Структура художественного произведения в конце книги включает в себя восемь элементов (в начале и середине их семь). Такой механизм построения сюжета даёт возможность избежать провалов в середине повествования, как часто случается при использовании «трёхактной структуры».
Целостность истории здесь обеспечивается за счёт подробно прописанных сюжетных линий, то есть благодаря плетению сложного узора из персонажей и их поступков.
Теория
Нужно чётко понимать, что сюжет и повествование — это разные понятия. Сюжет не является самим повествованием, и не состоит только лишь из последовательных поступков героев, стремящихся к своим целям.
Повествование всегда многогранно. Это целая система. Живой организм, включающий в себя множество подсистем: сцен, диалогов, идей, конфликтов, персонажей, особенностей мира, его символов и собственно сюжета.
А сюжет – это лишь кусочек единого целого, составная часть повествования. Он как арматура или костяк, на котором держится вся история. Сюжетные линии пересекаются либо события происходят последовательно, но в любом случае благодаря сюжету повествование плавно движется от своего начала к логичному завершению. При этом хороший сюжет имеет несколько опорных точек, благодаря чему конструкция сохраняет устойчивость – никаких провалов в середине!
![конец-2 конец-2](https://m-evildoer.ru/wp-content/uploads/2020/11/konecz-2.jpg)
Читать:
Сюжет: семь ключевых этапов истории
Структурные элементы конца произведения
- Первое: Второе по счёту открытие и решение, перемена в мотиве.
- Второе: Открытие для читателей.
- Третье: Третье по счёту открытие и решение, очередная перемена в мотиве.
- Четвёртое: Испытание и нахождение героя «на грани».
- Пятое: Битва/психологическое противостояние.
- Шестое: Герой понимает себя.
- Седьмое: Моральный выбор.
- Восьмое: Гармония.
Первый элемент: второе открытие и решение
Второе открытие – это стимул для героя. Оно возникает после мнимого поражения. Если нет открытия (какой-то новой информации, дающей герою уверенность в победе), мнимое поражение автоматически превращается в реальное. На этом история логически завершается.
Второе открытие больше напоминает одержимость. Моральное падение героя, начавшееся на первых страницах книги, ещё продолжается, но при этом он становится заметно сильнее.
Что важно:
- Второе открытие меняет как желание, так и мотивы героя. Меняет не полностью, цель остаётся прежней, но всё же ощутимо их корректирует.
- При этом происходит ещё один сюжетный поворот.
- Второе открытие включает в себя пять пунктов: получение новой информации (открытие) – принятие важного решения – движение к цели – изменение желания – изменение мотива.
Второй элемент: открытие для читателей
Здесь подразумевается именно некое откровение для читателя, когда герой книги ещё не в курсе, а читатели уже знают какую-то важную информацию. Чаще всего на этом этапе проясняется личность главного злодея или становится известно, что мнимый союзник играет на стороне противника.
Что важно в таком открытии:
- Читателю раскрывают моменты истории, до сих пор бывшие неизвестными или непонятными.
- Демонстрируется истинная мощь антагониста.
- Оживляется часть сюжета, которая без откровения выглядит скучной.
Третий элемент: третье открытие и решение
Это открытие напрямую связано с осведомлённостью главного персонажа об истинной мощи противника. Намерения антагониста открыты, его сила оценена, но воля героя к победе превысила все сомнения и страхи.
Поэтому главный персонаж обдумывает дальнейшие действия для достижения поставленной цели. Выглядит это так: получение информации (откровение) – принятие решения – действие.
Четвёртый элемент: нахождение «на грани»
Следует отметить, что этот элемент структуры повествования и сюжета может быть использован в любом удобном для автора месте истории. Например, на этапе мнимого поражения или уже после финальной битвы.
![конец-4 конец-4](https://m-evildoer.ru/wp-content/uploads/2020/11/konecz-4.jpg)
Задача автора показать изменение психологического состояния героя. Лучше всего для такой цели подходит угроза жизни. Главный персонаж понимает, что может погибнуть в любой момент. Но осознание собственной уязвимости придаёт ему сил для борьбы — возможная гибель не должна быть напрасной!
Важные моменты:
- У главного персонажа почти нет места для маневра.
- Конфликт становится всё более напряжённым – герою тяжело справляться с нарастающим давлением.
- При этом вся история плавно движется к концу.
Пятый элемент: решающая битва
Этот структурный элемент истории как нельзя лучше демонстрирует читателям главную тему произведения. В кульминационной точке развития сюжета сталкиваются противоположные ценности. Наблюдая за их борьбой, читатель выбирает для себя, чья позиция для него ближе – героя или антагониста.
Битва – самый эффективный способ показать поверхностное сходство противников и одновременно продемонстрировать их коренное отличие друг от друга.
В битве решается, кто одержит победу. Может быть, в истории вообще отсутствует победитель, как конкретная личность?
Что важно:
- Проще всего показать битву через описание кровавой и масштабной стычки. Однако этот приём не позволит до конца раскрыть главную идею/тему произведения. Куда важнее продемонстрировать цели, преследуемые соперниками, показать их идеи и принципы.
- Эпизод битвы должен быть максимально сжатым, насыщенным и интенсивным. Здесь сходятся все сюжетные линии и персонажи.
- Чаще всего во время решающего сражения у героя исполняется его желание.
Шестой элемент: понимание себя
В этом эпизоде главный персонаж узнаёт о себе нечто очень важное – он будто преображается, срывая маску. Это новое открытие о себе может как уничтожить, так и сделать ещё сильнее.
Прозрение – не только психологическое, но и моральное изменение. Герой понимает, как следует поступить с окружающими людьми или как себя вести по отношению к ним.
Что нужно, чтобы сцена сработала:
- Понимание себя, действительно, нечто очень важное для героя. Это не просто красивые слова или избитые истины о жизни в целом. Нельзя, чтобы герои напрямую рассказывали о прозрении в диалогах или монологах.
- Драматизм ситуации достигается за счёт неожиданности – прозрение для героя настоящий шок.
- Осознание потрясает до глубины души (не важно, что о себе узнаёт персонаж – плохое или хорошее).
- Такое прозрение – абсолютно новое о себе, до сих пор неизвестное герою.
Что такое «двойное прозрение»?
Есть специальная литературная техника, позволяющая антагонисту и герою чему-то научиться друг у друга. При этом противники одновременно переживают прозрение, а читатели знакомятся сразу с двумя системами ценностей и моральных принципов.
Как использовать технику:
- Нужно придумать слабость и нужду не только главному персонажу, но и его противнику.
- Одарить противника человечностью – пусть он будет способным к обучению, познанию чего-то нового, изменению.
- Дать возможность обоим персонажам сразу после решающего сражения испытать личное прозрение.
- Пусть оба прозрения будут взаимосвязаны: герой что-то понял о себе благодаря антагонисту, и наоборот.
- В результате оба персонажа извлекают из столкновения урок для себя.
Седьмой элемент: моральный выбор
Секрет морального выбора состоит в перерождении главного персонажа. После прозрения он знает, как ему поступить. Выбор здесь заключается в примыкании к той или иной системе ценностей, по которой нужно построить взаимоотношения с окружающими людьми и миром в целом.
Что важно:
- Необходим глобальный вывод, основанный на конкретной истории.
- И вывод этот демонстрируется автором через конкретное действие или событие, имеющее для читателей символическое значение. Пример: Майк Корлеоне решает убить всех противников, включая своего зятя, одновременно соглашаясь стать крестным отцом его сына.
Восьмой элемент: гармония
Гармония – завершающий этап истории. Жизнь героя возвращается в прежнее русло, его желание исполнено.
Но пережитое прозрение не проходит бесследно. Главный персонаж поднимается на новый уровень (растёт психологически и морально) либо падает – деградирует.
![конец-3 конец-3](https://m-evildoer.ru/wp-content/uploads/2020/11/konecz-3.jpg)
В заключение
Ещё раз кратко о структурных элементах конца произведения:
- У героя случается новое открытие, он принимает важное решение.
- Описывается неожиданный для читателей сюжетный поворот.
- Происходит третье открытие у героя, он принимает ещё одно решение.
- Герой оказывается «на грани».
- Происходит финальная схватка идейных противников: героя и антагониста.
- Показывается, какое именно прозрение случилось у героя – что нового он узнал о себе.
- Им принимается сложное решение, основанное на моральном выводе.
- Показывается состояние новой гармонии.
Описанные в трёх последних статьях элементы начала, середины и конца произведения – не жёстко регламентированная последовательность и не шаблон. Это лишь набор общих правил, позволяющих создать уникальную историю.