Начало здесь:
Есть три варианта визуализации:
1. Нарисовать.
2. Сделать таблицу.
3. Схема онлайн (использование специального сервиса).
Рисование на ватмане
Значки для схемы на бумаге (пример):
- ромб — действие (находится над линией);
- знак бесконечности — эмоциональные реакции или то, что отвечает за развитие характера персонажа (может находиться как над, так и под линией).
Обозначения автор выбирает на своё усмотрение! Можно разделить события, относящиеся к каждому из действующих лиц истории, дав им свои метки на схеме. Например, эмоции героини — звёздочка, а эмоциональные реакции героя — квадрат. Либо использовать разные цвета.
Как делается схема?
На листе рисуется сюжетная кривая. При этом весь лист делится вертикальными линиями на сектора:
- первый — от начала до первого драматического события (здесь находится экспозиция и завязка — событие, без которого произведение не могло бы существовать);
- второй — от драматического события до кульминации (изображается возрастающей линией с переломными точками — ключевыми моментами, отвечающими за «набор сюжетом оборотов»; наивысшая точка — момент, когда ГГ сталкивается с сильным страхом, болью, разочарованием, предательством — это событие, когда он должен взглянуть на себя и найти выход из ситуации; дальше идет небольшой спад-мнимое поражение (линия схемы направляется вниз) — когда ГГ занимается созерцанием и самокопанием), затем начинается новый этап развития (движение вверх к точке кульминации));
- третий — движение к кульминации, и путь от кульминации до конца (на схеме это две точки — наивысшая, кульминация, и спад-финал).
Условно говоря: есть начало, середина, конец.
Затем создаются схематические сцены. Действия и эмоциональные реакции вписываются по ходу развития сюжета над линией схемы, а второстепенные моменты, «бездействие», вносится под линию (размышления, созерцание, лирические отступления, любовные сцены и тому подобное — всё, что не влияет на сюжет непосредственно, и что можно выбросить из текста без потери основного смысла произведения, его темы).
Exel
В таблице Exel делается примерно то же самое.
Создаётся 3-4 столбца (первый — наименование сцены; второй — действие; третий — развитие/эмоции героя А; четвёртый — развитие/реакция героя В; ).
В первом столбце делается пометка «События Начала» и ниже идёт перечисление сцен, дальше пишется «События Середины» и перечисление сцен, ниже «События Конца» и вписываются все сцены третьей части произведения от кульминации до завершения истории.
В дополнительных полях можно давать действия антагониста, общую эмоциональную оценку эпизода или сцены.
Самая важная информация находится в первом столбце! По нему сверяется правильность реакций героев и их развития/изменения.
Использование сервисов
Чтобы не рисовать схему руками, можно воспользоваться бесплатным сервисом www. draw.io Здесь строят диаграммы, а затем сохраняют их в формате XML.
Есть также возможность скачать draw.io на компьютер. Программа работает со всеми операционными системами. Либо установить на мобильный телефон, как приложение.
Для построения диаграммы используется формат листа А1 и инструмент «Линия».
Распределение событий на схеме
Первая четверть схемы (25%) отвечает за Начало: экспозиция, завязка.
Половина схемы (50%) — это Середина: развитие действия, первая победа, мнимое поражение.
На заметку: Из переломных моментов выбирается два-три ключевых, оказывающих на ГГ и сюжет максимальное влияние — это пики на схеме. Мнимое поражение — точка спада в средней части схемы.
Последняя четверть (25% схемы) — события Финала: от мнимого поражения ГГ движется к кульминации и развязке. Здесь же находится подготовка к кульминации. Герой, уже преодолевший кризис и набравшийся опыта, готовится к последней схватке с противником.
Важные моменты
Первое. Сюжет это не только действие, события, изменения ГГ, но ещё и ритм.
Чтобы не разочаровать читателя необходимо обращать внимание на расположение эпизодов и ритм!
Если рядом находится несколько эпизодов с «бездействием» ГГ, размещенных под линией, с этим нужно что-то делать. Желательно размещать под линией моменты, которые происходят после серьёзного драматического действия. Это моменты эмоционального спада для читателя.
Второе. Нельзя, чтобы Начало занимало больше стандартных 25% схемы! Потому что читателю важно сжиться с ГГ, понять, что происходит, определить, кто есть кто. Но если долгое время не происходит ничего серьёзного, читатель заскучает.
Третье. Распределение эпизодов в хронологическом порядке на схеме не означает, что они так и должны располагаться в сюжете! Схема — фабульное развитие истории. При нестандартном течении сюжета хронология не соблюдается (требуется работа с эпизодной сеткой для планирования романа).
Четвёртое. Ещё один важный момент — баланс между историей и предысторией. 80% времени должно быть уделено истории. Остальное — тому, что произошло до ключевых событий произведения, флешбекам. Потому что читатель сопереживает ГГ в режиме реального времени. Ему интереснее наблюдать за тем, что происходит здесь и сейчас.
Завязка, ровно как и кульминация, это обычно несколько ключевых событий. В завязке есть два-три момента (драматических ситуации), без которых невозможно дальнейшее развитие.
Пропорции использования эпизодов под и над линией: один к четырем или один к трем, если автор любит лирические отступления. Один «спокойный» эпизод на три-четыре ключевых действия, размещаемых над линией в схеме. Это средние показатели. Конечно же, всё зависит от самого произведения. Где-то пропорции могут быть один к десяти, а в другой истории один к одному!
Правила экспозиции, кульминации, эпилога
Когда автор расписывает для себя эпилог, он должен понимать — желательно, чтобы все ключевые персонажи здесь появились либо были упомянуты. Так или иначе необходимо раскрыть их сюжетные линии!
Кульминация — пик конфликта, когда все противоборствующие ключевые персонажи сталкиваются в одном или нескольких местах, взаимодействуя друг с другом. Это сосредоточение сюжета, которое не может быть размыто и длиться несколько глав подряд. Это должно быть одно главное событие, возможно описанное на нескольких страницах (две-три сцены). В него автор вкладывает все эмоциональные силы, чтобы читатель воспринимал кульминацию так же ярко, как он сам.
Что касается завязки и экспозиции, события из них не могут подаваться в одной сцене. Если есть одна сцена, она должна относиться только к одной категории — либо к экспозиции, либо к завязке (ключевому событию истории).
На заметку: Развитие действий на схеме сюжета будет более полным, если автор использует больше препятствий для ГГ. Это ответ на вопросы: что мешает ГГ, какие трудности на его пути возникают и почему, какая контр-сила действует, какие решения он принимает и почему — то есть, это 50% произведения.
Завязка — максимум три-четыре сцены, которые не должны вместе с экспозицией занимать больше 25% текста. Чтобы сократить экспозицию можно использовать пересказ каких-то событий из обычной жизни ГГ (из того, что происходило до завязки — первого драматического события). Такой пересказ на плане-схеме романа размещается под сюжетной линией, так как это не активное действие.