Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Структура сюжета – то, что позволяет художественной книге сохранить целостность повествования. О ней говорят на всех без исключения литературных курсах. Некоторые из структур рассматриваются чаще всего: «7 точек сюжета» от Девида Трутьера/David Trottier, «шесть этапов» от Кристофера Воглера, «12 этапов» от Джозефа Кэмпбелла, трехактная конструкция, и другие.

От сюжета к повествованию

Самое логичное развитие сюжета от пролога к эпилогу выглядит так (это и есть те самые 7 опорных точек):

  1. Экспозицию размещают в прологе. Она знакомит читателя с сутью вещей – предысторией (о ком и о чём будет повествование).
  2. Завязка происходит в самом начале истории. Это тот толчок-событие, который зарождает конфликтную ситуацию.
  3. Далее следует логичное развитие событий. Раскрываются характеры героев, обнаруживается антагонист. Конфликт нарастает.
  4. На пике конфликта происходит кульминация – наиболее напряжённая в эмоциональном плане часть истории, когда ещё не понятно, чем же всё завершится.
  5. За кульминацией идет сюжетный поворот, неожиданно для читателя меняющий расстановку сил в истории. Открываются новые обстоятельства, у героя появляются новые союзники или враги.
  6. Развязка наступает по мере ускорения событий и прояснения всех целей героев. Это некая черта в истории, подводящая итог сказанному выше.
  7. Затем пишется эпилог. Это необязательная часть книги. Однако эпилоги позволяют читателю заглянуть в будущее и узнать, чем и как живут герои после пережитых приключений. Классическая концовка хорошей книги!

Перенос сюжетных точек на повествование

Как перенести такую структуру сюжета на повествование? Точнее, как развить повествование во времени, чтобы история не выглядела искусственной, не казалась насаждённой извне?

Проще всего опереться на человеческую природу. Провести героев через все этапы испытаний и становления личности. Точно так же, как любой человек решает в реальной жизни свои проблемы – шаг за шагом, так и вымышленный персонаж идёт к намеченной цели:

  • у героя есть недостатки/изъяны;
  • присутствует мотив действовать определённым образом;
  • появляется препятствие на пути — антагонист;
  • герой подбирает тактику действий;
  • происходит битва/открытое противостояние;
  • у героя случается озарение;
  • в конце он приходит к гармонии (меняется по сравнению с началом истории).

Что такое недостаток у героя?

Под недостатком подразумевается некие слабости или изъяны. Герой должен что-то в себе исправить, чтобы жить лучше – преодолеть слабость, развиться как личность, вырасти морально. Причём слабости не обязательно носят отрицательный характер. Иногда достоинство может иметь такую гротескную форму, что оно по своей сути куда хуже открытого морального уродства. Например, гений так убеждён в своей исключительности, что не ценит никого вокруг кроме себя и дела, которому он посвятил всю жизнь.

Также необходимо различать моральные изъяны и психологическое несовершенство. В хороших историях нравственная ущербность обычно связана с психологической.

Как отличить мораль от психологии?

Моральный изъян – это недостойное поведение героя, когда он ещё в самом начале истории причиняет зло хотя бы одному человеку.

Психологическое несовершенство – тот фактор, который в будущем приводит к моральному изъяну. Это причина, по которой герой из-за своей слабости отыгрывается на других персонажах. Тут как раз и подходит в плане писательского выбора некое достоинство, непомерно раздутое и превратившееся у персонажа в недостаток.

Важные моменты!

Первое. Герой в начале книги не осознаёт своё несовершенство. Озарение наступает гораздо позже и служит причиной для внутреннего изменения.

Второе. Герой обязательно страдает не только от психологического, но и от этического/морального несовершенства (в плохих сценариях недостатки чаще сводятся только к психологическим проблемам!). Ему нужно преодолеть себя.

Как наделить героя слабостями?

Сделать героя несовершенным как морально, так и психологически можно двумя способами:

  1. Найти психологическую слабость. Обнаружить безнравственные поступки, характерные для такой слабости. Вычленить моральную несостоятельность, служащую причиной неблаговидных поступков.
  2. Найти достоинство, которым герой восхищен, и которое полностью подчиняет себе его личность. Выявить нечто ценное для героя и подобрать отрицательную версию для этой ценности.

Основная задача одна: нащупать моральную червоточину, а затем отталкиваться от психологического несовершенства и обращать даже сильные стороны в пороки. Это основа для будущего конфликта. Кто-то обязательно пострадает от недостатков героя! В результате читатель начнёт сопереживать обиженным персонажам и будет увлечён историей.

Что такое желания и мотивы?

Мотив – движущая часть любой хорошей истории. Это цель, к которой устремляется главный герой. Нет мотива – теряется цель. Повествование становится бессмысленным.

Обычно мотивы продиктованы нуждами героев. Физиологическими или психологическими, духовными. При этом мотив – это не одно и то же, что недостаток (изъян).

Нужда – то, что находится внутри личности персонажа. Это зависимость от внутренней слабости, внутренняя проблема. Такие недостатки всегда скрыты внутри сюжета. Они как ключ к пониманию истории – читатель догадывается, как именно должен измениться герой, чтобы жить ему стало лучше, чем в начале книги.

Мотив – стремление/цель, лежащая за пределами личности. Персонаж явно идёт к чему-то. Мотив всегда на поверхности. На нём строится всё повествование. Читатель наблюдает, как и куда движется герой для достижения поставленной цели, какие трудности преодолевает на пути.

Важно не пропускать моменты, где демонстрируются слабости и нужды персонажей. Нельзя начинать сразу с мотивов! Это ускоряет историю, лишая её логичной развязки в конце. Слабости и нужды – те факторы, которые позволяют героям измениться. Что естественно вызывает интерес у читателей и делает повествование выразительным.

Помните, как часто упрекают новичков в «картонных персонажах»? Это, как раз, претензия к отсутствию слабостей и нужд – то есть, недостатков, требующих исправления и изменения к лучшему. Того, что присуще людям в реальной жизни.

Какой должен быть антагонист?

Прежде всего нужно уяснить, антагонист – это не явный и безоговорочный злодей. Он не поступает как злодей, не говорит как злодей. Такое происходит только в плохих сценариях для кино.

Его основная функция – соперничество. Потому что хорошо придуманный антагонист стремится к той же цели, что и главный герой. Найти такого антагониста непросто. Ведь противостояние базируется на глубинных противоречиях. Каждый отстаивает свою версию событий, каждый старается сделать так, чтобы все поверили именно ему.

Главные вопросы здесь: Что самое важное? Какая ценность дороже других? Это и есть фокус истории – цель, за которую борется как антагонист, так и герой. Если цель у каждого будет своя, о каком конфликте может идти речь? Зачем вступать в борьбу? Нет конфликта, нет истории!

Что важно в поиске правильного антагониста?

Первое. У героя должна быть чётко определённая цель. Тот, кто соперничает и мешает – тот и противостоит достижению его цели.

Второе. Если персонаж сражается сам с собой, речь идёт о внутреннем конфликте (о борьбе с недостатками). Внешним противником героя не может выступать он сам! Это ошибка.

Что такое тактика?

Тактика – это набор определённых действий, которые предпринимает главный персонаж истории. План действий неразрывно связан с антагонистом и мотивом в целом.

То есть, нужно устранить противника и достичь цели. Например, в детективе следователь должен собрать улики, опросить соседей погибшего, чтобы поймать убийцу. Это и есть тактика, план действий.

Что такое битва?

Под битвой подразумевается этап истории, в котором становится ясно, кто же победит в итоге. Битва (не обязательно физическое столкновение) происходит примерно в середине книги.

Соперники обмениваются ударами, пытаясь одержать верх.

Что такое озарение?

Озарение или сдвиг характера примерно совпадает по времени с битвой. Испытание требует напряжения всех сил. Герой что-то понимает о себе и вдруг прозревает.

Прозрение бывает:

  • моральным;
  • и психологическим.

В психологическом плане это сбрасывание маски, честный взгляд на себя – по сути, самый яркий, смелый и трудный поступок.

При этом герой не должен сообщать вслух, что же он понял о себе. Прозрение лучше показывать через действие – поступки. То есть, переводить психологическое прозрение в плоскость морали и этики.

Озарение имеет самую непосредственную связь с недостатком/изъяном. Недостаток – начало трансформации, озарение – конечная точка в сдвиге характера. От незрелости в начале повествования персонаж приходит к изменениям внутри себя.

Здесь два пути:

  1. Положительный – приобретение опыта, рост личности, достойная жизнь в будущем.
  2. Отрицательный – получение настолько горького опыта, что происходящее разрушает личность героя. Он деградирует.

Что такое гармония?

Гармония – завершающий аккорд истории. Испытания минули, всё опять пришло в норму. Главный герой никогда не будет прежним, он изменился навсегда: поднялся на ступеньку вверх или опустился вниз, деградировал. Никаких стремлений/целей у него больше нет.

При положительном опыте открываются лучшие качества, персонаж понимает, как ему поступать и как себя вести в жизни – становится лучше. А при отрицательном – не прозревает вовсе, либо порок в нём побеждает, что приводит к падению или гибели.

Но в любом случае – это финальная черта. За ней новая жизнь, изменившаяся в ту или иную сторону.

В заключение

Создавая историю сразу определитесь с моментом озарения. Двигаясь от него в обратном направлении, можно легко вычленить недостатки и изъяны, прояснить нужды и стремления. Этот приём гарантирует, что герой движется в нужном направлении – к финалу или прозрению (изменениям).

Практика

Вот как может выглядеть работа над всеми этапами истории:

Первое. Опишите момент озарения, когда персонаж проходит через психологическое и моральное самопознание. Выводы из этой ситуации не должны быть абстрактными!

А дальше «разгадайте кроссворд» — прощупайте для себя оставшиеся шесть этапов повествования. Но будьте готовы в любой момент править начальную точку – озарение, так как открывшиеся новые обстоятельства почти всегда изменяют течение сюжета. Чем больше работаешь над задумкой книги, тем больше правок приходится вносить в начальный замысел.

Второе. Оттолкнитесь от момента озарения к начальной точке истории – поиску психологической и моральной слабости/недостатка/нужды. Не забываете, что психологические изъяны вредят исключительно самому персонажу. А моральные недостатки отражаются на его близких и окружающих людях.  Изъянов может быть несколько. Главное, чтобы они выглядели серьёзными – отравляли жизнь, грозили её в любой момент испортить.

Проблема, встречающаяся на пути персонажа в начале, всегда обусловлена его слабостями!

Третье. Затем у героя должна появиться конкретная цель, к которой он будет стремиться в течение всей истории. Ради неё он совершает впечатляющие поступки, преодолевая препятствия.

Четвёртое. Придумайте противника, стремящегося к той же цели. Или несколько противников (но кто-то из них обязательно будет лучше, чем остальные). Главный вопрос здесь — важность конечной цели. Антагонист должен быть одержим ею, как и сам герой! При этом он умеет давить на главную слабость героя, пытаясь манипулировать им, и всегда стремится взять верх.

Пятое. У героя должен появиться план действий. Этот план в общих чертах задаёт дальнейшее повествование. Он оригинальный и достаточно сложный, чтобы позволить персонажу сменить тактику и стратегию, если начальный план вдруг не срабатывает.

Шестое и седьмое. На завершающем этапе описывается решающая битва, в которой сталкивается герой и антагонист. Исход битвы решает для них всё. Это может быть как физическое сражение, так и словесная перепалка. Но в любом случае такая битва происходит на пределе сил для главного героя. В результате битвы наступает финал – изменение образа жизни героя и наступление долгожданного равновесия/гармонии.

Что в итоге?

Очевидно, что все семь шагов (этапов) повествования не привносятся извне. Они следствие логичного развития сюжетной линии.

Структура создания сюжета сама требует от автора придумать несколько основных событий, как только появится задумка для новой истории.

В воображении обычно возникает целая серия сцен, как-то связанных с основной идеей будущего произведения. И это чрезвычайно важные образы! Обязательно зафиксируйте их в блокноте хотя бы одним-двумя предложениями, даже если они не пригодятся в окончательной версии произведения. Не нужно углубляться в излишние подробности. Главное очертить общее содержание каждого события или сцены. Чаще всего они будут касаться противодействия героя и антагониста.

Для чего нужны такие наброски? Для поиска семи структурных элементов истории, описанных выше. Понадобится от пяти до пятнадцати событий, позволяющих увидеть сюжетную линию целиком. Их нужно упорядочить в приблизительной последовательности – от завязки истории к её финалу.

Дальше всё просто: ищем озарение, переходим к нужде (слабостям, недостаткам), вычленяем мотив, находим антагониста (одариваем логичным стремлением к той же цели), даём герою тактику (план действий), описываем главное столкновение (битву), логично завершаем произведение – расписываем, чем всё закончилось, какая новая гармония или дисгармония установилась в результате.

error: