Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Замысел произведения в литературе – это формулировка в два-три предложения с информацией, о чём именно рассказывает книга. Она направлена на целевую аудиторию. То есть, по кратко сформулированному замыслу читатель определяет, интересно ли ему такое произведение в принципе – будет или не будет он его читать.

Что важно?

Нужно понимать, что замысел, как зерно будущего мира. Из него органично произрастает система символов, персонажи, их развитие и конфликты.

Поэтому формулирование замысла очень важный этап творчества, на котором писатель решает, о чём и для кого он будет писать. Отлично, если авторская задумка точно направлена на конкретную целевую аудиторию. Это значит, что будущую книгу будет кому читать.

замысел-2

Очевидно, что здесь нужна конкретика. В двух-трёх предложениях нужно рассказать:

  • о ком или о чём история;
  • упомянуть мимоходом одно или два сюжетных события/факта о главном герое;
  • обязательно указать сильный мотив героя;
  • намекнуть на суть драмы, дать сюжетный крючок.

Читать:

Хороший сюжет для книги – с чего начать?

Жизнеспособность

Следующий важный момент – проверка на жизнеспособность. После того, как замысел сформулирован необходимо убедиться насколько он хорош. Можно ли его развить в полноценное произведение? Не скучна ли тема? Интересно ли об этом читать?

Неплохой способ проверки на жизнеспособность (стоит ли писать в принципе) – зайти в одной из социальных сетей в подходящую тематическую группу, например, посвящённую фантастике, и прямо спросить её участников «я сочиняю вот об этом, будет ли вам интересная такая книга?» Если положительно ответит 7-9 человек из десяти, книга в принципе жизнеспособна и её можно писать.

Самопознание

Но помните! Чтобы написать действительно уникальное произведение, передать свой жизненный опыт, для поиска жизнеспособной идеи/замысла писателю необходимо познать самого себя.

Более органичное произведение получается, если пишешь на хорошо знакомую тему. Это очевидный факт.

То есть, при условии одинаковых писательских навыков всегда успешнее тот, кто обладает специфическими знаниями. Грубо говоря, врач лучше напишет медицинскую драму, чем учитель. Либо, как вариант, учитель возьмёт хороших консультантов-врачей, чтобы и его книга получилась сильной.

Вопросы себе

Вопросы по самопознанию, важные для тех, кто находится в поиске свежих идей для книги:

  1. Выбор жанра: в каком пишите/что любите читать? Иногда в этих пунктах наблюдается расхождение – автор пишет одно, а читает совсем другое. Это не страшно.
  2. Род занятий/чем занимаетесь: где работаете, что умеете, где учились, чем увлекаетесь?
  3. Уникальный опыт, в том числе переживание/эмоция/воспоминание/преодоление себя (не шаблон!). То, чего не переживал эмоционально другой человек. То, что вы можете описать и то, что вам интересно описывать.
  4. Что хотите понять/осмыслить/усвоить? В чём желаете разобраться?
  5. Что не даёт покоя? Одержимость одним вопросом, мыслью.

С этих начальных вопросов можно приступать к написанию любой новой истории.

На заметку: Произведение, написанное вне рамок любимого жанра, интересов, уникального опыта, всегда на порядок слабее книги, основанной на живом интересе автора к затронутой им теме.

Потенциал

Потенциал произведения оценивается, исходя из красочности формулировки идеи (что, если?) – наличия яркого конфликта, цепляющей читателя драматической ситуации. А точнее, ответа на несколько вопросов «что, если?».

замысел-1

На примере «Крёстного отца» Марио Пьюзо:

  1. Что если написать историю о криминальном мире Америки?
  2. Что если рассказать о семье, полностью задействованной в мафиозной деятельности Америки?
  3. Что если главе этого клана придать статус мафиозного «короля» всей Америки?
  4. Что если этот мафиозный лидер по влиянию едва ли не значимей самого президента?
  5. Что если на базе этого сюжета будет выстроена почти шекспировская драма, когда умирает один мафиозный король и его заменяет другой?
  6. Что если превратить уголовную драму в криминальный эпос Америки?

То есть, чем глубже автор уходит в вопрос «что, если?», тем интереснее задумка.

Фактор потенциала – углубление через вопрос «что, если?» к сердцу произведения. К тому же, среди многих вариантов проще найти то, что интересно самому автору и что будет выглядеть не шаблонно. Чем глубже погружение, тем интереснее конечная идея.

Читать:

О квартете замысла (четырёх ключевых гранях создаваемого мира)

Поиск трудностей

У каждого замысла есть какие-то свои трудности! Нужно продумать заранее, как преодолеть эти проблемы ещё на этапе планирования произведения.

Пример трудностей для космической эпопеи в жанре фантастика:

  • показать достоверно мир;
  • ввести много персонажей, показать их взаимодействие;
  • сохранить напряжение, постоянно меняя фокус на героях и локации.

В психологии трудно не удариться в пафос. В социальной драме сложно точно отразить общество через правильный подбор персонажей. В криминальной драме – изобразить силу преступного клана, заставить читателя сопереживать героям, больным низменными страстями. В хорроре – до конца удерживать напряжение.

К чему стремится произведение – цель?

Цель произведения это одно предложение, в котором указана начальная и конечная точка сюжета. Например, преступление приводит к наказанию. Противостояние обществу приводит к смерти.

замысел-3

Формула здесь очень проста: «А» приводит к «Б» (цель произведения). Цель нужна для выстраивания структуры сюжета и видения автором финала (победа или деградация героя). Эта же формула позволяет разглядеть отдельные сцены, события.

Поиск главного героя

Переходить к созданию главного героя нужно тогда, когда становится ясна тема произведения. В этом случае проще выделить концепцию персонажей и рассмотреть, с помощью кого будет проще:

  • А) удержать конфликт;
  • Б) показать изменения характера;
  • В) вести к сложному моральному выводу.

На начальном этапе проще всего представить себе человека, который интересен/хорошо знаком автору (в том числе самого себя).

Ключевой конфликт

Когда автор понимает, что будет двигать конфликт (то есть, что за человек главный персонаж истории и что он из себя представляет), нужно определить, с кем будет соперничать герой. Какой внешний конфликт возникнет – что у соперников на кону?

Допустим, книга про учёного, изобретающего лекарство от рака. Читать об этом не так уж интересно. Поэтому историю нужно углубить за счёт ещё одного вопроса «что, если?». Что если другой учёный тоже находится на пороге открытия? Тогда между двумя светилами науки возникнет соперничество (внешний ключевой конфликт), за которым будет интересно наблюдать.

Что важно на этом этапе? Если не удаётся найти антагониста, замысел, скорее всего, слабый и требует изменения/доработки!

Сдвиг характера

Далее следует установить, в чём именно будет заключаться сдвиг характера у главного героя? Почему это важно? В замысле должен содержаться потенциал главного действующего персонажа – он будет либо расти над собой и побеждать, либо падать – деградировать к финалу.

Без сдвига характера (изменения личности, коренной перемены характера) за героем неинтересно наблюдать!

Пример изменения характера: от атеизма к вере, от потери к смирению, от желания убить себя к обучению жить заново, и так далее.

Моральный выбор

Также замысел должен содержать моральный выбор. Нужно найти точку для сложного морального выбора у героя, что характерно для любого хорошего драматического произведения.

При планировании сюжета у писателя может быть несколько вариантов такого выбора для главного героя. Это нормально!

Правило здесь одно: чем больше падение героя, тем сложнее моральный выбор. Обычно герой разрывается между диаметрально противоположными понятиями морального порядка: между правдой и ложью, любовью и потерей достоинства, между местью и прощением, дружбой и личными интересами, и так далее. Ему тяжело признаться в слабости и, тем более, преодолеть её.

Важно! Моральный выбор всегда направлен на других людей, окружающих главного героя (это не внутреннее, а внешнее действие). Принципы морали закладываются в произведение, как взаимодействие героя с другими персонажами.

Главный вопрос

И самое важное! Автор должен задать себе главный и одновременно очень сложный вопрос, как только ему в голову придёт свежая идея: настолько ли уникально то, что я придумал, чтобы заинтересовать не только меня, но и читателя?

замысел-4

Нужно учиться трезво оценивать себя! Есть ли в произведении ценная мысль, сильный конфликт, возможность показать сдвиг характера у героя, сложный моральный выбор? На чём строится этот моральный выбор и ключевой конфликт? Кто будет антагонистом, и сделает ли он сильным героя?

Когда можно однозначно сказать да? Тогда, когда у автора будет положительный ответ по нескольким пунктам, начиная от самопознания:

  • Волнует ли это автора на самом деле? Да.
  • Интересно ли ему это? Да.
  • Хочет ли он в этом разобраться? Да.
  • Есть ли в этом потенциал? Да.
  • Преодолимы ли трудности при написании? Да.
  • Есть ли цель? Да.
  • Видит ли автор, к чему всё приведёт? Да.
  • Есть ли главный герой, ключевой конфликт? Да.
  • Есть ли сдвиг характера? Да.
  • Будет ли сложный моральный выбор? Да, будет.
  • Интересно ли это всем? Точно да.

В заключение

Итак, вот что нам нужно, когда мы пытаемся обработать какой-то замысел:

  1. Его формулирование через вопрос «что, если?».
  2. Анализ себя – какой уникальный опыт можно привнести в произведение, в чём автору интересно разобраться самому?
  3. Углубление – поиск потенциала будущей книги через вопросы «что, если?».
  4. Обнаружение трудностей – что в этой истории будет сложно передать? Например, много персонажей, слишком большой мир, сложные внутренние и моральные конфликты (чтобы их легко и понятно обрисовать).
  5. Формулирование цели – к чему всё приведёт? Путь от точки А — завязки в точку Б – финал, записанный в одно предложение.
  6. Ориентировочное/предварительное соотношение главного героя со всем, продуманным ранее (см. пункт 1-5).
  7. Поиск ключевого конфликта (внешнего противодействия герою), в чём он будет заключаться?
  8. Будет ли у героя сдвиг характера (движение от одного полюса к другому в моральном плане)? Разовьётся он или деградирует в итоге? Произведение с одним лишь внешним конфликтом читать не очень интересно! Требуется коренное изменение характера героя, а не просто банальная перемена взглядов на жизнь, о которой тоже не интересно читать.
  9. Есть ли возможность построить в рамках произведения моральный вывод? Не путать с морализаторством и позёрством в диалогах или монологах! Изменился ли герой в итоге или остался прежним/стал хуже? Если у героя устоявшиеся взгляды на жизнь (он не может измениться сам), моральный вывод в произведении помогает сделать окружение: мужья, жёны, члены семьи, друзья.

Проработав все пункты, нужно отложить листок с информацией на два-три дня. После чего окончательно решить, насколько это интересно и уникально, чтобы писать и читать людям.

Читать по теме:

Сюжет: семь ключевых этапов истории

error: