Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Структура художественного произведения в конце книги включает в себя восемь элементов (в начале и середине их семь). Такой механизм построения сюжета даёт возможность избежать провалов в середине повествования, как часто случается при использовании «трёхактной структуры».

Целостность истории здесь обеспечивается за счёт подробно прописанных сюжетных линий, то есть благодаря плетению сложного узора из персонажей и их поступков.

Теория

Нужно чётко понимать, что сюжет и повествование — это разные понятия. Сюжет не является самим повествованием, и не состоит только лишь из последовательных поступков героев, стремящихся к своим целям.

Повествование всегда многогранно. Это целая система. Живой организм, включающий в себя множество подсистем: сцен, диалогов, идей, конфликтов, персонажей, особенностей мира, его символов и собственно сюжета.

А сюжет – это лишь кусочек единого целого, составная часть повествования. Он как арматура или костяк, на котором держится вся история. Сюжетные линии пересекаются либо события происходят последовательно, но в любом случае благодаря сюжету повествование плавно движется от своего начала к логичному завершению. При этом хороший сюжет имеет несколько опорных точек, благодаря чему конструкция сохраняет устойчивость – никаких провалов в середине!

конец-2

Читать:

Сюжет: семь ключевых этапов истории

Особенности структуры сюжета в начале произведения

Сюжет: структура в середине произведения

Структурные элементы конца произведения

  1. Первое: Второе по счёту открытие и решение, перемена в мотиве.
  2. Второе: Открытие для читателей.
  3. Третье: Третье по счёту открытие и решение, очередная перемена в мотиве.
  4. Четвёртое: Испытание и нахождение героя «на грани».
  5. Пятое: Битва/психологическое противостояние.
  6. Шестое: Герой понимает себя.
  7. Седьмое: Моральный выбор.
  8. Восьмое: Гармония.

Первый элемент: второе открытие и решение

Второе открытие – это стимул для героя. Оно возникает после мнимого поражения. Если нет открытия (какой-то новой информации, дающей герою уверенность в победе), мнимое поражение автоматически превращается в реальное. На этом история логически завершается.

Второе открытие больше напоминает одержимость. Моральное падение героя, начавшееся на первых страницах книги, ещё продолжается, но при этом он становится заметно сильнее.

Что важно:

  • Второе открытие меняет как желание, так и мотивы героя. Меняет не полностью, цель остаётся прежней, но всё же ощутимо их корректирует.
  • При этом происходит ещё один сюжетный поворот.
  • Второе открытие включает в себя пять пунктов: получение новой информации (открытие) – принятие важного решения – движение к цели – изменение желания – изменение мотива.

Второй элемент: открытие для читателей

Здесь подразумевается именно некое откровение для читателя, когда герой книги ещё не в курсе, а читатели уже знают какую-то важную информацию. Чаще всего на этом этапе проясняется личность главного злодея или становится известно, что мнимый союзник играет на стороне противника.

Что важно в таком открытии:

  • Читателю раскрывают моменты истории, до сих пор бывшие неизвестными или непонятными.
  • Демонстрируется истинная мощь антагониста.
  • Оживляется часть сюжета, которая без откровения выглядит скучной.

Третий элемент: третье открытие и решение

Это открытие напрямую связано с осведомлённостью главного персонажа об истинной мощи противника. Намерения антагониста открыты, его сила оценена, но воля героя к победе превысила все сомнения и страхи.

Поэтому главный персонаж обдумывает дальнейшие действия для достижения поставленной цели. Выглядит это так: получение информации (откровение) – принятие решения – действие.

Четвёртый элемент: нахождение «на грани»

Следует отметить, что этот элемент структуры повествования и сюжета может быть использован в любом удобном для автора месте истории. Например, на этапе мнимого поражения или уже после финальной битвы.

конец-4

Задача автора показать изменение психологического состояния героя. Лучше всего для такой цели подходит угроза жизни. Главный персонаж понимает, что может погибнуть в любой момент. Но осознание собственной уязвимости придаёт ему сил для борьбы — возможная гибель не должна быть напрасной!

Важные моменты:

  • У главного персонажа почти нет места для маневра.
  • Конфликт становится всё более напряжённым – герою тяжело справляться с нарастающим давлением.
  • При этом вся история плавно движется к концу.

Пятый элемент: решающая битва

Этот структурный элемент истории как нельзя лучше демонстрирует читателям главную тему произведения.  В кульминационной точке развития сюжета сталкиваются противоположные ценности. Наблюдая за их борьбой, читатель выбирает для себя, чья позиция для него ближе – героя или антагониста.

Битва – самый эффективный способ показать поверхностное сходство противников и одновременно продемонстрировать их коренное отличие друг от друга.

В битве решается, кто одержит победу. Может быть, в истории вообще отсутствует победитель, как конкретная личность?

Что важно:

  • Проще всего показать битву через описание кровавой и масштабной стычки. Однако этот приём не позволит до конца раскрыть главную идею/тему произведения. Куда важнее продемонстрировать цели, преследуемые соперниками, показать их идеи и принципы.
  • Эпизод битвы должен быть максимально сжатым, насыщенным и интенсивным. Здесь сходятся все сюжетные линии и персонажи.
  • Чаще всего во время решающего сражения у героя исполняется его желание.

Шестой элемент: понимание себя

В этом эпизоде главный персонаж узнаёт о себе нечто очень важное – он будто преображается, срывая маску. Это новое открытие о себе может как уничтожить, так и сделать ещё сильнее.

Прозрение – не только психологическое, но и моральное изменение. Герой понимает, как следует поступить с окружающими людьми или как себя вести по отношению к ним.

Что нужно, чтобы сцена сработала:

  • Понимание себя, действительно, нечто очень важное для героя. Это не просто красивые слова или избитые истины о жизни в целом. Нельзя, чтобы герои напрямую рассказывали о прозрении в диалогах или монологах.
  • Драматизм ситуации достигается за счёт неожиданности – прозрение для героя настоящий шок.
  • Осознание потрясает до глубины души (не важно, что о себе узнаёт персонаж – плохое или хорошее).
  • Такое прозрение – абсолютно новое о себе, до сих пор неизвестное герою.

Что такое «двойное прозрение»?

Есть специальная литературная техника, позволяющая антагонисту и герою чему-то научиться друг у друга. При этом противники одновременно переживают прозрение, а читатели знакомятся сразу с двумя системами ценностей и моральных принципов.

Как использовать технику:

  1. Нужно придумать слабость и нужду не только главному персонажу, но и его противнику.
  2. Одарить противника человечностью – пусть он будет способным к обучению, познанию чего-то нового, изменению.
  3. Дать возможность обоим персонажам сразу после решающего сражения испытать личное прозрение.
  4. Пусть оба прозрения будут взаимосвязаны: герой что-то понял о себе благодаря антагонисту, и наоборот.
  5. В результате оба персонажа извлекают из столкновения урок для себя.

Седьмой элемент: моральный выбор

Секрет морального выбора состоит в перерождении главного персонажа. После прозрения он знает, как ему поступить. Выбор здесь заключается в примыкании к той или иной системе ценностей, по которой нужно построить взаимоотношения с окружающими людьми и миром в целом.

Что важно:

  • Необходим глобальный вывод, основанный на конкретной истории.
  • И вывод этот демонстрируется автором через конкретное действие или событие, имеющее для читателей символическое значение. Пример: Майк Корлеоне решает убить всех противников, включая своего зятя, одновременно соглашаясь стать крестным отцом его сына.

Восьмой элемент: гармония

Гармония – завершающий этап истории. Жизнь героя возвращается в прежнее русло, его желание исполнено.

Но пережитое прозрение не проходит бесследно. Главный персонаж поднимается на новый уровень (растёт психологически и морально) либо падает – деградирует.

конец-3

В заключение

Ещё раз кратко о структурных элементах конца произведения:

  1. У героя случается новое открытие, он принимает важное решение.
  2. Описывается неожиданный для читателей сюжетный поворот.
  3. Происходит третье открытие у героя, он принимает ещё одно решение.
  4. Герой оказывается «на грани».
  5. Происходит финальная схватка идейных противников: героя и антагониста.
  6. Показывается, какое именно прозрение случилось у героя – что нового он узнал о себе.
  7. Им принимается сложное решение, основанное на моральном выводе.
  8. Показывается состояние новой гармонии.

Описанные в трёх последних статьях элементы начала, середины и конца произведения – не жёстко регламентированная последовательность и не шаблон. Это лишь набор общих правил, позволяющих создать уникальную историю.

А научиться правильно обращаться с таким «конструктором» можно не только во время писательской работы, но и при анализе просмотренных фильмов, прочитанных книг.

 

error: