Как создать мир для фантастики/фэнтези?
Основные принципы:
Первое – глобальный подход. Конечно же, создать фэнтезийный или фантастический мир можно, опираясь на реальность. Но изменения, которые будут вноситься, все равно носят глобальный характер.
Что здесь подразумевается? Разработка с нуля. Автору нужно продумать:
- Географию и климат.
- Исторический период.
- Как выглядит население (расы, народы, государства и их взаимодействие: политика, экономика, история).
- По желанию определить религию, мифы и легенды. Особенно это важно для фэнтези.
- Указать состояние мира на момент начала истории. То есть, выбрать некую локацию и про неё рассказать читателю. И автор должен сам знать об этой локации всё! Политические и экономические нюансы, географию, социальные особенности и так далее. Также важно показать самого героя (его возраст, положение в местной иерархии, взаимоотношения с другими персонажами).
Второе – сочетание фантазии и логики.
Что-то придумать – это половина дела. Важно логически вписать фэнтезийную или фантастическую деталь в создаваемый мир. Сделать её достоверной. Показать, как она влияет на всю систему мира в целом. Здесь для справки и обоснования чего-либо поможет реальная наука.
Но самое главное, чтобы объяснение выглядело просто, и его можно было донести до читателя. Поэтому кроме изучения научных данных приветствуется логика и здравый смысл! Вводимая деталь должна выглядеть достоверной, но не обязательно быть достоверной.
Третье – разнообразие. То есть, чем больше автором придумано и привнесено в текст, тем лучше. Проще говоря, три-пять народов лучше, чем два. Это поможет создать сложные и интересные взаимоотношения.
Ориентировочно для обогащения мира может быть задействовано:
- от трех до шести-семи действующих сторон (государств, планет, народов, рас, племён и так далее);
- от трёх до пяти уникальных (авторских, с объяснением для читателя) животных, растений, явлений;
- от одной до четырёх-пяти интересных локаций.
Важно! Чтобы четверть вымышленных деталей напрямую влияла на сюжет или персонажей книги, конфликты. Это описывается подробнее всего.
Четвёртое – ориентирование на реальность. Потому что, созданный мир должен легко пониматься и чувствоваться читателем. Если создать нечто уникальное, ни на что не похожее, придётся давать слишком много пояснений.
Придумать мир, в котором нет ни одной отсылки к реальному миру, фактически невозможно! На что ориентируются авторы?
- На исторические и технологические периоды реальной истории, общественные уклады. Если создаётся фэнтезийный мир он, как правило, существует в доиндустриальную эпоху. Соответственно, можно обратиться к разным периодам Средневековья или к древнему миру. Посмотреть, как и чем жило общество, какой был уклад, быт.
- На изучение натуры (по возможности). Например, описывая пустынный мир, можно посетить земные пустыни. Или наведаться в лес для описания лесной деревеньки.
- На собственную наблюдательность. Из окружающего мира к автору приходят описания, диалоги, яркие детали, типажи характеров.
И самое главное – системность и системное мышление.
Как создать мир для мистики, социальной фантастики и городского фэнтези?
Основные принципы:
Первое – в обычный мир вписать необычное. Здесь тоже уместен глобальный подход к созданию мира, но он модифицируется с учётом жанра.
Основные ошибки:
- Механическое, без согласования друг с другом, введение необычных и обычных элементов мира.
- Использование шаблонов (стандартные призраки, вампиры, оборотни, гномы, эльфы, бессмертие). То же самое механическое использование деталей, без вплетения в единую систему мира. Нужна модернизация и авторский подход!
- Непродуманность, без дополнительных объяснений (потому что магия – не вариант!). Нужно иметь хотя бы некие наукообразные пояснения и ограничения.
Второе – использовать саспенс. Конечно же, эта рекомендация относится больше к хоррору и мистике. Закрытый саспенс – мгновенный испуг. Открытый саспенс – читатель знает об угрозе герою, а сам герой не в курсе. Напряжение растет.
Правила создания саспенса в книге:- Задать загадку (странность) в начале и не дать ответа.
- Нарастание странностей, внезапное или постепенное. Причем объяснение не даётся до самого конца книги!
- Неоднозначный финал с «двойным дном». Вроде бы всё хорошо, но есть намек на трудности для героев.
Третье – уделить максимум внимания достоверности. Читатель оценивает реальный мир, а потом то, как в него вписаны необычные детали.
window.yaContextCb.push(() => {
Ya.Context.AdvManager.render({
"blockId": "R-A-13789082-2",
"renderTo": "yandex_rtb_R-A-13789082-2"
})
})
Что повышает достоверность:
- Детализация на бытовом уровне (фактура). Появление необычного в обычной жизни.
- Логичность и обоснованность реакции героев согласно их характеру.
- Логичность и обоснованность сюжетных поворотов (логика характера, обоснование, подготовка к сюжетному повороту заранее).
- Изменение шаблонных архетипов, их доработка уникальными деталями и отличиями.
Четвертое – вводить читателя в этот мир постепенно (либо изначально давать уже измененный мир). То есть, постепенное сближение с необычным миром либо культурный шок.
Как создать мир исторического романа или альтернативной истории?
Основные принципы:
Первое: следование логике политических и исторических процессов, их знание. Война и мир, их условия, влияние перенаселения, массовых забастовок и так далее.
Второе: изучение подходящего исторического периода. Здесь нужны любые детали! Быт, одежда, вера, социальные особенности. Реализм очень важен. Необходимо изучать мемуары, прессу, дневники реальных людей.
Третье: системный подход (важно для альтернативной истории). Нужно показать все изменения:
- в культуре и быте;
- в науке и технологиях;
- в обществе и жизни отдельного человека;
- в экономике и политике.
Где чаще всего встречаются ошибки в исторических романах?
Прежде всего, это поведение персонажей, их психология. А также речевые особенности (включение современного лексикона, метрической системы, измерения времени).
Недостоверность в бытовых деталях, вытекающая из незнания фактуры (исторического периода).
Где чаще всего встречаются ошибки в альтернативной истории?
Недостаточный анализ произошедших исторических изменений. Не все уровни рассмотрены. На самом деле, это очень сложная задача – увидеть всю систему в целом, отследив её изменение, вызванное заменой одного-двух элементов.
Хромает логика.
Как создать фон для историй в реальном мире?
Автору в этом случае не нужно строить мир с нуля. Ему требуется лишь фон для истории. Не нужно отслеживать системные изменения в мире, если вводится какой-то необычный элемент. Такой подход характерен для психологической и реалистической прозы, детективов, современных любовных романов, детской литературы.
Основные принципы для создания фона:
Изучение локации (декораций для истории). Нужно для глубины повествования. Здесь помогут карты местности, беседы с местными жителями.
Выделение ярких деталей для создания колорита. Необходимо для узнаваемости места. Здесь помогут дневники путешественников, если идет речь об экзотическом месте. Либо поездка в это место. А также чтение СМИ, форумов.
Поиск «изюминок». Сюда относятся местные легенды, истории, поверья, особенности достопримечательностей.
Выбор оптимального соотношения между стандартным и уникальным, чтобы не давать лишние описания.
Но здесь всё зависит от поставленных задач. В остросюжетной прозе уникальность передаётся только в ярких деталях, а фактура выглядит стандартно. В психологической прозе уникальности требуется больше, как и работы с фактурой.
Главное правило – не завалить читателя ненужной информацией. Фактура, те самые «рюшечки», даются дозировано. Они отвлекают от действия и сюжета. А вот в психологической прозе «рюшечки» вполне уместны, ведь они задают особое настроение.
window.yaContextCb.push(() => {
Ya.Context.AdvManager.render({
"blockId": "R-A-13789082-3",
"renderTo": "yandex_rtb_R-A-13789082-3"
})
})