Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Предыдущие статьи по теме читайте здесь:

Построение сюжета — основы

Общие понятия о сюжетной схеме

Способы заполнения сюжетной схемы

Что важно знать о начале?

Описание местонахождения героя всегда даётся с осторожностью. Не нужно выделять для этого отдельную сцену! Достаточно мазками показать местонахождение в одной из основных сцен, передающих важные действия персонажей.

Вообще подробное описание мест для отдельной сцены это плохое решение!

Нельзя сразу начинать рассказывать про мир, где всё происходит. Это пересказ и выкладывание информации сразу, что неинтересно. Читатель должен разгадывать. Мир доносится умелым автором постепенно, через события и действия. Это важная интрига произведения!

Сразу рассказать всю предысторию мира — одно из наихудших решений, которое только можно придумать. Такой приём начисто убивает интригу. А ещё это скучно.

Начинать историю всегда нужно с нормального действия, а не пространных описаний! Причем важные сцены определяются по наличию двух вещей: а) конфликта; б) важного для сюжета действия.

В экспозиции можно дать один обычный день ГГ. Ничего про мир здесь объяснять по сути и не нужно! Пересказ будет лишним.

Еще один важный момент. Определить, какую именно сцену нужно разместить под линией схемы сюжета очень просто. В динамичных сценах обязательно присутствует внешнее давление: есть противник или хотя бы персонаж, с которым ГГ активно взаимодействует. Такие сцены «закрепляют» над линией. Под линией же располагаются все моменты, когда ГГ находится сам с собой, рефлексирует и занимается самокопанием, принимает решение.

Что должно появиться в начале произведения

Главный вопрос здесь простой: Что должны узнать читатели в самом начале книги? Какими здесь будут основные события сюжета?

Первая треть произведения отвечает за то, чтобы читатель увидел:

а) главного героя;
б) антагониста, если он не появляется чуть позже (такое тоже возможно);
в) поднятую автором проблематику и тему (о чём именно придётся читать: о любви, о войне, и так далее);
г) цель/мотив для ГГ (движущую силу, помогающую ему идти вперёд);
д) драматическую ситуацию — важную сюжетную точку, запускающую вереницу основных событий.

события-начала-3

Плюс дополнительно, чтобы проследить развитие характера ГГ, должен явно обнаружиться его недостаток.

Для этого берётся сюжетная схема на бумаге и автор отвечает себе на вопросы:

1. В какой по порядку сцене появляется ГГ? (обычно в первой, но можно также во второй или третьей)
2. Эта сцена с появлением ГГ находится над или под линией схемы? Правильный ответ: над линией. Она не должна быть обыденной! ГГ должен проявить себя в действии. Если вдруг сцена «ушла» под линию, необходимо подумать, как привнести в неё напряжение: добавить персонажей, конфликт, действие. Или быть может объединить со следующей сценой, чтобы первое появление ГГ всё-таки оказалось над линией.
3. В какой сцене появляется антагонист? И от чьего лица ведётся повествование в этой сцене (кто фокальный персонаж)?
4. Эта сцена расположена над или под линией? Даже если антагонист является фокальным персонажем, иногда в начале произведения дают сцены, где с ним ничего не происходит. Его просто обозначают, он занимается самокопанием. Это не совсем правильно. Даже если есть вторая сюжетная линия с антагонистом, всё-таки впервые появляться в произведении он должен в каком-то действии.
5. В какой сцене читатель окончательно понимает, о чём будет текст? Например, если о любви, в первой сцене герои знакомятся. А если идёт первая любовная сцена, но всё произведение будет о дружбе? А друг появляется только в пятой сцене? Соответственно, тема вырисовывается только к пятой сцене! (Кстати, на схеме удобно где-то сбоку прописать тему, идею, для того чтобы они находились перед глазами. И автору было удобно контролировать, нет ли избыточных с точки зрения проблематики произведения сцен — достаточно ли времени уделяется той или иной теме?). Если тема становится явной очень поздно (после 8-10-й сцены) это не совсем хорошо, так как читатель не до конца понимает, о чём же он читает. Лучше заранее хотя бы намекнуть на главную тему.
6. В какой сцене появляется тема по сути не важно. Потому что она может проявляться, как в моменты самокопания, так и во флешбэках. Иногда она проявляется через действие. Всё зависит от конкретной ситуации!

Проблемы мотивации

Что выбрать: внешний или внутренний мотив (путаница с мотивацией) — основная ошибка в начале произведения.

На сюжетной схеме необходимо указать цель ГГ, поделив её на внешний и внутренний мотив. С этим могут возникать проблемы.

Определение мотива: Татьяна хочет чего-то (внешний мотив), потому что (внутренний мотив).Отличие внешнего мотива в том, что его можно измерить. Внутренние устремления этому не поддаются.

Например, как можно измерить смысл жизни? Но если герой стремится получить смысл через обучение чему-то, тогда это вполне измеримое понятие (на обретение смысла жизни ушло допустим десять лет, они являются олицетворением этого смысла).

То есть, нужно какое-то вещественное подтверждение, когда можно объективно сказать — да, это получилось или не получилось.А внутренняя мотивация понятие субъективное. Только носитель этого мотива может сказать, получилось ли у него или нет.

Пример: Кирилл хочет подружиться с Олей, потому что желает наладить отношения с её семьей. Где здесь ошибка? Оба мотива внешние! Здесь нужно копнуть глубже — а зачем ему нужно подружиться, зачем нужно наладить отношения.

Ответ: он хочет избавиться от чувства одиночества, например. С этим ответом появляется внутренний мотив! Потому что первых два пункта определения мотива направлены на внешнее (других людей), а третий — на самого ГГ, его внутренний мир.

Чтобы понимать истинные цели героя, всегда нужно копнуть чуть глубже, задавая вопрос «а почему?» (что можно делать фактически до бесконечности — шутка!), пока сам автор доберется до сути — окажется в некоем тупике, не зная, что себе ответить. Это и будет истинной целью.

Вопрос «почему» помогает буквально забраться внутрь персонажа! (узнать его детство, все предпосылки поведения, комплексы, желания).

Как внешний, так и внутренний мотив могут корректироваться героем по мере продвижения сюжета вперед. Цели/мотивы героев обязательно нужно записать отдельно на схеме вверху или сбоку!

О цели героя

В какой сцене у ГГ появляется цель? Он понимает, чего хочет? В норме: от первой, второй до пятой, шестой. Причем, если в пятой, шестой, то его цели нужно хотя бы обозначить чуть раньше.

события-начала-4

Если цель проявилась позже, у автора появляется веский повод скорректировать план сюжета. Ведь очень важно, чтобы читатель понимал, к чему именно стремится ГГ!

Цель это, по сути, самое важное связующее звено между ГГ и читателем. Потому что, если герой что-то делает непонятно зачем, читатель не понимает смысла этих действий и не может сопереживать.

Даже если герой плохой человек, но мы понимаем, ради чего он творит зло, мы ему все равно сопереживаем. Потому что видим его цель.

Следовать вместе с ГГ к его цели — это и есть линия сопереживания, отождествления. И когда будут возникать препятствия (пиковые сцены на схеме), сопереживание становится максимальным.

То есть, цель — это основа основ для любого произведения.

Когда важно показать цель для антагониста?

Если антагонист фокальный персонаж, то чем раньше, тем лучше. Если же фокал — это ГГ, то читателя больше интересуют цели героя. А цели антагониста может знать только автор и сам антагонист. Поэтому читатель узнает, зачем тот мешал ГГ только к концу произведения. И это не проблема, потому что повествование ведется от лица ГГ.

Драматическая ситуация+недостаток

Сцену с драматической ситуацией на схеме можно пометить крестиком. Это пиковый момент с точки зрения структуры (вершина на схеме). Точно так же помечаются кульминации и схватки (важные события, на которые автору следует обратить внимание).

Драматическая ситуация — момент, без которого произведение бы не случилось. Происходит что-то, выбивающее героя из зоны комфорта. В драматической ситуации может быть раскрыта тема произведения (становится понятно, о чем пойдет речь дальше).

Такую ситуацию нельзя подавать в качестве воспоминания! Тем более, флешбеки в начале произведения должны сводиться к минимуму. Может быть, дается один флешбек, и то не в самых первых сценах. Потому что иначе читатель заскучает. Нельзя вываливать на него всю информацию о прошлом героев вместо того, чтобы сделать из этого интригу.

Обычно флешбеки дают ближе к середине, когда ГГ уже раскрывается с точки зрения действия.

Если это малая форма (повесть, рассказ), повествование вполне может начинаться прямо с драматической сцены. Но в романах раннее её появление говорит о том, что у автора ещё не додумана экспозиция. То есть, впору задуматься, дано ли достаточное количество элементов экспозиции, чтобы читатель немножечко сроднился с героем? Чтобы, когда произойдет на самом деле драматическая ситуация, он ему уже сопереживал?

Поиск ошибок начала произведения

Как найти у себя проблему, касающуюся того или иного эпизода, той или иной сцены начала?

Первый момент. Если ГГ появляется слишком поздно, это может быть проблемой. Обычно его показывают раньше, ведь это главное лицо в произведении.

Второй момент. Не появляется ли слишком поздно антагонист? Видит ли читатель сразу напряжение и накал? Кстати, это может быть не обязательно главный антагонист! Можно использовать его подручного или упоминание об антагонисте, как делают в сагах о преступном мире, мафии. Антагонист частично «отвечает» за тему произведения.

Третий момент. Если 100 страниц автор рассказывает про обычную жизнь ГГ, а потом вдруг происходит что-то необычное, демонтирующее тематику (например, проблему наркотической зависимости у медицинского работника), читатель почувствует минимум недоумение, максимум будет раздражён. Ведь он уже решил, что читает производственный роман, а ему подсовывают тему наркотиков.

Четвертый момент. Почему цель должна проявиться в первой трети произведения? Потому что это главная «сцепка» читателя и героя!

Пятый момент. И, наоборот, драматическая ситуация не должна появиться слишком рано, до того, как ГГ показали в обыденных обстоятельствах (чтобы на сравнении было заметно, каким он стал к финалу). Но при этом цель и драматическая ситуация зачастую совпадают.

О недостатке

Для начала, зачем он нужен и почему важен? Недостаток делает образ достоверным. Потому что, если ГГ слишком добрый и справедливый (правильный) это выглядит картонно, как в плохом мультфильме. Ведь даже в мультфильмах сейчас стараются показать героев с недостатками.

события-начала-2

Но самый глобальный элемент, за который отвечает недостаток, это развитие характера ГГ. Чтобы понять, как он изменился, важно осознать, что его побуждаете к развитию, насколько разителен контраст между началом и финалом произведения.

Недостаток вещь химерная. Но есть простое правило, помогающее определить, показан ли недостаток через структуру сюжета.

Его нужно продемонстрировать в первой трети произведения. Рассказать в одной из первых сцен, как недостаток мешает кому-то из окружающих (вредит другим персонажам). Делается это, естественно, не через рефлексию и внутренний монолог ГГ, а через драматическую структуру — действия, события. Какая-то черта характера ГГ вызывает у окружающих если не открытое раздражение, то хотя бы неприязнь.

На заметку

Если на сюжетной схеме слишком много сцен (подряд!) идет под линией, это означает, что повествование развивается чересчур вяло. Возможно даже многословно и с излишками. А истории не хватает напряжения и конфликта.

Предыстория персонажа и мир должны раскрываться постепенно, во флешбеках (желательно ближе к середине истории). Желание новичка раскрыть все сразу — ввести читателя в курс, обычно проявляется в скоплении флешбеков в самом начале произведения. Поэтому в начальных эпизодах в сцены необходимо вкладывать только самую необходимую информацию о том, что происходит здесь и сейчас. Читатель сначала вовлекается в историю, а затем узнает предысторию из воспоминаний персонажа.

Первая треть произведения — место знакомства читателя с героями. Здесь не нужно делать их характеры и сам мир глубже! Не стоит сразу вываливать на читателя обстоятельства жизни ГГ, его привычки, мысли. Необходимо завлечь драматизмом, который ведет к напряжению и конфликту. Посеять в читателях тревогу за героя, любопытство. И только потом что-то раскрывать, дополнять, объяснять. В первой трети или четверти истории избыток информации только вредит!

К сведению: Флешбек — это в первую очередь воспоминания героя о своем детстве или прошлом. Не путать с разрывом в истории по времени (например, когда о неких былых событиях читателю кратко сообщает рассказчик).

error: