойствие. Как их измерить? Эти понятия слишком сложны и многогранны, чтобы показать их читателю одной сценой, одним выбором.

Если автор делает какой-то вывод, он должен чётко понимать, какой сценой, действием главного героя и его выбором будет подтверждён этот вывод. Каренина бросается под поезд, тем самым демонстрируя цель произведения – измена приводит к самоубийству. Читатель воспринимает это именно так, как задумано автором, без собственных домыслов и возражений.

Неприемлемо писать книгу по принципу «напишу-ка вот это, может быть, сцена к чему-то да приведёт в конце».  В результате произведение в 90% случаев превращается в кашу, а читатель сразу замечает – цели у истории нет, она писалась наугад.

В заключение

Как правильно пользоваться целью при выстраивании сюжета? Порядок действий следующий:

  1. Найти ключевую сцену (конфликт, драматическую ситуацию) – то есть, установить отправную точку сюжета.
  2. Сформулировать конечную точку – чем именно завершится конфликтная ситуация.
  3. Вложить всё вышеперечисленное в одно предложение – задать цель произведения.

Пример:

Задумка – а что, если молодая женщина теряет сына во время родов и теперь пытается наладить отношения с мужем, пристрастившимся после смерти наследника к наркотикам.

Постановка цели:

  • Отправная точка: день родов, трагедия, отчуждение в семье, попытки женщины выстроить отношения заново.
  • Конечная точка: муж узнает о новой беременности и срочно отправляется на лечение в наркологический диспансер, чтобы избавиться от зависимости.
  • Цель: терпение и любовь приводят к духовному и физическому исцелению.

Пользуясь правильно поставленной целью как стержнем при составлении сюжета, можно повлиять на эмоциональное состояние читателя, поделиться с ним частицей своей духовной энергии – показать красоту мира, доброту, лучшие человеческие качества, в некотором роде преобразить духовно и доставить эстетическое наслаждение.

error: