Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Говоря о планировании сюжета с нуля, нельзя обойти вниманием такой важный писательский инструмент как «саспенс». Что это такое и как этим пользоваться рассмотрим ниже.

Удачным примером использования саспенса приходит на ум случай из детства, когда мы всем классом купили билеты на «Спящую красавицу». Все уже были наслышаны или читали, что яблоко есть нельзя ни в коем случае. Стоило актрисе поднести пластмассовый ярко-красный плод к губам, как все мы истошно закричали «Не ешь!», заставив девушку на несколько секунд удивлённо замереть на месте. Потом она заучено надкусила яблочко.

Эффект саспенса, безусловно, был достигнут! Спасибо Пушкину за то состояние тревожного ожидания и сопереживания, которое и сделало театральную постановку такой увлекательной для юного зрителя.

Основные понятия

Саспенс — от латинского suspendere (подвешивать)или английского suspense (беспокойство, неопределённость, тревога ожидания) — это тревожное ожидание, беспокойство.

Как литературный приём саспенс отлично подходит для нагнетания напряжения у читателя во второй части текста перед ожидаемой кульминацией.

Альфред Хичкок – гениальный режиссёр, говорил, что скрипящие лестницы бывают для него гораздо интереснее характеров. Главное правильно показать ту самую «скрипящую лестницу».

Принцип действия приема в литературе/кино

Этот приём срабатывает по двум причинам:

  • ещё вначале автор показал читателю/зрителю некую опасность;
  • но герой ничего не знает об этом, что и вызывает у читателя/зрителя вполне логичную тревогу.

А в момент прямой угрозы для жизни героя вовлечение читателя/зрителя достигает апогея. Он хочет спасти героя и готов буквально кричать ему на ухо «Эй, беги оттуда! Там опасно!». Это и есть пик сопереживания, когда герою желают только победы, когда отождествляют себя с ним и максимально сопереживают.

Механика саспенса

Итак, за счёт чего приём работает на 100%? Формула очень проста!

  1. Первое. Читатель/зритель осведомлён обо всём благодаря автору произведения.
  2. Второе. Герои, наоборот, ничего не знают или знают частично.
  3. Третье. При этом как герои, так и читатель/зритель испытывают одинаковые эмоции.

Как именно достигается одинаковый эмоциональный заряд? Он возникает из тех самых мотивов, с которых начинается планирование сюжета у автора!

Читать: Хороший сюжет для книги – с чего начать?

У героя есть мотив. Он стремится к намеченной цели. На его пути вырастают препятствия, которые он преодолевает или, наоборот, плохо справляется с ними. Препятствия логически обоснованы, события увязаны между собой — вся история пронизана причинно-следственными связями. Всё выглядит почти как в жизни благодаря чему читатель/зритель увлекается и с интересом следует за героем.

Читать: Как связать события? Техника «следовательно, но».

Одинаковые взгляды или убеждения здесь не обязательны! Главное вызвать сопереживание герою, его мотивам. И тогда саспенс сработает как надо.

В заключение

Если писать от первого лица саспенс реализовать по понятным причинам трудно. В этом случае помогут небольшие писательские хитрости:

  • героя об опасности предупреждает кто-то из персонажей;
  • или же он видит это предупреждение в прессе, по телевизору.

Например, родственник рассказывает о «плохой» квартире, по которой бродят призраки и в которую лучше не ходить одному. Или же об аномальных явлениях сообщают в новостях.

С третьим лицом в повествовании автору проще всего. Ожидание опасности задаётся через описания, в которых делаются небольшие намёки. Или через второстепенных персонажей, например, их разговоры, которые «случайно» слышит герой.

Но в любом случае саспенс – момент, в который вовлечение читателя или зрителя достигает апогея (так называемое максимальное погружение). К нему стремятся все писатели и режиссеры, задумавшие вызвать самую сильную человеческую эмоцию – страх.

Успех саспенса заключается:

  • В его продумывании ещё на этапе планирования сюжета (в результате текст обогатится яркими и напряжёнными в эмоциональном плане сценами).
  • В правильном использовании – размещении в предфинальных или финальных сценах.

К слову, есть и другие способы воздействия на читателя/зрителя кроме саспенса. О них чуть позже, в следующей статье.

error: