Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Ещё Экклезиаст говорил «ничего нет нового под луной». С тех пор ничего не изменилось – в мире ежеминутно происходят сотни событий. А в литературе ежегодно появляется множество книг. Всё уже многократно произошло до нас, все темы уже затронуты и рассмотрены великими писателями.

Означает ли это, что новичку в литературе лучше забыть о таланте и стереть на компьютере все наброски книг? Конечно же, нет. Любую избитую тему можно преподнести в интересном ракурсе. Главное – создать новый мир, о котором читатель ещё не читал полноценных произведений, избежав шаблонности.

Перед тем как писать

Сколько раз мы знали завершение истории, едва открыв новую книгу? Или сцены казались нам шаблонными, встречающимися в большинстве произведений того или иного жанра? Как читатели мы испытывали горькое разочарование или растерянность. А как писатели, если к таковым себя причисляем, мы обязаны написать лучше, интереснее, свежее.

Главный вопрос для творца здесь один:

Что я могу сотворить такого, о чём ещё никто не читал? Или читал мало?

И речь не об оригинальности замысла! А об умении создать глубокий, хорошо проработанный мир.

Мы уже писали о создании мира фэнтези. Кому интересно, можете ознакомиться:

Архивы «Строим мир»

Что такое квартет замысла?

А сегодня дополним информацию по созданию оригинальных авторских миров понятием «квартет замысла». В него входит четыре основных грани:

  1. Эпоха, в которой происходит действие.
  2. Продолжительность (временной отрезок), затронутый в книге.
  3. Место действия — локация.
  4. Накал (уровень конфликта) в произведении.

Хороший квартет — гарантия успеха!

Именно эти грани придают книгам оригинальность и правдоподобие. Рассмотрим их подробнее.

В какую эпоху живут герои?

Чем лучше автор знает описываемую эпоху, тем самобытнее его произведение. Нужно уделить внимание тенденциям в развитии общества, политическим событиям, социальным явлениям, каким-то другим особенностям (возможно, моде, религии, научным открытиям).

Главный вопрос – когда? В будущем, далёком прошлом, в параллельном измерении, где не существует времени или оно движется вспять?

Место нашей истории во времени определяет логику героев и событий, помогает раскрыть внутренний и внешний конфликт.

Простой пример. В наши дни никого не удивишь изменой. История Анны Карениной в XX или XXI веке не поразит современников. Они привыкли к разводам. А вот в пореформенную эпоху XIX века — это повод для осуждения в высшем обществе и порицания. Это резонансное, скандальное событие. Основа для жестокого внутреннего и внешнего конфликта, приведшего к самоубийству.

Как долго длится история?

Время – ещё одна важная деталь произведения. На тему Великой Отечественной войны написано много книг. Некоторые посредственные, другие выделяются из общей массы. Почему? В них авторы раскрыли какой-то конкретный промежуток времени, уделив ему максимум внимания.

Главный вопрос здесь – как долго?

Кстати, у фэнтези тоже есть своё летоисчисление. Неправильно, если история длится для автора и читателей «примерно несколько дней или недель». Правильно заключить её в конкретные временные рамки.

Читать: Мир произведения: создаём прошлое (исторические вехи и глобальные события)

Важно определиться, сколько именно длятся события? Один день, как в романе «Улисс» Джойса, или месяц, год, несколько десятилетий, столетий? Роман может описывать любые временные промежутки. Здесь нет никаких ограничений.

Пример правильного определения продолжительности: «Тихий дон» — от преддверия первой мировой войны до последствий гражданской войны, то есть, 1912 год — 1922 год.

Где находятся герои?

Третья грань – место, она напрямую касается географии мира/книги.

Может быть, герои действуют в пределах одной комнаты (пьеса «За закрытыми дверями»), перемещаются между планетами (романы по вселенной Звёздных войн), находятся на улочках одного города (например, Петербурга, как в «Преступлении и наказании»)?

Основной вопрос – где?

Местонахождение определяет:

  • характеры главных героев;
  • развитие сюжета;
  • масштаб происходящего.

Сложнее всего работать с фэнтезийными и фантастическими мирами. Иногда требуется нарисовать несколько карт, чтобы определиться с локацией.

Читать: Как создать карту вымышленного мира?

В случае с фэнтези/фантастикой автор должен знать не только местонахождение героев, но и быт, обычаи местных жителей, архитектурные особенности городов, их планы.

Неправильно заявить, что история происходит где-то у далёких звёзд. Правильно точно определить место – например, пустынная планета Татуин (как в «Звёздных войнах»).

Чем лучше проработана карта мира, тем достовернее выглядит рассказываемая история!

Какой накал конфликта предвидится?

Хронология событий и местонахождение героев – половина дела. Квартет замысла не обойдётся без определения уровня конфликта, его накала.

Основа любой хорошей книги – конфликтная ситуация, в которую втянуты действующие лица. Конфликты вырастают из взаимоотношений героев.

Грубо говоря, основной вопрос здесь – насколько сильно и глубоко противостояние?

Автор может охватить несколько уровней конфликта, но при этом должен понимать, где именно находится пик взаимоотношений между героями или между героем и обществом – где максимальный накал страстей и эмоций. Это внутренние разногласия героя или нечто большее? На чём именно лучше остановиться и сфокусировать внимание?

К примеру, «Анна Каренина» охватывает и внутренние конфликты, и межличностные, и социальные.

Основные вопросы на этом этапе:

  1. О чём идёт речь – о внутреннем или даже подсознательном конфликте?
  2. Будут ли межличностные разногласия?
  3. Есть ли противостояние между сословиями, слоями общества? Или герой борется с природой?
  4. Может быть, дело заходит дальше – до крупномасштабных баталий или даже межзвёздных конфликтов?

Нет «правильного или неправильного накала» конфликтов. Писатель должен найти ту грань, за которую он не планирует идти. А затем определить персонажей и взаимоотношения между ними.

В заключение

Ещё раз обо всех этапах планирования:

  1. Выбрать эпоху.
  2. Задать хронологию – продолжительность повествования.
  3. Указать место или места действия.
  4. Ограничить накал конфликта, выбрав его уровень (подсознательный, внутренний, межличностный, социальный, межгосударственный, межпланетный).

Помните, из любой якобы банальной истории при качественной проработке квартета замысла получается яркая и запоминающаяся книга! Эпоха, продолжительность, место и накал конфликтов помогут выстроить ни на что не похожую ткань повествования.

error: