Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Сегодня разберём основы создания кульминации – той точки, в которой разрешается конфликт. Это момент наивысшего напряжения в развитии художественного произведения. До него конфликт нарастал и усугублялся, а напряжение усиливалось. В конце концов герой столкнулся с самым сложным препятствием, потерпев мнимое поражение, за которым наступила кульминация.

Существует несколько принципов без которых невозможно создать мощную и эмоционально заряженную развязку.

Сюжет: кульминация — основы

Правильно построенная кульминация решает сразу три основных задачи сюжета.

Она:

  1. Удивляет читателя.
  2. Заставляет его сопереживать.
  3. Доказывает справедливость (зло наказывается, добродетель вознаграждается).

Как удивить?

Не нужно использовать сюжетный перевёртыш! Задача писателя обеспечить смену эмоционального состояния у читателя к концу произведения.

Читатель уже не верит, что персонаж выберется из передряги. Но он делает это! Или, наоборот, всё указывает на близкую победу, но в результате ожидает крах.

Вся хитрость заключается в смене полюсов эмоций. Сюжетный ход при этом не обязательно будет сильным или оригинальным. Но он обеспечивает момент наивысшего напряжения в развитии произведения, вызывая сопереживание.

Пример из литературы: дон Майкл Корлеоне, неожиданно сумевший отомстить врагам и возглавить семью. Хотя, казалось бы, никаких предпосылок к этому нет. Майкл достаточно мягкий человек в начале книги.

Как заставить сопереживать?

Читателей и писателей, предпочитающих в литературе искать/закладывать исключительно некий символизм, философские смыслы, экзистенциальный подтекст, меньше одного процента! Подавляющее большинство читательской аудитории жаждет банального сопереживания героям. И писатели дарят эту возможность, делая упор на эмоции.

Талантливо созданная кульминация, как нокаут – накал страстей достигает пика, погружая читателя в сопереживание и отождествление с персонажем произведения.

Кто из читателей искренне не волновался за Майкла Корлеоне, решившего отомстить за отца и всю свою семью?

В чем же здесь секрет? В симбиозе двух факторов:

  • сильного героя с хорошо прописанной мотивацией;
  • и эмоциональных качелей, красной нитью проходящих через весь сюжет.

Как доказать справедливость?

На всех из нас (в большей или меньшей степени) оказало влияние христианское учение. Мы понимаем, что справедливо оправдать невиновного и наказать виноватого. Добродетель должна вознаграждаться, а зло нести ответственность соизмеримую с тяжестью преступления.

При этом длань, творящая справедливость в художественном произведении, читателям невидима. Однако не важно, как она называется — Бог, случай, судьба — наказание неотвратимо. Все герои получают по заслугам.

Читатель жаждет справедливости!

Если герой терпит поражение, пусть в конце истории появится персонаж, исповедующий те же ценности, несущий те же идеи. Тогда появляется хотя бы надежда на справедливость – произведение становится целостным.

В заключение

Ну и конечно же, важно показать в кульминации сдвиг характера. Герой обязан измениться! Это делается постепенно через этапы эволюции (или деградации – почему нет?) персонажа на протяжении всей сюжетной линии.

Автор показывает соответствующие сцены при планомерном движении по сюжету. Сдвиг характера выглядит логичным. Герой проходит путь от глупца к мудрецу, от труса к герою. В конце книги он уходит нравственно другим, чем появляется на первых страницах: понимает нечто важное для себя, поднимается на очередную ступеньку морального/духовного развития (или падает с неё).

Это правило работает для любого романа! Если герой не меняется к моменту кульминации, он выглядит картонным, даже если книга написана мастерски во всех отношениях.

Начало построения сюжета здесь:

С чего начать?

Препятствия на пути героя

Как связывать события? Техника «следовательно, но»

error: