В любом литературном произведении есть сцены. Это элементы истории или отдельные точки сюжета.
Иногда сцены приходят автору на ум хаотично. Он представляет себе и записывает в черновик что-то из середины произведения, а потом видит элементы конца и вдруг мысленно убегает к началу. Творческий процесс непредсказуем! Зачастую все элементы литературного текста находятся в разбросанном состоянии. Чтобы их собрать в единую стройную систему понадобится схема.
Виды сюжетов (схемы сборки элементов-сцен произведения) бывают разные.
5 ключевых схем
Есть пять ключевых схем, по которым элементы истории выстраиваются в цельное произведение.
Первая схема – это линия (или хронологический порядок). В ней есть один главный герой с одним сильным стремлением, идущий от начала до конца. Все события происходят по порядку. Читательское внимание сосредоточено на главном персонаже.
Большинство детективных произведений, любовных романов, сценариев строится именно по такой схеме.
Вторая схема — извилистая тропа (неровная линия, изображающая путь героя). У главного действующего лица есть какое-то желание, но оно выражено не очень ярко. Герой понимает, в каком направлении ему идти, но не знает, как достичь цели. Хочет измениться. Осознаёт, что несовершенен, но не понимает, как стать лучше. Он просто пускается в путь, по ходу истории сталкиваясь с разными персонажами, представляющими разные слои общества.
По такой схеме в наши дни строятся романы-путешествия, а в древности писались мифологические истории.
Третья схема: гипнотические круги – траектория, стремящаяся извне в центр. В произведении всё выстроено вокруг событий, которые вновь и вновь возвращают героя/героев к ключевому событию. Всё повествование концентрируется вокруг одной истории/события. Прошлое влияет на героя, он всё время пытается переосмыслить произошедшее.
По такой схеме часто пишут произведения в жанре магического реализма. Пример: Салман Рушди «Дети полуночи», сценарий фильма Кристофера Нолана «Помни» (Memento).
Нужно понимать, что любой роман – это довольно-таки объёмное произведение. И в его рамках можно выстраивать сцены-элементы сразу по нескольким схемам. Например, история главного героя строится по схеме гипнотического круга – с осмыслением ключевого события из прошлого на разных уровнях по мере развития сюжета. История его отца представлена линейно, в хронологическом порядке. А история сестры главного героя выглядит, как извилистая линия.
Четвёртая схема: дерево (снежинка) – ветви сюжета, расходящиеся из центральных точек в разных направлениях. Это параллельные последовательные истории персонажей. Есть общая идея (например, религия, вера в Бога) и сразу несколько сюжетных линий, раскрывающих эту идею (например, линия атеиста, священника и сомневающегося прихожанина).
В начале и середине все сюжетные линии даются автором последовательно, не пересекаясь друг с другом. А возможное переплетение, взаимодействие персонажей, случается ближе к концу истории.
При этом в крупных романах далеко не все линии переплетаются. Это просто невозможно сделать! Здесь важно выделить главную сюжетную линию, которая максимально транслирует идею произведения, ценности автора и подытожить именно на ней.
По такому принципу работает Сапковский, автор легендарного «Ведьмака».
Пятая схема: взрыв представляет собой переплетение сразу нескольких сюжетных линий на протяжении всей книги. То есть, истории персонажей рассказываются автором не последовательно и не параллельно. Эта структура самая сложная и одновременно чаще всего применяемая при написании романов, где сюжет выстраивается сразу вокруг нескольких персонажей.
Что характерно, история каждого отдельного персонажа может здесь выстаиваться по разным схемам: линейной, извилистой, в виде гипнотического круга. Но при этом они все переплетаются между собой, что и создаёт эффект «взрыва».
Такая структура характерна для романа-эпопеи. Примеры: «Война и мир» Толстого, «Игра престолов» Мартина.
В заключение
Когда продуманы все сцены, созданы персонажи, влияющие на главного героя, заданы этапы его движения к цели, расположить структурные элементы в хронологическом порядке не всегда лучший выбор! Следует выбрать тот вариант построения (вид развития сюжета), который соответствует вашему жанру.