Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

В течение жизни мы слышим и пересказываем очень много историй – в курилке, по телефону, дома на кухне. Но создать по-настоящему удачный рассказ достаточно сложно. Если вы хотите не просто друзей развлекать, а стать профессиональным сочинителем, придётся потрудиться. И прежде всего ознакомиться с теорией литературного мастерства. Если уж нарушать правила в угоду уникальности своего творения, то хотя бы зная основы!

Сегодня поговорим о двух основных ошибках, мешающим стать хорошим писателем:

  • упущении такого понятия как эстетические эмоции,
  • и неорганическом выстраивании сюжета по принципу трёх актов.

Ошибка №1: трёхактная структура

Одна из самых главных ошибок, допускаемых при изучении литературного мастерства – это навязывание авторам трехактной структуры сюжета.

Понятие трёх актов восходит к Аристотелю. У любого произведения есть начало, середина и конец. На этом же принципе строятся сценарии для фильмов. Многие современные сценаристы в затруднительных ситуациях при построении драмы обращаются к «Поэтике» Аристотеля, о чём они открыто рассказывают в своих интервью.

три-акта

Но сами понятия завязки, развития (действия) и кульминации слишком широки для литературы! Они не дают автору и читателю определённого смысла.

Можно взять любое произведение и попробовать обнаружить там начало и конец первого акта, или начало и конец второго, третьего акта. Да, назвать эти сцены приблизительно можно. Но вся беда в том, что у примерно восьмидесяти человек из ста опрошенных мнения не совпадут. Никто толком не укажет, где именно заканчивается начало, середина и конец.

А всё потому, что концепция трёхактной структуры даёт неправильное воззрение на произведения. Она по своей сути ошибочна. Да, в этой системе есть интересные литературные приемы. Но общий смысл теории сильно усложняет жизнь писателям (не сценаристам!).

Труды Митты, популярные среди начинающих литераторов, это результат переосмысления работы американских сценаристов конца XX века, как раз базировавшихся на понятии трёх актов. И эти труды очень популярны, так как в течение многих лет ничего более качественного, более проработанного в плане концепций для изучения литературного мастерства у нас не было.

Как строится сюжет по трёхактному принципу?

Сначала происходит некая драматическая ситуация, потом она развивается (усложняется за счёт появления новых препятствий для героя), и доходит до пика («поворота реки и водопада» — самого сложного препятствия).

Проблема такой системы заключается в том, что на практике в 70-80% случаев автор получает хорошую завязку с драматической ситуацией, открывающей действие, и такую же качественную концовку с познанием героями себя, сложным моральным выбором, перерождением и изменением.

Посередине между завязкой и кульминацией должно быть постепенное нарастание препятствий. Но в итоге середина попросту провисает! Автор не знает, как правильно провести героя от начала истории к финалу, чтобы история была интересна читателю.

Понятие «середины» получается очень размытым. Это слишком умозрительное определение в системе трехактной структуры, как и сама структура. Её невозможно достаточно органично и естественно передать в тексте литературного произведения. И это основной недочёт.

Отражение реальной жизни

Любое литературное произведение – зеркало жизни, изображение её в том или ином виде. Даже в сильно искажённой реальности (фэнтези, научной фантастике) присутствует отражение современных тенденций, идей, характеров, близких и понятных автору.

Соответственно и литературное произведение напоминает по структуре реальную жизнь. Оно должно «течь» и развиваться органично. Всё в нём, как в жизни: постепенно растёт и развивается, либо деградирует (то есть, стремится вверх или вниз).

Понятно, что современное общество сейчас находится в стагнации – просто ходит на работу изо дня в день, пока не уйдёт на пенсию. Но при этом читатели любят следить исключительно за развивающимся (или как вариант, деградирующим) героем.

Естественная логика развития сюжета — это история, соответствующая перечисленным выше природным тенденциям. А трёхактное построение больше уместно для пьес, где присутствуют антракты. По сути, это набор отдельных сцен. Чего нужно избегать в литературе!

Хорошая история — это живая история, которая постоянно растёт и развивается. Да, написана она с использованием определённых технологий, но нужно следить, чтобы применённые писательские приёмы взращивали саму историю и героев, чтобы каждая сцена, каждый персонаж так или иначе отражали главную идею. Потому что, если произведение не происходит органично из идеи, не растёт из неё как цветок из почвы, рассказанная история в результате выглядит искусственной.

Ошибка №2: отсутствие эстетических эмоций

Следующий важный момент – это эстетическая эмоция. Вещь, дающая ключ к пониманию драмы. Вещь, о которой часто забывают!

В жизни мысли и эмоции возникают раздельно, потому что разум и эмоциональное восприятие принадлежат к разным сферам человеческой натуры. И обыкновенно они не согласовываются между собой или даже находятся в противоречии.

Смысл любого искусства, включая литературу, соединить в одном моменте эмоцию и мысль (смыслы). В этой условной точке случается прозрение. Такая эмоция – конечная цель любого творчества. Нужно сделать так, чтобы у человека в один момент вызвать и сильную эмоцию, и ярко выраженное понимание чего-либо.

То есть, когда мысль соединяется с эстетическим зарядом, она становится сильнее, глубже, яснее для читателя. Это причина, по которой смерть Гамлета тревожит нас на протяжении столетий!

Если в произведении нет сочетания идеи и эмоции, скорее всего, это будет не интеллектуально-творческий продукт. Поэтому основная задача автора сделать так, чтобы в кульминационных моментах произведения рождалась эмоция и мысль.

Как зацепить читателя?

Любое повествование, драматическая ситуация, — это определённая словесная игра. Писатель представляет героев, описывает, что с ними происходит, какие поступки они совершают, — старается сделать так, чтобы читатель чувствовал цельную картину.

эмоция

Но для того, чтобы создать хорошую историю, мало продумать всю цепочку событий. Потому что грамотный писатель отбирает из всех событий, происходящих с его героями, только самые яркие и интересные моменты, которые наполнены смыслом и отражают идею всего произведения. Такие события в свою очередь заряжают историю смыслом и читателю кажется, что на месте героя находится он сам. Хороший писатель не просто позволяет следить за героями, он даёт возможность прожить историю вместе с персонажем.

Любое качественное литературное произведение держится на двух изначально параллельных линиях:

  • то, что читатель знает;
  • и то, чего он не знает.

Есть вещи, которые сообщаются читателю. И есть вещи, которые держатся в тайне (не раскрываются с самого начала). И, соответственно, читатель проживает жизнь вымышленных героев, при этом разгадывая о них загадки. В такие моменты не просто создаётся сопереживание, но и полноценно удерживается внимание.

Иногда не рассказать что-то или спрятать информацию тоже важный момент! Потому что читатель вынужден додумывать, что представляет собой герой со стороны, делать его образ полноценным.

Эмоция + интеллект

Есть две составляющие для читателя:

  1. эмоциональная, когда возникает сопереживание, отождествление;
  2. и интеллектуальная – разгадывание загадок (не детективных!), связанных с выбором, прошлым, видением будущего героем.

Дело в том, что эстетическое восприятие у людей в корне отличается от любых других эмоций, основанных на достижении целей или удовлетворении базовых потребностей. Его трудно понять и классифицировать, но известно, что это ответная реакция, возникающая, в частности, при оценке произведения искусства.

И в любой хорошей книге эти две якобы параллельные линии – эмоция и интеллект, где-то пересекаются. Создаётся момент, когда сливается пик событий и пик интеллектуальный. Возникает близость читателя к источнику эстетического переживания – книге, её героям, идеям.

error: