Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Карта – важный элемент вымышленного мира. На начальном этапе работы над книгой она помогает не только визуализировать особенности рельефа, но и в некотором смысле дополнить сюжет.

Создание карты мира отличное подспорье для авторов в фантастическом и фэнтезийном жанре. Собственно, эта категория писателей больше всего нуждается в картографировании своих историй.

Что понадобится?

Рассмотрим самый простой способ создания мира по карте. Да-да! В начале разрабатывается карта и лишь за ней полноценный, яркий и впечатляющий авторский мир.

Для работы понадобится сущая малость:

  • а) вдохновение;
  • б) час-полтора свободного времени;
  • в) лист бумаги формата А4 (альбомная страница) или А2 (в два раза больше альбомной);
  • г) простой карандаш или цветные карандаши, ластик.

Можно работать в блокноте, который удобно носить с собой. Для первых набросок он тоже отлично подходит.

С чего начать?

Рисовать карту вымышленного мира удобнее всего, оттолкнувшись от уже имеющихся наработок – климата и настроения, создаваемого той или иной погодой.

карта мира-2

Подробнее об этом здесь: Мир произведения – продумываем климат Мир произведения – как связать климат с настроением?

Пора «увидеть» климатические зоны! Если климат соответствовал островам – на лист бумаги наносятся моря и островная часть мира. Если изначально создавался континент, рисуется крупный или не очень материк.

Географические особенности

Географические «достопримечательности» продумываются перед нанесением на лист рельефа местности. Так меньше хлопот с картой. Наводящие вопросы (пример):

  • 1)Какие горные цепи возникли в результате катастроф? Заодно придумается одна-две новых легенды или предания!
  • 2)Есть ли обмелевшие реки, моря, озёра?
  • 3)Сколько лесных массивов на материке?
  • 4)Пострадала ли местность, например, от метеоритных дождей, потопа, оледенения?
  • 5)Насколько природные катаклизмы изменили рельеф и жизнь в этом мире?

На первоначальные наброски рельефа обычно требуется не больше 15-20 минут. Главное, не ограничивать себя никакими рамками. Тогда фэнтезийный мир получится интересным и запоминающимся.

Конечно, никто не мешает сначала нарисовать простым карандашом горы, реки, озёра, долины, посмотреть на них, подумать, стереть лишнее, добавить необходимое – то есть, всё исправить согласно задумке в процессе работы. Но в этом случае на проработку карты уйдёт больше времени.

Схематические значки

В процессе рисования используются самые обычные схематические указатели:

  • ёлочки – лесные массивы;
  • треугольники – отдельные горы;
  • скопление треугольников – горные гряды;
  • поселения – домики;
  • крупные города – точки на карте, и так далее.

Не нужно красоты!

Конечно, карта, созданная в Photoshop, выглядит великолепно. Каждому писателю хочется дополнить книгу именно такой качественной визуализацией. Но на этапе разработки мира красивая карта большая помеха! Красивую схему сложно править. Мы все любим сохранять симпатичные рисунки на память, для своей коллекции, чтобы показать друзьям/папе с мамой, чтобы повесить на стену и сказать себе «какой я молодец».

Поэтому нужна просто функциональная карта, которую не жалко корректировать – стирать горы, перемещать острова, разрушать населённые пункты, пересаживать леса, менять очертания суши.

Этапы прорисовки

В большинстве историй события происходят на территории существенно меньшей, чем вся воображаемая планета. Поэтому внимание уделяется именно тем местностям, на которых кипят экономические, политические страсти, ведутся войны или заключаются союзы. Создание карт мира фэнтези включает в себя несколько этапов. Рассмотрим подробно каждый из них.

Этап 1

На листе обводятся несколькими кружками области основных событий. Внутри каждого кружка «живёт» какой-то народ или существует государство/клан/кочуют племена, и так далее. Каждый из кружков размещается исходя из взаимоотношений соседних народов, их экономической деятельности. Например, горные племена заселяют высокогорье, рыбаки живут вблизи водоёмов и морей. Воюющие государства/племена всегда имеют общие границы. Точно так же соседствуют народности, находящиеся в мирных торгово-экономических отношениях.

Схематические кружочки нужны, чтобы выстроить отношения между нациями правильно!

Этап 2

Поверх кружков прорисовывается будущий материк, а именно, его береговая линия. Здесь тоже учитываются особенности той или иной народности. Рыбакам нужны извилистые бухты и мощные реки. В них же нуждаются государства с большим военным флотом. Важно избегать прямых линий! Лучшим примером служит физическая карта земных материков, где по побережьям словно пьяный художник пробежался.

Этап 3

Далее рисуются горные цепи и отдельные горы сообразно с климатическими условиями мира и требованиями сюжета. Например, горы могут отделять пустыни от густых тропических лесов. Создавать необходимые препятствия на пути героев.

Также с помощью горных кряжей удобно разграничивать государства или экономические зоны в пределах одной страны.

Этап 4

Вслед за горами на континенте появятся реки, которые всегда текут от высшей точки рельефа к нижней – от гор к морям, океанам, озёрам. Опять же, лучший пример – физическая карта Земли. Настоящие реки существуют будто могучие деревья, врастая корнями–устьями в моря, и возносясь разветвлёнными кронами–притоками в горы. Реки имеют важное стратегическое значение — играют роль естественной защиты от вражеских нападений. А в их устьях удобно строить крупные города, так как здесь просто организовать бурную экономическую деятельность.

Этап 5

На следующем этапе местность «засаживается» лесными массивами и отдельными рощицами, исходя из географических особенностей. Например, густые леса могут произрастать у подножия горного кряжа. Или в районах проливных дождей, а также на обширных равнинах, вблизи крупных озёр. Буйная растительность любит влагу, умеренный или тропический климат.

Этап 6

Самый важный момент – размещение городов и поселений. Они не могут существовать в любом месте на карте по прихоти автора. Население нуждается в пище, доступе к чистой воде, возможности экономической и сельскохозяйственной деятельности, в безопасности жилищ. По этой причине города возникают в местах с хорошей защитой от набегов воинственных соседей, а также климатических и погодных катаклизмов. Они связаны между собой транспортными сетями – дорогами, спокойными судоходными реками.

В зависимости от рода экономической деятельности поблизости располагается источник сырья и продовольствия (горы с залежами полезных ископаемых, озера с рыбой, обильные пастбища для скота, территории под выращивание сельскохозяйственных культур, и так далее).

Этап 7

Дороги – последний штрих местности. Ими соединяются населённые пункты и области, где производятся или добываются ресурсы. Двигатель экономики – торговля, если иное не предусмотрено сюжетом (вдруг в созданном мире существа не питаются в привычном нам смысле?). Исходя из логики торговых отношений будут строиться все крупные дороги: от места добычи или производства к месту реализации конечного продукта.

Завершение работы

Нарисовав карту, можно спокойно отдохнуть в течение часа. После чего не помешает окинуть набросок критическим взглядом:

  1. Правильно ли размещены стратегические точки – города?
  2. Есть ли ресурсы, которые придётся защищать? Могут ли здесь вспыхнуть войны (за что именно, при каких условиях)?
  3. Если бы автор сам основывал страну в этой местности, где бы он разместил государственные границы? И вообще, нужны ли границы в созданном мире?

Готовую карту можно раскрасить цветными карандашами. Обвести все контуры ручкой. Затем приступить к написанию истории. А можно… выбросить и заменить новой.

В заключение

Если что-то не устраивает, берётся чистый лист и всё рисуется с самого начала. Как вариант, часть нарисованного карандашом аккуратно стирается ластиком.

Изменения на карте почти всегда возникают в процессе «налаживания отношений» между историей, сюжетом и местностью, на которой эта история разворачивается.
Каждый новый набросок – не пустая трата времени. Это возможность получить свежие идеи, усовершенствовать сюжет, сделать приключения героев увлекательными для читателя.

Все этапы построения вымышленного мира — читать

error: