Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Основное правило, о котором нельзя забывать: во всём, что касается литературы никаких правил нет! Каждая высказанная мысль, каждое высказанное правило, имеет иногда равное количество исключений и подтверждений.

Суть в том, что разобравшись в общих правилах, каждый автор дальше поступает по-своему. Пишет свой роман.

Определение сюжета

Начало здесь:

Построение сюжета — основы

Сюжет — это набор эпизодов, связанных причиной и следствием для создания драматического действия, способствующего развитию персонажа и выражению главной идеи произведения.

То есть, сюжет включает особые «подкатегории»:

  • драматическое действие;
  • причину и следствие;
  • эмоциональную реакцию/развитие персонажей;
  • идею.

Хороший сюжет включает в себя всё перечисленное и поэтому имеет литературную ценность.

Уровни сюжета

Ключевые категории, из которых состоит сюжет (его уровни):

Первый уровень: эпизод (сюжет — это набор эпизодов), содержащий конкретные действия. Один эпизод может включать в себя несколько сцен.

Второй уровень: причина и следствие. Каждый из эпизодов рождается из того, который был перед ним, и обуславливает следующий.

Драматическое действие — то, из чего состоит эпизод. Драматический смысл порождает сцены, которые на страницах книги шаг за шагом проигрываются через действия и диалоги. Драма возникает тогда, когда читатель не знает, чем закончится эпизод. Драматическое действие это обычно какое-то препятствие, конфликт. Читатель задает себе вопрос, справится ли с этой ситуацией герой?

Напряжение и конфликт возникают за счёт драматической ситуации. Напряжение должно присутствовать в каждом эпизоде (не обязательно в каждой сцене!). Есть какая-то внешняя сила, не позволяющая герою двигаться вперёд. Что заставляет его так или иначе развиваться.

Развитие персонажа. Мы осознаем смысл произведения благодаря тому, как изменился герой. Через то, как именно драматическая ситуация, конфликт, напряжение влияет на этого персонажа.

Главная идея — то, что собирает историю воедино. То, что хочет доказать автор. Идея развивается через использование правильных подробностей.

Все эти категории необходимо развивать через схему сюжета и закреплять эпизодной сеткой!

Схема сюжета

Схема сюжета — зрительный (визуализированный) инструмент его построения. С её помощью можно правильно планировать, уточнять, развивать и следить за сюжетом.

Зачем нужна схема? Чтобы:

  • располагать эпизоды в нужной последовательности;
  • менять сюжетную линию и порядок эпизодов;
  • оценивать/чувствовать, как будет читаться эта история (всё ли связано причиной и следствием, есть ли в эпизодах развитие или хотя бы эмоциональный отклик персонажей);
  • показывать сюжет посторонним людям для его оценки/обратной связи;
  • пробуждать в себе новые идеи и мысли;
  • видеть ключевые моменты истории;
  • убеждаться в её правильном понимании и попутно корректировать, удаляя все сюжетные ошибки.

Схема для короткого произведения выглядит как один подъём, пик (переломный момент) и спад. Для романа это несколько пиков, напоминающих на рисунке очертания гор. Это обусловлено объемом произведения.

2021-05-12_184410

На схеме большого произведения ключевых моментов (пиков) обычно два: в самом начале, когда происходит некое драматическое событие, и ближе концу, когда случается кульминация. Между драматическим событием и кульминацией располагается «впадина» — мнимое поражение (в рассказах и небольших очерках этого места на схеме нет).

Конечно же, переломных моментов (небольших пиков) на самом деле гораздо больше, но главных/ключевых всегда два.

История всегда касается людей (персонажей) и мира вокруг них. По мере развития нарастает интенсивность событий и внутреннее напряжение, изменяется и эмоциональное отношение у читателей — кривая на схеме медленно ползёт вверх.

Построение сюжета над и под линиями

Что такое история? Это демонстрация изменения героя, исходя из действий антагониста. Изменения продуцируются то антагонистом, то героем — положение сил на карте истории меняется. А сам протагонист куда-то движется/идёт к цели. Ему мешают как внешние, так и внутренние силы.

Энергией историю подпитывает борьба героя и антагониста. Чем сильнее противник, тем больше драмы и напряжения в сценах.

Над линией сюжета находится всё внешнее, захватывающее действия. Если персонажу страшно, он растерян, смущён, оказался во власти антагониста, если эпизоды показывают напряжение конфликта, сложный выбор, саспенс — всё, что уводит протагониста от поставленной цели, такие эпизоды располагают над линией сюжета.

То есть, на схеме выше сюжетной линии вписывают моменты, включающие:

  • напряжение;
  • конфликт;
  • саспенс;
  • катастрофу;
  • предательство;
  • погоню;
  • обман;
  • месть;
  • бунт;
  • соперничество;
  • сговор;
  • преступления, и так далее.

Всё это активные действия! То,что наиболее важно для сюжета. Сюда же относят диалоги, влияющие на развитие истории.

Также над линией размещается всё, что вызывает сильную эмоциональную реакцию и провоцирует дальнейшее развитие персонажа. Это:

  • перенесённые потери;
  • самопожертвование;
  • месть;
  • потеря контроля над собой или ситуацией;
  • злость;
  • печаль;
  • страх;
  • жадность;
  • перенесённое несчастье;
  • потеря власти;
  • личные пороки, и так далее.

Суммируя сказанное: над линий размещают самые важные (ключевые) события, действия и реакции персонажей.

Под линией на схеме будет «бездействие» — моменты, где герой решает, каким курсом идти к цели, упреждает действия противника, общается с кем-то из персонажей о дальнейшем движении вперёд.

То есть, присутствует:

  • затишье конфликта;
  • есть пересказ, а не активное действие.

Естественно эпизодов без действия не бывает! Но в них могут присутствовать сцены, отличающиеся неким затишьем, включая лирические отступления.

Где по сюжету нужны такие моменты? Отступления, лирические вкрапления, созерцание ГГ (например, как он наблюдает за рассветом) вставляются после самых напряжённых сцен.

Делается это для того, чтобы читатель не перегорел. Нельзя держать его в постоянном эмоциональном напряжении! Читатель должен отдохнуть перед тем, как его вновь выведут на пик напряжения.

Что характерно для сцен под линией:

  • персонаж эмоционально стабилен — спокоен, уверен в себе;
  • он легко решает какие-то задачи и справляется с ситуацией;
  • может быть, копается в себе, о чём-то раздумывает.

Сюда же относят флешбеки (воспоминания о событиях до начала сюжета) и любовные сцены.

Схема сюжета, если есть два героя

Если линия романа в другом времени, есть второй герой, таких сюжетных линий нужно две.

Грубо говоря нужно брать два листа ватмана и визуализировать на них две части истории, а потом вешать их друг под другом на стене и думать, как скомпоновать события для того, чтобы превратить фабулу в полноценный сюжет (решать, где дать события из схемы А, а где из схемы В).

Но все равно обе линии идут параллельно! В каждой из них активные действия размещаются над линией, а пассивное состояние ГГ переносят под линию на этой схеме.

Если сюжет невозможно построить без какой-то сцены, её место над линией (даже если кажется, что действия здесь мало). Пассивное состояние (размышление, созерцание, описание) всегда будет под линией сюжета. По большому счету самокопание (пассив) можно опустить, сюжет от этого не пострадает — читатель сам догадается о состоянии персонажа, оценив его действия.

Продолжение читайте здесь:

Способы заполнения сюжетной схемы — важные моменты

error: