Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

В любом литературном произведении есть сцены. Это элементы истории или отдельные точки сюжета.

Иногда сцены приходят автору на ум хаотично. Он представляет себе и записывает в черновик что-то из середины произведения, а потом видит элементы конца и вдруг мысленно убегает к началу. Творческий процесс непредсказуем! Зачастую все элементы литературного текста находятся в разбросанном состоянии. Чтобы их собрать в единую стройную систему понадобится схема.

Виды сюжетов (схемы сборки элементов-сцен произведения) бывают разные. 

5 ключевых схем

Есть пять ключевых схем, по которым элементы истории выстраиваются в цельное произведение.

Первая схема – это линия (или хронологический порядок). В ней есть один главный герой с одним сильным стремлением, идущий от начала до конца. Все события происходят по порядку. Читательское внимание сосредоточено на главном персонаже.

схема-1

Большинство детективных произведений, любовных романов, сценариев строится именно по такой схеме.

Вторая схема — извилистая тропа (неровная линия, изображающая путь героя). У главного действующего лица есть какое-то желание, но оно выражено не очень ярко. Герой понимает, в каком направлении ему идти, но не знает, как достичь цели. Хочет измениться. Осознаёт, что несовершенен, но не понимает, как стать лучше. Он просто пускается в путь, по ходу истории сталкиваясь с разными персонажами, представляющими разные слои общества.

схема-2

По такой схеме в наши дни строятся романы-путешествия, а в древности писались мифологические истории.

Третья схема: гипнотические круги – траектория, стремящаяся извне в центр. В произведении всё выстроено вокруг событий, которые вновь и вновь возвращают героя/героев к ключевому событию. Всё повествование концентрируется вокруг одной истории/события. Прошлое влияет на героя, он всё время пытается переосмыслить произошедшее.

схема-3

По такой схеме часто пишут произведения в жанре магического реализма. Пример: Салман Рушди «Дети полуночи», сценарий фильма Кристофера Нолана «Помни» (Memento).

Нужно понимать, что любой роман – это довольно-таки объёмное произведение. И в его рамках можно выстраивать сцены-элементы сразу по нескольким схемам. Например, история главного героя строится по схеме гипнотического круга – с осмыслением ключевого события из прошлого на разных уровнях по мере развития сюжета. История его отца представлена линейно, в хронологическом порядке. А история сестры главного героя выглядит, как извилистая линия.

Четвёртая схема: дерево (снежинка) – ветви сюжета, расходящиеся из центральных точек в разных направлениях. Это параллельные последовательные истории персонажей. Есть общая идея (например, религия, вера в Бога) и сразу несколько сюжетных линий, раскрывающих эту идею (например, линия атеиста, священника и сомневающегося прихожанина).

В начале и середине все сюжетные линии даются автором последовательно, не пересекаясь друг с другом. А возможное переплетение, взаимодействие персонажей, случается ближе к концу истории.

При этом в крупных романах далеко не все линии переплетаются. Это просто невозможно сделать! Здесь важно выделить главную сюжетную линию, которая максимально транслирует идею произведения, ценности автора и подытожить именно на ней.

схема-4

По такому принципу работает Сапковский, автор легендарного «Ведьмака».

Пятая схема: взрыв представляет собой переплетение сразу нескольких сюжетных линий на протяжении всей книги. То есть, истории персонажей рассказываются автором не последовательно и не параллельно. Эта структура самая сложная и одновременно чаще всего применяемая при написании романов, где сюжет выстраивается сразу вокруг нескольких персонажей.

Что характерно, история каждого отдельного персонажа может здесь выстаиваться по разным схемам: линейной, извилистой, в виде гипнотического круга. Но при этом они все переплетаются между собой, что и создаёт эффект «взрыва».

схема-5

Такая структура характерна для романа-эпопеи. Примеры: «Война и мир» Толстого, «Игра престолов» Мартина.

В заключение

Когда продуманы все сцены, созданы персонажи, влияющие на главного героя, заданы этапы его движения к цели, расположить структурные элементы в хронологическом порядке не всегда лучший выбор! Следует выбрать тот вариант построения (вид развития сюжета), который соответствует вашему жанру.

Ключевая цель всего этого: сделать так, чтобы у читателя одновременно возникла мысль и эмоция (эстетическая эмоция). Сюжет должен выглядеть естественным, органическим, целостным. Быть уникальным для автора (написанным, исходя из его опыта), имеющим сформулированную идею и ключевое высказывание.

error: