Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Сама схема сюжета не должна давать видение каждой конкретной сцены, но автор через нее уточняет для себя все ключевые события истории.

Напоминаем, что сюжет — это набор эпизодов, расставленных по порядку исходя из причинно-следственных связей. Его цель — создать действие, наполненное конфликтом и напряжением. Но самое главное здесь, что эпизоды, расставленные так или иначе, должны способствовать развитию персонажа.

Начало здесь:

Построение сюжета — основы
Общие понятия о сюжетной схеме
Способы заполнения сюжетной схемы — важные моменты
Важнейшие (ключевые) события начала произведения
Ключевые события середины произведения — препятствия
Ключевые события конца произведения — мнимое поражение, кульминация

Что такое эмоциональный профиль персонажа?

Эмоциональный профиль персонажа помогает увидеть героя во всех аспектах его внутреннего конфликта. Затем нужно определить, какие именно эпизоды будут отвечать за развитие характера и привязать их друг к другу. Это помогает увидеть пиковые моменты, когда эмоциональное напряжение достигает максимального накала.

То есть, когда драматическое действие достигает максимального накала, герой должен реагировать на конкретные события. Следовательно, автор должен понимать, как именно герой будет реагировать в той или иной ситуации. Если он будет реагировать всегда одинаково, значит ГГ не развивается!

эмоциональный-профиль-2

Вся литература в зависимости от жанра состоит из действий и реакции персонажа, его эмоционального отклика на происходящее. Например, в остро-социальной драме будет 30% действия и 70% эмоциональной реакции героев. В детективе, как жанровой литературе, 60% приходится на действие и 20% на реакцию персонажей.

Драматическое действие важно. Интересные события притягивают, эмоционально связывают читателя с персонажем. Но ГГ, с которым читатель себя идентифицирует, это далеко не всё! Герой не должен оставаться статичным. Он должен расти и как-то развиваться в ответ на то, что происходит по ходу сюжета.

Эмоциональный профиль персонажа помогает определиться, какие действия следует относить к этапам развития ГГ, а какие лучше вынести за скобки.

Главный герой в каждом эпизоде имеет какую-то краткосрочную (локальную) цель. Именно наличие таких небольших целей помогает разворачивать действие.

Пример:

  • глобальная цель ГГ — найти сокровища;
  • локальная цель для эпизода — собрать команду помощников.

Что здесь может относиться к эмоциональному развитию ГГ? То есть, о чем он мечтает в глобальном плане (что ему кажется недостижимым на первый взгляд)? Что будет отвечать за внутренний мир героя? Мечта не одно и то же, что пошаговый план действий! Это нечто неуловимое.

Мечтой героя в приведенном примере может быть желание купить себе небольшой остров в океане.

Еще пример:

  • глобальная цель автора — написать роман;
  • локальная цель — написать определенное количество знаков в неделю;
  • мечта — издаться в бумаге.

Очевидно, что кроме целеполагания и готового романа нужно что-то еще. Не факт, что произведение издадут! В исполнении мечты автора присутствует некий момент «волшебства». Потому что на пути к этой мечте множество препятствий: нужно найти издательство или агента, при этом книжный рынок на текущий момент может находиться в упадке, даже безупречный текст могут не принять к публикации. Понравится произведение или нет — это то, что не во власти автора. Получится или нет опубликоваться стоит за гранью его влияния.

Мечта ГГ отвечает за эмоциональное разворачивание его характера. Неопределенность, элемент везения очень важен! При этом мечта отличается от цели, когда герой знает как именно он будет к ней идти (есть четкий план действий).

Например мечта «завести семью» должна преобразоваться для автора в «завести счастливую семью», чтобы через это добавился момент неопределенности для персонажа. Завести семью можно, а вот будет ли она счастливой неизвестно. «Завести семью», кстати, больше подходит для глобальной цели героя, так как здесь можно составить план действий.

Что входит в эмоциональный профиль персонажа?

1)Первый вопрос: с чего начинается его развитие? С недостатка! Препятствия на пути героя, которое мешает совершать те или иные поступки. Причем недостатков может быть несколько. Например, ГГ пьет, слишком категоричен, невнимателен к людям, эгоистичен. Или неверный, болтун, заядлый игрок, транжира. Недостатков можно найти множество.

В этом вопросе лучше отталкиваться от того, что созвучно теме произведения. Например, если речь идет о любви, оптимальный недостаток — патологическая ревность. Если речь о финансовой грамотности, недостаток — привычка тратить много денег. Если речь о том, как принимать ответственность за других, недостатком выступает безответственность.

Недостаток обычно родом из детства. Что-то происходит с ГГ и именно это приводит к недостатку. О недостатке из детства можно рассказать во флэшбеке.

2)Второй вопрос: в чем сильная сторона, достоинство, умение? Достоинство требуется для соблюдения баланса. У персонажа должны быть как слабые, так и сильные стороны. Потому что он не может быть инертным — слишком плохим или слишком хорошим. Черного и белого в литературе (кино) не бывает, если речь идет о хорошем произведении.

Достоинство — обратная сторона недостатка. То, что его уравновешивает. Его противоположность.

У героя должна быть сила, которая намекает, что он может преодолеть недостаток или хотя бы узнать о нем. Любая история — это своеобразная борьба. Герой постоянно встречает препятствия на своем пути, вступает в конфликты. Каждый раз, когда его воля сломлена, ГГ по какой-то причине собирает её в кулак и преодолевает препятствия. Для этого ему и нужны сильные стороны.

Эта внутренняя борьба похожа на весы, колеблющиеся между недостатком и достоинствами. Чем больше испытаний ГГ преодолевает, тем больше им управляет сильная сторона. Тем больше действий он предпринимает, исходя из собственных достоинств.

3)Третий вопрос: что ненавидит ГГ? В целом в ненависти, как в чувстве, очень много энергии. Ненависть создает драму и конфликт, задает напряжение. Это то, на чем строится художественное произведение. Ненависть дает ГГ силы, движет им, поднимает на борьбу, дает власть.

Что может выступать объектом ненависти? Какие-то вещи, тип людей, склад характера, привычки, отдельные слова или фразы. Это что-то, к чему ГГ испытывает глубинную ненависть. Обычно ненависть связана с недостатками персонажа. Что-то его задевает, с учетом недостатка, и вызывает отторжение.

4)Четвертый вопрос: что ГГ любит? Чтобы читатель сопереживал персонажу, нужно показать, что у того есть чувства с положительным «зарядом». Нужно найти то, от чего ГГ испытывает счастье, становится довольным. Если показать, что герою нравится, о чем он заботится, читателю его легче полюбить.

Что может выступать объектом любви? Какие-то люди, предметы, чувства и характеры людей, определенные ритуалы. То, что согревает сердце и приносит моральное удовлетворение. Стандартное: семья, дети, животные.

Если показать, как герой что-то или кого-то любит, а потом поставить это под угрозу, чтобы заставить того действовать, — буквально полетят искры. Любовь заставляет персонажа преодолевать свои страхи и недостатки.

5)Пятый вопрос: чего боится ГГ, его страх? Чувство страха сковывает человека, поэтому важно показать, как персонаж реагирует, испугавшись чего-то или кого-то. Как этот страх его ограничивает?

эмоциональный-профиль-3

Стандартные страхи: боязнь темноты, высоты, пауков или каких-то животных, насекомых. Необычные: боязнь определенного человека, ситуации, цифры, предмета, знака, и тому подобное.

Корни страха кроются в травмах детства. Герой что-то перенес и теперь испытывает страх, сталкиваясь с тем, что напоминает ему о боли, неудаче, потере.

Эмоциональный профиль и препятствия

Эмоциональный профиль — та база, за счет которой создаются препятствия для персонажа, с учетом особенностей его характера.

В кульминационных сценах показывается недостаток или что-то другое из характера: страхи, любовь, ненависть, достоинство. Герой совершает определенные поступки. Главное показать качели и метание, выбор между:

  • любовью и ненавистью;
  • недостатком и сильной стороной;
  • страхом и сильной стороной.

Герой выбирает поступить так или не поступить, исходя из собственных эмоциональных крайностей. Это основа его эмоционального конфликта.

Как выглядит анкета персонажа?

В ней указывается:

  • имя;
  • мечта (не цель!);
  • недостаток;
  • как именно с учетом недостатка ГГ вредит другим персонажам в начале книги;
  • его сильная сторона (стороны);
  • как сильная сторона помогает выбраться из трудных ситуаций;
  • что ГГ ненавидит;
  • за что он готов бороться до последнего, что/кого любит.

Такая анкета заполняется для всех ключевых персонажей. В первую очередь — для главных героев и антагонистов. Минимум для двух персонажей: двух ГГ или для ГГ и антагониста. Но желательно прописать это для всех ключевых персонажей, так как подобная работа не занимает много времени, при этом помощь от анкеты просто неоценима.

Автор видит персонажа сразу во всем спектре эмоций, программируя его глубину. Он замечает, в чем он хорош, а в чем плох. И соответственно его очень хорошо понимает, даже если не использует в тексте какие-то сильные/слабые стороны характера.

События — правило трех потрясений

Исходя из эмоционального профиля персонажей работает «правило трех потрясений». Правильное развитие персонажа должно содержать пять элементов-потрясений. Минимум три!

Автор всегда показывает: обыденное состояние (экспозиция) и изменившееся состояние ГГ (сразу после кульминации — последствия выбора).

А три ключевых потрясения — это:

  1. Драматическая ситуация.
  2. Мнимое поражение.
  3. Кульминация.

Напряжение постепенно нарастает, поэтому два последних потрясения идеально вписываются во вторую половину сюжета (ближе к середине, и ближе к концу), фактически идя друг за другом. Что требует от героя больше смелости, стойкости перед лицом тяжелых испытаний.

Пример:

  • недостаток — неуверенность;
  • любовь — нравится фотографировать;
  • ненависть — не любит, когда жалеют;
  • страх — боится цифры пять.

Драматическая ситуация, произошедшая после экспозиции (заставляет ГГ показать плохую сторону: недостаток или ненависть, вызывает сильное потрясение) — сломан фотоаппарат, потеряны все снимки, его все жалеют.

Мнимое поражение — предлагают деньги за съемку, но ответ известному журналу нужно дать в течение дня. Фотоаппарата нет, деньги не собраны. Не успевает собрать деньги, издательство находит другого фотографа. В течение дня преследует цифра 5. Герой в депрессии. Его из нее выводит любимая девушка.

Кульминация — деньги, собранные на фотоаппарат, пришлось отдать любимой девушке на лечение. ГГ изменился: победил в себе неуверенность и тягу к фотографированию любой ценой (девушка важнее хобби). Он устраивается на другую работу, живет с девушкой, постепенно собирая деньги на новый фотоаппарат.

Важный момент: каждое из трех потрясений должно быть связано с одним или несколькими элементами эмоционального профиля!

То есть, элементы эмоционального профиля накладываются на схему сюжета в её ключевых точках. Иногда нужно дать сцену до или после ключевого события, чтобы продемонстрировать эмоциональное потрясение.

События, где герой может испытывать эмоциональное потрясение, записывают любым удобным способом: с помощью ручки и листа бумаги или программами Word, Блокнот.

Простой пример:

  • Ключевое событие — сражение с использованием призрачных боевых мамонтов.
  • Эмоциональный аспект, взятый из эмоционального профиля, — герой побеждает страх перед призраками благодаря преданности генералу своей армии. Либо пугается и бежит с поля боя. Неважно, получается у него преодолеть себя или нет! Главное здесь — эмоциональный отклик на событие.

Еще раз, как это работает на практике:

  1. Создается эмоциональная анкета (профиль).
  2. Выписывается из сюжетной схемы три самых напряженных события, где ГГ может испытать потрясение.
  3. Связываются события и эмоциональная реакция героя, с учетом заполненной ранее анкеты.
  4. Корректируется схема, добавляются новые сцены/реакции, если это нужно.

error: