Структура художественного произведения в конце книги включает в себя восемь элементов (в начале и середине их семь). Такой механизм построения сюжета даёт возможность избежать провалов в середине повествования, как часто случается при использовании «трёхактной структуры».
Целостность истории здесь обеспечивается за счёт подробно прописанных сюжетных линий, то есть благодаря плетению сложного узора из персонажей и их поступков.
Теория
Нужно чётко понимать, что сюжет и повествование — это разные понятия. Сюжет не является самим повествованием, и не состоит только лишь из последовательных поступков героев, стремящихся к своим целям.
Повествование всегда многогранно. Это целая система. Живой организм, включающий в себя множество подсистем: сцен, диалогов, идей, конфликтов, персонажей, особенностей мира, его символов и собственно сюжета.
А сюжет – это лишь кусочек единого целого, составная часть повествования. Он как арматура или костяк, на котором держится вся история. Сюжетные линии пересекаются либо события происходят последовательно, но в любом случае благодаря сюжету повествование плавно движется от своего начала к логичному завершению. При этом хороший сюжет имеет несколько опорных точек, благодаря чему конструкция сохраняет устойчивость – никаких провалов в середине!
Читать:
Сюжет: семь ключевых этапов истории
Структурные элементы конца произведения
- Первое: Второе по счёту открытие и решение, перемена в мотиве.
- Второе: Открытие для читателей.
- Третье: Третье по счёту открытие и решение, очередная перемена в мотиве.
- Четвёртое: Испытание и нахождение героя «на грани».
- Пятое: Битва/психологическое противостояние.
- Шестое: Герой понимает себя.
- Седьмое: Моральный выбор.
- Восьмое: Гармония.
Первый элемент: второе открытие и решение
Второе открытие – это стимул для героя. Оно возникает после мнимого поражения. Если нет открытия (какой-то новой информации, дающей герою уверенность в победе), мнимое поражение автоматически превращается в реальное. На этом история логически завершается.
Второе открытие больше напоминает одержимость. Моральное падение героя, начавшееся на первых страницах книги, ещё продолжается, но при этом он становится заметно сильнее.
Что важно:
- Второе открытие меняет как желание, так и мотивы героя. Меняет не полностью, цель остаётся прежней, но всё же ощутимо их корректирует.
- При этом происходит ещё один сюжетный поворот.
- Второе открытие включает в себя пять пунктов: получение новой информации (открытие) – принятие важного решения – движение к цели – изменение желания – изменение мотива.
Второй элемент: открытие для читателей
Здесь подразумевается именно некое откровение для читателя, когда герой книги ещё не в курсе, а читатели уже знают какую-то важную информацию. Чаще всего на этом этапе проясняется личность главного злодея или становится известно, что мнимый союзник играет на стороне противника.
Что важно в таком открытии:
- Читателю раскрывают моменты истории, до сих пор бывшие неизвестными или непонятными.
- Демонстрируется истинная мощь антагониста.
- Оживляется часть сюжета, которая без откровения выглядит скучной.
Третий элемент: третье открытие и решение
Это открытие напрямую связано с осведомлённостью главного персонажа об истинной мощи противника. Намерения антагониста открыты, его сила оценена, но воля героя к победе превысила все сомнения и страхи.
Поэтому главный персонаж обдумывает дальнейшие действия для достижения поставленной цели. Выглядит это так: получение информации (откровение) – принятие решения – действие.
Четвёртый элемент: нахождение «на грани»
Следует отметить, что этот элемент структуры повествования и сюжета может быть использован в любом удобном для автора месте истории. Например, на этапе мнимого поражения или уже после финальной битвы.
Задача автора показать изменение психологического состояния героя. Лучше всего для такой цели подходит угроза жизни. Главный персонаж понимает, что может погибнуть в любой момент. Но осознание собственной уязвимости придаёт ему сил для борьбы — возможная гибель не должна быть напрасной!
Важные моменты:
- У главного персонажа почти нет места для маневра.
- Конфликт становится всё более напряжённым – герою тяжело справляться с нарастающим давлением.
- При этом вся история плавно движется к концу.
Пятый элемент: решающая битва
Этот структурный элемент истории как нельзя лучше демонстрирует читателям главную тему произведения. В кульминационной точке развития сюжета сталкиваются противоположные ценности. Наблюдая за их борьбой, читатель выбирает для себя, чья позиция для него ближе – героя или антагониста.
Битва – самый эффективный способ показать поверхностное сходство противников и одновременно продемонстрировать их коренное отличие друг от друга.
В битве решается, кто одержит победу. Может быть, в истории вообще отсутствует победитель, как конкретная личность?
Что важно:
- Проще всего показать битву через описание кровавой и масштабной стычки. Однако этот приём не позволит до конца раскрыть главную идею/тему произведения. Куда важнее продемонстрировать цели, преследуемые соперниками, показать их идеи и принципы.
- Эпизод битвы должен быть максимально сжатым, насыщенным и интенсивным. Здесь сходятся все сюжетные линии и персонажи.
- Чаще всего во время решающего сражения у героя исполняется его желание.
Шестой элемент: понимание себя
В этом эпизоде главный персонаж узнаёт о себе нечто очень важное – он будто преображается, срывая маску. Это новое открытие о себе может как уничтожить, так и сделать ещё сильнее.
Прозрение – не только психологическое, но и моральное изменение. Герой понимает, как следует поступить с окружающими людьми или как себя вести по отношению к ним.
Что нужно, чтобы сцена сработала:
- Понимание себя, действительно, нечто очень важное для героя. Это не просто красивые слова или избитые истины о жизни в целом. Нельзя, чтобы герои напрямую рассказывали о прозрении в диалогах или монологах.
- Драматизм ситуации достигается за счёт неожиданности – прозрение для героя настоящий шок.
- Осознание потрясает до глубины души (не важно, что о себе узнаёт персонаж – плохое или хорошее).
- Такое прозрение – абсолютно новое о себе, до сих пор неизвестное герою.
Что такое «двойное прозрение»?
Есть специальная литературная техника, позволяющая антагонисту и герою чему-то научиться друг у друга. При этом противники одновременно переживают прозрение, а читатели знакомятся сразу с двумя системами ценностей и моральных принципов.
Как использовать технику:
- Нужно придумать слабость и нужду не только главному персонажу, но и его противнику.
- Одарить противника человечностью – пусть он будет способным к обучению, познанию чего-то нового, изменению.
- Дать возможность обоим персонажам сразу после решающего сражения испытать личное прозрение.
- Пусть оба прозрения будут взаимосвязаны: герой что-то понял о себе благодаря антагонисту, и наоборот.
- В результате оба персонажа извлекают из столкновения урок для себя.
Седьмой элемент: моральный выбор
Секрет морального выбора состоит в перерождении главного персонажа. После прозрения он знает, как ему поступить. Выбор здесь заключается в примыкании к той или иной системе ценностей, по которой нужно построить взаимоотношения с окружающими людьми и миром в целом.
Что важно:
- Необходим глобальный вывод, основанный на конкретной истории.
- И вывод этот демонстрируется автором через конкретное действие или событие, имеющее для читателей символическое значение. Пример: Майк Корлеоне решает убить всех противников, включая своего зятя, одновременно соглашаясь стать крестным отцом его сына.
Восьмой элемент: гармония
Гармония – завершающий этап истории. Жизнь героя возвращается в прежнее русло, его желание исполнено.
Но пережитое прозрение не проходит бесследно. Главный персонаж поднимается на новый уровень (растёт психологически и морально) либо падает – деградирует.
В заключение
Ещё раз кратко о структурных элементах конца произведения:
- У героя случается новое открытие, он принимает важное решение.
- Описывается неожиданный для читателей сюжетный поворот.
- Происходит третье открытие у героя, он принимает ещё одно решение.
- Герой оказывается «на грани».
- Происходит финальная схватка идейных противников: героя и антагониста.
- Показывается, какое именно прозрение случилось у героя – что нового он узнал о себе.
- Им принимается сложное решение, основанное на моральном выводе.
- Показывается состояние новой гармонии.
Описанные в трёх последних статьях элементы начала, середины и конца произведения – не жёстко регламентированная последовательность и не шаблон. Это лишь набор общих правил, позволяющих создать уникальную историю.