Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Действие, отображаемое в художественной книге, имеет свои рамки. Объёмный материал из диалогов, конфликтов, символов, персонажей, сюжета часто приходится сокращать до разумных пределов. Поэтому для работы над вселенной произведения нужны некие техники, позволяющие «сжать» смыслы – уместить их в ограниченное время и пространство.

Задача любого автора – понять, как соотносится содержание книги и вселенная повествования. Мир произведения должен выглядеть целостным, идеально умещаться между текстом и смыслом, как неотъемлемая грань содержательной формы.

Общие понятия

В литературоведении существует такое понятие, как художественный мир произведения. Он не тождествен нашей реальности – то есть, всегда содержит вымысел, имеет условные формы изображения.

Это преображённая реальность, которая тем не менее подчиняется установленным самим же автором законам. Проще говоря, если драконы в начале книги летали, они не могут к её середине ползать. Писатель сам задаёт рамки для создаваемого мира, влагает в него какие-то законы (в том числе физические), особенно если идёт речь о фантастике или фэнтези.

Читать:

О фантастических элементах (допущениях)

Такую преображённую реальность ещё называют «внутренним миром произведения», обладающим художественной цельностью и единством всех компонентов.

Нельзя заявить, что вот в этой книге мир изображён неправильно. У каждого автора свой творческий ракурс, с которого он рассматривает, изучает действительность. И ракурс этот напрямую связан со спецификой произведения, его художественной целостностью.

У внутреннего мира книги есть свои закономерности и смыслы. В нём всё взаимосвязано, как в единой системе, отражающей действительность… но всегда в преображённом виде! Преобразование реального мира происходит в соответствии тем задачам, которые писатель ставит перед собой. И тем идеями, которые вложены им в конкретное литературное произведение.

Что включает в себя вселенная произведения?

Преображённая реальность художественной книги многопланова. В ней много отдельных «единиц» или компонентов.

Это:

  • действующие лица – персонажи;
  • события, из которых построен сюжет;
  • портреты персонажей;
  • особенности их поведения/психики;
  • окружающая реальность – природа, если описывается пейзаж, местность; вещи, если идёт речь об интерьере;
  • монологи, диалоги, цитаты, принадлежащие кому-то и передаваемые персонажами;
  • и, наконец, мелкие детали, отражающие эмоциональное состояние.

В книге автор:

  • задаёт отдельное пространство – «географические координаты» (от одной комнаты до открытого космоса), где перед читателем разворачивается действие;
  • создаёт временные рамки (от нескольких часов до столетий);
  • устанавливает определённую психологическую среду (зачастую сильно отличающуюся от той, что указана в учебниках по психиатрии и психологии!);
  • даёт социальное устройство;
  • указывает исторические факты, если идёт речь о реализме или историческом романе;
  • обрисовывает нравственность и моральные ценности, причём именно законы нравственности заметно изменяются по мере развития литературы в целом (автор как бы вносит в повествование представления и понятия своей эпохи).

Как «сжать» смыслы?

Шаг первый: Ядро произведения – его главная тема. Если взглянуть на неё внимательно, можно прийти к единому визуальному образу, который лучше всего отобразит основную мысль литературно-художественной истории.

Например, в библейской книге «Исход» показан человек – Моисей, взявший на себя заботу о целом народе и получивший откровение, Закон Божий. Это главная тема повествования. Визуальный образ истории – пустыня, по которой путешествует народ во главе с пророком. Это вселенная книги, её внутренний мир.

Шаг второй: После того, как будет найдена главная тема и дано краткое описание вселенной (мира произведения), можно поискать место, где происходят основные события. Это «внутреннее пространство» необходимо огородить «стеной» – границами повествования. Всё, что вне «стены» использовать не нужно. Драматические события будут происходить внутри «периметра».

Основная задача на данном этапе – сохранить целостность пространства. Даже если локаций много, отправлять героев куда вздумается нельзя!

Читать:

О квартете замысла (четырёх ключевых гранях создаваемого мира): эпоха, время, география, накал конфликта

Как соблюсти целостность пространства?

Существует минимум четыре приёма для сохранения пространства – единого места действия в книге.

Это:

1.Деление на сегменты. Приём подходит для научной фантастики и фэнтези – книг, где обрисовывается новая вселенная, но действие разворачивается в нескольких ключевых точках.

«Географическая» привязка может быть любой – от одной комнаты до бескрайнего космоса. В начале повествования автор даёт в общих чертах описание вселенной и основных событий. После чего выбирает несколько локаций, где и разворачиваются ключевые моменты рассказываемой истории. При этом остальной мир показывается вскользь, штрихами, лишь для общего понимания произведения.

2.Путешествие через однородное пространство. Приём идеально подходит для постапокалипсиса, так называемых дорожных историй вроде «Титаника» и классического вестерна.

«Географическое единство» достигается за счет нахождения героя в одной и той же природной зоне. Например, он пересекает океан на паруснике, или сплавляется вниз по речному руслу. Основная ошибка здесь – бросать героя из одного места в другое, никак не связанное с предыдущим. В результате получится не роман, а сборник из отдельных рассказов.

Читать:

Как создать (нарисовать) карту вымышленного мира?

Мир произведения – как связать климат с настроением?

3.Кольцевой маршрут. Приём подходит для любого жанра. Он сходен с «путешествием через однородное пространство» за тем лишь исключением, что герой в конце истории возвращает в ту же точку, с которой всё началось.

Линейного движения здесь нет. Поэтому важно показать, как изменился герой к концу романа, отобразить его контраст с окружающей средой, по-прежнему оставшейся неизменной.

4.Портал между мирами. Приём подходит для историй, в которых события разворачиваются в нескольких мирах.

Вначале автор показывает основной для героя мир, демонстрирует читателю его характер, умения. Это как бы трамплин в главную историю, которая развернётся позже. Здесь важно не задержаться дольше, чем нужно!

После герой попадает в новую для него среду, где приспосабливается и выживает благодаря своим умениям. По такому принципу строятся, например, романы о попаданцах.

Как показать конфликт?

Важно помнить: вселенная придумывается под героев, а не наоборот. Она отражает характеры персонажей и их судьбы.

Для построения конфликта необходимо проанализировать систему персонажей. Найти, в чём состоит предмет спора главных действующих лиц – какие именно ценности противостоят друг другу. Отсюда проистекают визуальные противоположности, которые можно отобразить во вселенной произведения.

Возьмём к примеру «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда. Конфликт отражается здесь даже в описании жилищ героев. У Гэтсби дом выглядит роскошно, но порядком вульгарно. Да и живёт он в не столь аристократическом Уэст-Эгге. У Тома и Дейзи особняк в классическом стиле, расположенный в солидном и богатом Ист-Эгге. Главное противопоставление во вселенной этого произведения – небоскрёбы Нью-Йорка и особняки побережья против равнин Среднего Запада.

Алгоритм проработки вселенной

Работа над новым миром произведением выглядит примерно так:

  1. Формулируется главная тема произведения.
  2. Кратко, буквально одним предложением, описывается вселенная (с учётом главной темы).
  3. Создаётся целостное пространство (можно использовать один из четырёх приёмов, описанных выше).
  4. Вспоминается ранее разработанный конфликт ценностей.
  5. Для каждого персонажа придумывается среда обитания (визуальное пространство), отражающая его ценности.

Хорошо, если противостояние строится на визуальном контрасте, конфликте сред обитания. В этом случае борьба героя и антагониста обрастает нужными мелкими деталями, которые вызывают определённое эмоциональное состояние у читателя.

error: