Ещё Экклезиаст говорил «ничего нет нового под луной». С тех пор ничего не изменилось – в мире ежеминутно происходят сотни событий. А в литературе ежегодно появляется множество книг. Всё уже многократно произошло до нас, все темы уже затронуты и рассмотрены великими писателями.
Означает ли это, что новичку в литературе лучше забыть о таланте и стереть на компьютере все наброски книг? Конечно же, нет. Любую избитую тему можно преподнести в интересном ракурсе. Главное – создать новый мир, о котором читатель ещё не читал полноценных произведений, избежав шаблонности.
Перед тем как писать
Сколько раз мы знали завершение истории, едва открыв новую книгу? Или сцены казались нам шаблонными, встречающимися в большинстве произведений того или иного жанра? Как читатели мы испытывали горькое разочарование или растерянность. А как писатели, если к таковым себя причисляем, мы обязаны написать лучше, интереснее, свежее.
Главный вопрос для творца здесь один:
Что я могу сотворить такого, о чём ещё никто не читал? Или читал мало?
И речь не об оригинальности замысла! А об умении создать глубокий, хорошо проработанный мир.
Мы уже писали о создании мира фэнтези. Кому интересно, можете ознакомиться:
Что такое квартет замысла?
А сегодня дополним информацию по созданию оригинальных авторских миров понятием «квартет замысла». В него входит четыре основных грани:
- Эпоха, в которой происходит действие.
- Продолжительность (временной отрезок), затронутый в книге.
- Место действия — локация.
- Накал (уровень конфликта) в произведении.
Хороший квартет — гарантия успеха!
Именно эти грани придают книгам оригинальность и правдоподобие. Рассмотрим их подробнее.
В какую эпоху живут герои?
Чем лучше автор знает описываемую эпоху, тем самобытнее его произведение. Нужно уделить внимание тенденциям в развитии общества, политическим событиям, социальным явлениям, каким-то другим особенностям (возможно, моде, религии, научным открытиям).
Главный вопрос – когда? В будущем, далёком прошлом, в параллельном измерении, где не существует времени или оно движется вспять?
Место нашей истории во времени определяет логику героев и событий, помогает раскрыть внутренний и внешний конфликт.
Простой пример. В наши дни никого не удивишь изменой. История Анны Карениной в XX или XXI веке не поразит современников. Они привыкли к разводам. А вот в пореформенную эпоху XIX века — это повод для осуждения в высшем обществе и порицания. Это резонансное, скандальное событие. Основа для жестокого внутреннего и внешнего конфликта, приведшего к самоубийству.
Как долго длится история?
Время – ещё одна важная деталь произведения. На тему Великой Отечественной войны написано много книг. Некоторые посредственные, другие выделяются из общей массы. Почему? В них авторы раскрыли какой-то конкретный промежуток времени, уделив ему максимум внимания.
Главный вопрос здесь – как долго?
Кстати, у фэнтези тоже есть своё летоисчисление. Неправильно, если история длится для автора и читателей «примерно несколько дней или недель». Правильно заключить её в конкретные временные рамки.
Читать: Мир произведения: создаём прошлое (исторические вехи и глобальные события)
Важно определиться, сколько именно длятся события? Один день, как в романе «Улисс» Джойса, или месяц, год, несколько десятилетий, столетий? Роман может описывать любые временные промежутки. Здесь нет никаких ограничений.
Пример правильного определения продолжительности: «Тихий дон» — от преддверия первой мировой войны до последствий гражданской войны, то есть, 1912 год — 1922 год.
Где находятся герои?
Третья грань – место, она напрямую касается географии мира/книги.
Может быть, герои действуют в пределах одной комнаты (пьеса «За закрытыми дверями»), перемещаются между планетами (романы по вселенной Звёздных войн), находятся на улочках одного города (например, Петербурга, как в «Преступлении и наказании»)?
Основной вопрос – где?
Местонахождение определяет:
- характеры главных героев;
- развитие сюжета;
- масштаб происходящего.
Сложнее всего работать с фэнтезийными и фантастическими мирами. Иногда требуется нарисовать несколько карт, чтобы определиться с локацией.
В случае с фэнтези/фантастикой автор должен знать не только местонахождение героев, но и быт, обычаи местных жителей, архитектурные особенности городов, их планы.
Неправильно заявить, что история происходит где-то у далёких звёзд. Правильно точно определить место – например, пустынная планета Татуин (как в «Звёздных войнах»).
Чем лучше проработана карта мира, тем достовернее выглядит рассказываемая история!
Какой накал конфликта предвидится?
Хронология событий и местонахождение героев – половина дела. Квартет замысла не обойдётся без определения уровня конфликта, его накала.
Основа любой хорошей книги – конфликтная ситуация, в которую втянуты действующие лица. Конфликты вырастают из взаимоотношений героев.
Грубо говоря, основной вопрос здесь – насколько сильно и глубоко противостояние?
Автор может охватить несколько уровней конфликта, но при этом должен понимать, где именно находится пик взаимоотношений между героями или между героем и обществом – где максимальный накал страстей и эмоций. Это внутренние разногласия героя или нечто большее? На чём именно лучше остановиться и сфокусировать внимание?
К примеру, «Анна Каренина» охватывает и внутренние конфликты, и межличностные, и социальные.
Основные вопросы на этом этапе:
- О чём идёт речь – о внутреннем или даже подсознательном конфликте?
- Будут ли межличностные разногласия?
- Есть ли противостояние между сословиями, слоями общества? Или герой борется с природой?
- Может быть, дело заходит дальше – до крупномасштабных баталий или даже межзвёздных конфликтов?
Нет «правильного или неправильного накала» конфликтов. Писатель должен найти ту грань, за которую он не планирует идти. А затем определить персонажей и взаимоотношения между ними.
В заключение
Ещё раз обо всех этапах планирования:
- Выбрать эпоху.
- Задать хронологию – продолжительность повествования.
- Указать место или места действия.
- Ограничить накал конфликта, выбрав его уровень (подсознательный, внутренний, межличностный, социальный, межгосударственный, межпланетный).