Место для общения фанатов, без акцента на конкретной дораме: Флудилка.
Можно также задать вопрос автору.

Фантастический элемент или элемент фантастики – неотъемлемая часть любого произведения такого жанра. Это как изюминка на торте, украшение всей истории. Чем элемент ярче, чем он лучше продуман, тем интереснее авторский мир, тем он сильнее запоминается читателю.

В чем суть?

Фантастические элементы в литературе являются фантастическими допущениями. То есть, это факторы нереальные, не встречающиеся в нашей повседневности.

Братья Стругацкие определили жанр фантастики, как литературу, в которой используется особый прием: введение элемента необычайного или допущение. С этим определением согласны многие критики и писатели-фантасты.

Классификация

А вот с классификацией допущений возникла некоторая неразбериха. По Громову и Ладыжинскому она выглядит следующим образом (это наиболее структурированный и понятный вариант, на мой взгляд):

1)Научная фантастика:

— допущения, основанные на естествознании (открытия, изобретения);

— элементы на основании гуманитарно-научных знаний (социологии, религии, политики, психологии, истории, этики) -это социальная фантастика, утопии и антиутопии.

2)Футурология или перенесение истории в будущее.

3)Фольклорные допущения, базирующиеся на мифах, легендах, сказках. Чаще этим «грешит» фэнтези.

4)Допущения, полностью основанные на вымышленном авторском мире (как в классическом фэнтези).

5)Мистические элементы. Характерны для книг в жанре мистика, ужасы.

6)Фантасмагория или базирование произведения на факторах, не имеющих никакого логического основания. Этот прием характерен для черного юмора, создания историй о супергероях.

При чем автор может использовать в своей истории несколько допущений.

Фэнтезийные элементы

В идеале элемент не существует отдельно от вымышленного мира. Он гармонично вписан, является его частью, «естественным порождением».

Если говорить о фэнтези (любом направлении), в качестве определяющего допущения в нем выступает магия. Ее показывают, как магические способности: эмпатию, некромантию, магию природы (мира).

Работа над фэнтезийными элементами

При проработке мира следует ответить на такие вопросы:

1)Что в этом мире необычного?

2)Из чего можно вывести фантастический элемент-допущение?

3)Какое место он занимает в мире?

Автору нужно определить:

  • систему магии (например, магию природы и стихий);
  • как выглядят заклинания (может быть это слова, жесты или только мысли);
  • как выглядят ритуалы (возможно, это шаманизм или полноценное религиозное течение);
  • какие магические предметы существуют (зелья, руны, карты, артефакты).

Дополнительные вопросы:

  1. Какие легенды о магах прошлого и великих артефактах существуют?
  2. Есть ли опасные магические предметы или злые маги, обещавшие вернуться из глубин прошлого?
  3. Существуют ли храмы? Кто присматривает за ними и носителями магии (например, жрецы, живые божества)?
  4. Как все вышеперечисленное коррелируется с уже продуманными ранее легендами, поверьями, мифами?

Об этом писалось здесь:

Мир произведения: легенды, поверья, приметы

Фантастические элементы

В фантастике используется другой прием. Если и существует магия, она технически обусловлена (техномагия) – то есть, является магией устройств.

Часто освещаются такие научные достижения, которые кажутся современному человеку настоящим волшебством.

Работа над фантастическими элементами

Основные вопросы, если повествование ведется о мире научных достижений или вселенной с признаками техномагии:

1)Как и когда появились необычные устройства? Или какие научные открытия сделаны?

2)Чем они примечательны?

3)Существуют ли легенды об изобретателях или ученых?

4)К чему стремится научный мир? Что хотят создать, открыть, изобрести? Чем он может напугать или удивить в будущем?

5)Есть ли запрещенные научные темы? Что нельзя изобретать или разрабатывать, открывать?

Фантастический или фэнтезийный элемент обязательно должен иметь исторические и «легендарные» корни! Поэтому основывайтесь на уже придуманных легендах и/или исторических фактах.

Читать:

Мир произведения: создаем прошлое (исторические вехи и глобальные события)

Готовое допущение обязательно вписывается в мироустройство! Ему даются логические связи с другими составляющими истории (политикой, экономикой, религией, историей, мистикой, и так далее).

Все этапы построения мира — читать

error: