Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Когда автор продумал начало произведения — определил, что там должно быть, разобрался с серединой — выстроил планы для персонажей с препятствиями и нашел действия для будущих сцен, необходимо рассмотреть ключевые сюжетные события, которые появятся ближе к концу произведения.

Задача автора проверить, правильно ли эти события реализованы?

Начало здесь:

Построение сюжета — основы
Общие понятия о сюжетной схеме
Способы заполнения сюжетной схемы — важные моменты
Важнейшие (ключевые) события начала произведения
Ключевые события середины произведения — препятствия

Мнимое поражение

Что должно случиться на двух третях произведения?

Должен произойти так называемый кризис (переломный момент, мнимое поражение). Он случается перед кульминацией, когда ГГ вступает в открытую схватку с антагонистом, либо побеждает в споре. И вот для того, чтобы момент кульминации выглядел эмоционально пиковым (чтобы не казалось, что герою все дается слишком легко) ГГ перед этим проходит через кризис.

Мнимое поражение (кризис) — момент, когда ГГ оказывается в якобы безвыходном положении. Это столкновение с самым большим препятствием, кажущимся самому герою непреодолимым. Ему необходимо собрать все свои силы, чтобы выбраться.

Мнимое поражение — важнейший пункт ключевых событий произведения!

события-конца-2

Если рассматривается история нравственного развития ГГ, случается мнимое поражение. В истории нравственного падения, наоборот, кульминации предшествует мнимая победа, когда кажется что герой в принципе исправился, но потом он очень низко падает.

Техника для проработки мнимого поражения

Мнимое поражение проистекает из цели ГГ. Автор расставляет на его пути препятствия, и препятствие кажущееся непреодолимым становится мнимым поражением.

Пример:

Цель: завоевать внимание девушки.

Препятствия: у нее есть другой ухажер, герои после сближения опять ссорятся, и так далее. При этом появляются настоящие эмоциональные качели — герой то побеждает, то проигрывает. Читатель все больше ему сопереживает.

Ближе к концу происходит несколько сцен, носящих минусовой эмоциональный заряд. Это и есть мнимое поражение — проигрыш наслаивается на проигрыш, ситуация для героя лишь ухудшается. Выхода якобы нет.

Если брать приведенный выше пример, сцены с отрицательными эмоциями — это: призыв героя в армию, сообщение о том, что девушка его больше не ждет, новость о том, что она вышла замуж за другого. Очевидно, что герой проиграл. Его цель недостижима.

Если начальная цель не меняется, мнимым поражением становится самое большое препятствие. Мнимое поражение можно уложить в две-три сцены, предваряющие кульминацию.

Пример проработки:

  • Цель перед мнимым поражением: (вписать).
  • Три сцены, где всё становится только хуже, и очевидно — цели достичь невозможно:

1 (вписать).
2 (вписать).
3 (вписать).

Кульминация

Основные «обязанности» кульминации:

Удивить. Не обязательно совершить сюжетный поворот на 180 градусов! Нет, дело не в сюжетном перевёртыше, а в самой сильной для читателя смене эмоционального состояния. И происходит эта смена полюсов эмоций за счет перетекания сюжета от мнимого поражения к выходу из сложившейся ситуации.

Заставить сопереживать. Страсти должны нарастать, достигая пика в кульминации. Для этого у героя должна быть очень сильная мотивация, несмотря на мнимое поражение. Второй важный момент — игра на эмоциях читателя.

Доказать справедливость. Это довольно сложная вещь. Художественная справедливость заключается в награждении добродетельного, наказании виновного, оправдании невиновного. То есть, это наказание, соответствующее преступлению или награда, достойная добродетели. Но это совсем не значит, что хороший герой должен выжить, а плохой погибнуть!

события-конца-3

Возвращаясь к примеру выше. Мнимое поражение для героя — момент, когда его девушка выходит замуж за другого. В жизни он бы забыл эту девушку и нашел другую. Но речь идет о художественном произведении. ГГ здесь имеет очень сильную мотивацию. Он настолько сильно хочет быть с героиней, что обязательно будет искать выход из ситуации! Поэтому кульминационный момент — это достижение цели, какое-то действие, заставляющее девушку оставить мужа и вернуться к ГГ.

Важно! После мнимого поражения (МП) в сюжете уже нет особых препятствий для героя, так как они будут снижать темп повествования и эмоциональный накал.

МП и кульминация всегда находятся близко. Если героев несколько, их МП в рамках произведения также не должны быть далеко друг от друга. Да, МП даются не в последовательных сценах, но они все-таки находятся близко по хронологии (в рамках 20-30 страниц друг от друга).

План для МП и кульминации

Основные вопросы для плана:

1. Как герой выберется из мнимого поражения?
2. Что станет кульминацией?

Расписывается тезисно в три-четыре предложения. По-сути, то, как ГГ выберется из МП и будет кульминацией (какое-то ключевое действие). Главное здесь не упустить в кульминации момент художественной справедливости.

Причинно-следственные связи

Когда начинающий автор смотрит на схему или план произведения, он говорит «сначала происходит это, а затем то...». Из такого подхода ясно, что он понимает, как развивается история, но при этом теряет причинно-следственные связи.

Чтобы проверить причинно-следственные связи, можно использовать простую технику «следовательно, но...»

Читать:

Техника «следовательно, но...»

Эпизоды кажутся случайными, если они не связаны причинно-следственными связями! И то, как именно эпизоды размещены в произведении в плане хронологического порядка никак не влияет на связку причина-следствие.

За счет перетасовки событий по времени создается интрига для читателя. Он должен разгадать причинно-следственные связи. У автора же (в его фабуле, где события размещаются согласно хронологии) эти связи должны изначально существовать (чтобы читателю было, что разгадывать!).

Техника «следовательно, но...» всегда работает на фабулу. Автор расставляет события в хронологическом порядке. И только после этого размещает их в сюжете так, как считает нужным для создания интриги.

Искусственная техника для связи эпизодов

Существует также искусственная техника для связывания отдельных эпизодов и событий между собой. Как она работает?

Из середины истории выписывается любых пять событий, их размещают нумерованным списком. Нужно убедиться, что: а) в этих событиях просматриваются препятствия; б) между событиями есть логичная связь.

Если нужно, связь корректируется через технику «следовательно, но...».

Пример:

  • Макс нанимает команду.
  • Макс прилетает на пустующую планету и начинает поиск минералов.
  • Макс находит месторождение редкого кристалла.
  • Макс становится богатым.

К каждому из пунктов дописывается логическая цепочка через «следовательно, но».

Пример:

  • Макс нанимает команду, (следовательно) он отправляется в полет, (но) их яхту захватывают космические пираты. (Следовательно) команде приходится противостоять им и они побеждают.
  • (Следовательно) Макс вскоре прилетает на пустующую планету и начинает поиск минералов, (но) поискам мешает буря. Команда укрывается в древней пещере, богатой на залежи редких минералов.
  • (Следовательно) Макс находит месторождение редкого кристалла, (но) добыча здесь сложна — шахта взрывается, погибает часть команды. Макс выживает и возвращается на Землю с очень ценным грузом кристаллов.
  • (Следовательно) он становится богатым.

Все события здесь логично вытекают одно из другого. Добиться логики в сюжете и есть основная цель при проработке причинно-следственных связей в произведении. История должна выглядеть целостной.

error: